Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара.
5.2.По данным выборочного обследования получены показатели ассортиментной структуры поступления, продажи и запасов плащей, ед.:
Плащи женские, р. | Товарные запасы на начало месяца | Поступление | Продажа | Товарные запасы на конец месяца |
До 1000 | ||||
1000 - 1500 | ||||
1500 - 2000 | ||||
2000 и выше |
Рассчитайте:
1) ассортиментную структуру (в процентах к итогу) поступления, продажи и запасов плащей. Сделайте вывод о соответствии поступления товаров спросу;
2) показатели средней цены поступления, продажи и товарных запасов. Сделайте вывод, какие плащи пользуются повышенным спросом.
5.3.Имеются данные выборочного обследования об ассортиментной структуре поступления, продажи и запасов шелковых тканей за квартал:
Ассортиментный вид товара | Цена за 1 м, р. | Количество, тыс. м | ||
Поступило | Продано | Товарные запасы на конец квартала | ||
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г |
Рассчитайте средние цены поступления, продажи и товарных запасов. Сделайте вывод о соответствии ассортиментной структуры поступления товара спросу.
5.4.Динамика розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров в области за год характеризуется следующими данными:
Оборот розничной торговли, млн. р. | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
Продовольственные товары | 2561,6 | 2968,1 | 3639,3 | 5834,8 |
Непродовольственные товары | 4258,1 | 4841,7 | 5734,8 | 8508,5 |
Проанализируйте пропорциональность рынка с помощью компаративных индексов, сделайте выводы.
5.5. Имеются следующие данные об объеме оборота розничной торговли и платных услуг по годам:
Показатели | |||||
Общий объем оборота розничной торговли, млн. р. | 341,2 | 350,8 | 375,7 | 414,6 | 481,7 |
Объем платных услуг, млн. р. | 49,6 | 53,6 | 62,0 | 68,9 | 81,3 |
Рассчитайте:
1) компаративные индексы, характеризующие динамические пропорции представленных в таблице показателей;
2) дисперсию и коэффициент вариации доли услуг в общем объеме оборота розничной торговли за пять лет для оценки устойчивости развития рынка услуг.
Сделайте выводы.
5.6. До повышения цен в среднем за день продавалось 400 ед. товара А, после повышения цены с 40 р. за 1 ед. товара до 50 р. продажа сократилась до 250 ед. в день.
Определите коэффициент эластичности спроса от уровня цен. Напишите формулу, по которой производился расчет, объясните результат.
5.7.За год душевое потребление мяса по обследованной совокупности семей выросло на 5%. Прирост же душевого дохода по этой группе семей за год составил 10%.
Определите коэффициент эластичности спроса на мясо от уровня дохода. Напишите формулу коэффициента, поясните ее. По результату сделайте выводы.
5.8.Имеются данные о доходе и приобретении i-го товара в расчете на одного члена семьи.
Анализ приростов позволил выбрать линейную формулу модели:
= а + bx.
Номер семьи | Среднемесячный доход на 1 члена семьи, р. | Приобретение за месяц на 1 члена семьи i-го товара, кг |
5 | ||
Определите теоретический коэффициент эластичности приобретения i-го товара от роста душевого дохода. Сделайте выводы.
5.9. Имеются следующие данные бюджетных обследований семей за месяц:
Номер семьи | Денежный доход на человека, р. | Расход на оплату услуг парикмахерских, р. |
Рассчитайте:
а) параметры уравнения связи между представленными в таблице показателями, используя линейную форму модели;
б) теоретический коэффициент эластичности расходов на оплату услуг парикмахерских от размера душевого дохода.
Сделайте выводы.
5.10. Рассчитайте показатель среднего уровня риска фирмы, подготавливающей новый товар к выходу на рынок, по следующим данным:
№ п/п | Фактор (критерий) риска | Конъюнктурная оценка | Балл | Вес |
Емкость рынка | Значительная | 0,2 | ||
Устойчивость спроса | Неустойчивый спрос | 0,2 | ||
Конкурентоспособность товара | Высокая | 0,2 | ||
Интенсивность конкуренции | Средняя | 0,15 | ||
Финансовое состояние фирмы | Удовлетворит. | 0,06 | ||
Обеспеченность производства сырьем и материалами | Нормальная | 0,06 | ||
Уровень торгового сервиса | Достаточный | 0,05 | ||
Качество работы маркетин- говых служб | Хорошее | 0,06 | ||
Сбыт и продажа старого товара | Успешные | 0,01 | ||
Имидж фирмы | Высокий | 0,01 |
Оцените полученный результат по шкале границ риска.
5.11.Имеются следующие данные о товарообороте региона за два периода, тыс. р.:
Продавцы | Покупатели | |||
Торговые организации | Конечные потребители товара | |||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
Производственные предприятия | 264 040 | 302 890 | 30 996 | 28 770 |
Торговые организации | 133 168 | 168 672 | 266 560 | 283 010 |
1. На основе приведенной информации определите за каждый период:
а) товарооборот производителей товаров;
б) товарную массу, поступившую в сферу обращения;
в) оптовый, розничный и валовый товарооборот;
г) торгово-посреднический товарооборот;
д) сальдо товарных запасов в обращении.
2. Охарактеризуйте динамику исчисленных в п. 1 категорий товарооборота. Сделайте выводы.
5.12.Товарооборот торгующих организаций области по реализации группы товаров А за I квартал характеризуется следующими данными, млн. р.:
Продавцы | Покупатели | |||
Оптовая фирма - посредник № 1 | Оптовая фирма - посредник № 2 | Фирма розничной торговли | Население | |
Фирма - производитель товара | - | - | ||
Оптовая фирма - посредник № 1 | - | |||
Оптовая фирма - посредник № 2 | - | - | - | |
Фирма розничной торговли | - | - | - |
Определите: валовой, оптовый, чистый товарооборот и коэффициент звенности товародвижения по группе товаров А за квартал.
Примечание: данные условные, без учета потерь и изменения стоимости товаров в процессе товародвижения.
5.13. Имеются следующие данные по организации общественного питания за отчетный период, тыс. р.:
1. Объем реализации кулинарной продукции: розничная продажа | |
продажа другим организациям общественного питания | 76,8 |
2. Реализация покупных товаров: конечным потребителям | 206,4 |
другим организациям общественного питания | 33,6 |
Определите:
1) оборот розничной торговли;
2) оптовый товарооборот;
3) объем реализации кулинарной продукции;
4) объем реализации покупных товаров;
5) валовой товарооборот (двумя способами);
6) рассчитайте показатели структуры валового, розничного и оптового товарооборота.
5.14. Имеются следующие данные по организации общественного питания за два периода, тыс. р.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Оборот по реализации кулинарной продукции | 921,6 | 1233,6 |
Оборот по реализации покупных товаров | 230,4 | 217,7 |
1. Определите за каждый период:
а) общий объем товарооборота организаций общественного питания;
б) показатели структуры товарооборота.
2. Исчислите абсолютные изменения товарооборота в целом и в том числе:
а) за счет увеличения оборота по реализации кулинарной продукции;
б) за счет изменения оборота по реализации покупных товаров.
5.15. Имеются следующие данные о выполнении договорных обязательств предприятием-производителем по поставке товара А торговой фирме:
Ассортиментный вид продукции | Объемы поставки, ед. | Цена, р. | Стоимость поставки, р. | ||||
по договору | фактически | по договору | фактически | по договору | фактически | фактически в ценах договора | |
А | 40 000 | 43 200 | 36 000 | ||||
В | 180 000 | 168 300 | 153 000 | ||||
С | 90 000 | 110 400 | 96 000 | ||||
310 000 | 321 900 | 285 000 |
1. Определите индексы выполнения договорных обязательств:
а) по объему поставки;
б) по стоимости;
в) индекс влияния ценностного фактора на уровень отклонения поставки от договорных условий;
г) индекс влияния количественного фактора на изменение стоимости поставки.
2. Используя найденные индексы, постройте мультипликативную двухфакторную индексную модель выполнения договорных обязательств по поставке, а также аддитивную модель абсолютного отклонения стоимости фактической поставки от договорной.
Объясните результаты.
5.16. В течение полугодия поступление товара А на торговое предприятие от поставщика характеризуется следующими данными, шт.:
Месяц | ||||||
Объем поставки по договору | ||||||
Объем поставки фактический |
Рассчитайте:
а) процент выполнения месячных и полугодовых договорных обязательств;
б) коэффициент равномерности фактической поставки;
в) коэффициенты аритмичности поставки.
Сделайте выводы.
5.17. Имеются данные о поставке товаров двумя поставщиками торгующей организации за квартал нарастающим итогом с начала квартала, тыс. р.:
Пятнадцатидневка | Поставщики | |
№ 1 | № 2 | |
Определите по каждому поставщику:
а) размер поставки за каждую пятнадцатидневку (в абсолютном выражении);
б) коэффициенты вариации и равномерности поставки.
Сделайте выводы.
5.18. Торговая база поставляла товар А розничному торговому предприятию в июне:
Дата | Объем поставки, т |
4.06 | |
7.06 | |
14.06 | |
20.06 | |
28.06 |
Определите:
а) средний интервал между поставками в днях;
б) показатели неравномерности поставок во времени: среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации;
в) показатели равномерности поставки.
5.19. Проанализируйте динамику товарооборота, используя мультипликативную и аддитивную факторные модели, исходя из следующих данных:
Вид товара | Базисный период | Отчетный период | ||
Количество проданных товаров, тыс. ед. | Цена за 1 ед. товара, у. д. е. | Количество проданных товаров, тыс. ед. | Цена за 1 ед. товара, у. д. е. | |
А | 8,4 | 7,4 | ||
В | 4,2 | 5,3 | ||
С | 7,0 | 8,4 |
5.20.Имеются следующие данные о товарообороте в сопоставимых ценах и об изменении цен на товары по магазину:
Товарная группа | Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. р. | Среднее изменение цен, % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
Ткани | + 6 | ||
Белье | + 8,2 | ||
Галантерея | + 7,5 | ||
Итого | - |
На основе этих данных исчислите:
1) индивидуальные индексы цен, физического объема оборота розничной торговли и оборота розничной торговли в фактических ценах по отдельным группам товаров;
2) общие индексы цен, физического объема оборота розничной торговли и общий индекс оборота розничной торговли в фактических ценах по всем товарам, покажите взаимосвязь исчисленных индексов;
3) абсолютную динамику оборота розничной торговли в фактических ценах в целом и в том числе под влиянием отдельных факторов.
Полученные результаты проанализируйте.
5.21.Имеются следующие данные об обороте розничной торговли районов области и численности населения этих районов:
Район | Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах (тыс. у.д.е.) | Численность населения (тыс. чел.) | ||
1 период | 2 период | 1 период | 2 период | |
51 000 | 52 800 | 850,0 | 800,0 | |
11 900 | 15 000 | 170,0 | 200,0 |
Определите абсолютное и относительное изменения оборота розничной торговли на душу населения области (среднедушевого товарооборота) в целом, и в том числе за счет изменения душевого товарооборота по районам и за счет изменения соотношения в численности населения районов.
Сделайте выводы по полученным результатам.
5.22. Имеются следующие данные по региону об объеме продаж непродовольственных товаров (по годам), млрд. р.:
26,8 | 27,7 | 30,1 | 33,2 | 36,7 | 39,8 | 43,4 |
1. Исчислите аналитические показатели динамики объема продаж непродовольственных товаров: цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютные значения 1% прироста, средний уровень ряда.
2. Охарактеризуйте тенденцию продажи непродовольственных товаров с помощью трендовой модели параболы второго порядка:
а) рассчитайте параметры уравнения;
б) найдите теоретические значения объемов продаж за каждый год;
в) выполните точечный прогноз объема продаж непродовольственных товаров на последующие два года.
5.23. Товарные запасы торгующей организации составили, тыс. р.:
на 1 января - 190; на 1 мая - 240;
на 1 февраля - 166; на 1 июня - 243;
на 1 марта - 232; на 1 июля - 212.
на 1 апреля - 220;
Рассчитайте среднемесячные товарные запасы, а также средние запасы в I и II кварталах и за полугодие. Охарактеризуйте изменение товарных запасов во II квартале по сравнению с I кварталом.
5.24. Среднемесячные товарные запасы в магазине составили, тыс. р.:
январь - 85; апрель - 95;
февраль - 95; май - 125;
март - 105; июнь - 116.
Определите средние размеры товарных запасов в I и II кварталах и за полугодие. Охарактеризуйте изменение товарных запасов во
II квартале по сравнению с I кварталом.
5.25.Изменение товарооборота магазина за год характеризуется следующими данными, тыс. р.:
Показатели | Кварталы | |||
Ι | ΙΙ | ΙΙΙ | ΙV | |
Товарооборот | ||||
Товарный запас на конец периода | 50,0 | 52,8 | 55,0 | 56,0 |
Рассчитайте показатели запасоемкости за каждый квартал.
Проанализируйте динамику запасоемкости, исчислив цепные и базисные темпы роста. Сделайте выводы.
5.26.Определите, на сколько дней торговли обеспечен товарооборот товарными запасами, исходя из следующих данных, тыс. р.:
Показатели | Виды товаров | Всего | ||
Двери | Сантехника | Стеклопакеты | ||
Объем товарооборота за апрель | ||||
Товарные запасы на 1 мая |
5.27. Товарные запасы и оборот розничной торговли магазина за апрель месяц характеризуются следующими данными:
Товар | Товарооборот, тыс. р. | Товарные запасы, тыс. р. | Норматив товарных запасов, дн. |
А | |||
В | |||
С | |||
Итого |
Определите по каждому виду товаров:
1) однодневный товарооборот;
2) обеспеченность товарными запасами, дн.;
3) норматив товарных запасов, тыс. р.;
4) отклонение фактических запасов от нормативных, дн. и тыс. р.;
5) рассчитайте общее отклонение фактических товарных запасов от норматива по магазину.
5.28. Имеются следующие данные по магазину о товарообороте и товарных запасах за два месяца в сопоставимых ценах, тыс. р.:
Товарная группа | Объем оборота розничной торговли | Средний размер товарных запасов | ||
Октябрь | Декабрь | Октябрь | Декабрь | |
Телевизоры | ||||
Электротовары | ||||
Хозяйственные товары |
Определите:
1) скорость товарооборота и время обращения по отдельным товарным группам и в среднем по магазину за каждый месяц;
2) сумму высвобожденных (или вовлеченных) средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости запасов;
3) индексы скорости товарооборота по товарным группам и в среднем по магазину переменного и постоянного состава;
4) рассчитайте показатели структуры товарных запасов за каждый месяц.
Объясните влияние структурных сдвигов на динамику средней скорости товарооборота.
5.29. Имеются следующие данные по торговой фирме за два квартала, тыс. у.е.:
Вид товара | Среднедневной оборот | Средний размер товарных запасов | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
А | 3,5 | 4,9 | 21,0 | 24,5 |
Б | 6,0 | 10,8 | 90,0 | 151,2 |
Итого | 9,5 | 15,7 | 111,0 | 175,7 |
Определите за каждый период по отдельным группам товаров и в целом:
1) время оборота запасов в днях и скорость оборота;
2) рассчитайте индивидуальные и общие индексы переменного и постоянного состава скорости и времени оборота запасов;
3) определите влияние изменения товарной структуры товарооборота на динамику средних показателей товарооборачиваемости. Постройте мультипликативные индексные модели на базе рассчитанных общих индексов;
4) исчислите абсолютный прирост товарных запасов в отчетном периоде и разложите его по факторам. Постройте трехфакторную аддитивную модель.
Сделайте выводы.
Ответы
5.1. 950 р.; 850 р.; 1086,4 р.
5.2. 2) 1450 р.; 1450 р.; 1409,5 р.; 1638,9 р.
5.3. 169,9 р.; 169,1 р.; 174,5 р.
5.5. 2) 0,912; 5,7%.
5.6. - 1,5%.
5.7. 0,5%.
5.8. 1,976.
5.9. 0,112.
5.10. 3,73 балла.
5.11. а) 295 036 тыс. р.; 331 660 тыс. р. б) 264 040 тыс. р.; 302 890 тыс. р.;
в) 397 208 тыс. р.; 471 562 тыс. р.; 297 556 тыс. р.; 311 780 тыс. р.; 694 764 тыс. р.;
783 342 тыс. р.; г) 399 728 тыс. р.; 451 682 тыс. р.; д) - 2520 тыс. р.; +19 880 тыс. р.
5.12.3140 млн. р.; 2210 млн. р.; 930 млн. р.; 3,4.
5.13. 606,4 тыс.р.; 110,4 тыс. р.; 476,8 тыс. р.; 240 тыс. р.; 716,8 тыс. р.
5.14. 1. а) 1152,0 тыс. р.; б) 1451,3 тыс. р. 2. 299,3 тыс. р.; а) 312,0 тыс. р.; б) -12,7 тыс. р.
5.15. 1. а) 0,907; б) 1,038; в) 1,129; г) 0,919.
5.16. а) за полугодие 94,2%; б) 75,3%; в) 0,909.
5.17.в) 24,1%; 27,6%; 75,9%; 72,4%.
5.18. Без учета объемов поставок: а) 6 дн.; б) 1,9 дн. и 31,7%; в) 68,3%.
С учетом объема поставок: а) 6,7 дн.; б) 1,5 дн. и 22,4%; в) 77,6%.
5.19.0,981; 1,02; 1,0007; -33,6 тыс.у.е.; 34,6 тыс. у.е.; 1,0 тыс. у.е.
5.20. 1) 1,06; 1,082; 1,075; 0,857; 0,833; 0,842; 0,909; 0,901; 0,905.
2) 1,0685; 0,846; 0,9061. 3) -58,7 тыс. р.; 36,3 тыс.р.; -95,0 тыс. р.
5.21.4900 тыс.у.е; -1233 тыс.у.е; 6133 тыс.у.е; 5800 тыс.у.е; 333 тыс.у.е; 1,0994; 1,0936; 1,0054.
5.22.2.а) ; б) 48,01 млрд.р.; 52,8 млрд.р.
5.23.За I кв. 201 тыс.р.; за II кв. 233 тыс.р.; за полугодие 217 тыс.р.
5.25.250 р.; 240 р.; 230 р.; 213 р.
5.26.12 дн.; 13,1 дн.; 8,5 дн.; 9,6 дн.
5.27. 1) 3,0 тыс. р.; 4,0 тыс.р.; 5,5 тыс.р. 2) 2 дн.; 18 дн.; 20 дн. 3) 9,0 тыс.р.;
60 тыс.р.; 99 тыс.р. 4) -1 дн.; 3 дн.; 2 дн.; -3 тыс.р.; 12 тыс.р.; 11 тыс.р. 5) 20 тыс.р.
5.28.1. Скорость оборота: октябрь 5 об.; 10 об.; 15 об.; в целом 7,3 об. декабрь 3,7 об.; 14 об.; 16,5 об.; в целом 6 об. Время оборота: октябрь 6 дн.; 3 дн.; 2 дн.; в целом 4,1 дн. декабрь 8,1 дн.; 2,1 дн.; 1,8 дн.; в целом 5 дн.
2. 646,8 тыс.р.; -176,4 тыс.р.; -25,75 тыс.р.; в целом 444,65 тыс.р. 3. 0,74; 1,4; 1,1; в целом 0,82; 0,935; 0,877.
5.29. Базовый период 6 дн.; 1,5 дн.; в целом 11,7 дн.; 15 об.; 6 об.; в целом 7,7 об. Отчетный период 5 дн.; 14 дн.; в целом 11,2 дн.; 18 об.; 6,4 об.; в целом 8 об. 2. Индексы скорости оборота 1,2; 1,07; в целом 1,039; 1,105. Индексы времени оборота 0,933; 0,933; в целом 0,957; 0,918. 3. 0,942; 1,042.
4. Общий прирост 64,7 тыс.у.е.; в том числе по двум факторам 80,4 тыс.у.е.; -15,7 тыс.у.е.
Глава 6