Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара.

5.2.По данным выборочного обследования получены показатели ассортиментной структуры поступления, продажи и запасов плащей, ед.:

Плащи женские, р. Товарные запасы на начало месяца Поступление Продажа Товарные запасы на конец месяца
До 1000
1000 - 1500
1500 - 2000
2000 и выше

Рассчитайте:

1) ассортиментную структуру (в процентах к итогу) поступления, продажи и запасов плащей. Сделайте вывод о соответствии поступления товаров спросу;

2) показатели средней цены поступления, продажи и товарных запасов. Сделайте вывод, какие плащи пользуются повышенным спросом.

5.3.Имеются данные выборочного обследования об ассортиментной структуре поступления, продажи и запасов шелковых тканей за квартал:

Ассортиментный вид товара Цена за 1 м, р. Количество, тыс. м
Поступило Продано Товарные запасы на конец квартала
А
Б
В
Г

Рассчитайте средние цены поступления, продажи и товарных запасов. Сделайте вывод о соответствии ассортиментной структуры поступления товара спросу.

5.4.Динамика розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров в области за год характеризуется следующими данными:

Оборот розничной торговли, млн. р. I квартал II квартал III квартал IV квартал
Продовольственные товары 2561,6 2968,1 3639,3 5834,8
Непродовольственные товары 4258,1 4841,7 5734,8 8508,5

Проанализируйте пропорциональность рынка с помощью компаративных индексов, сделайте выводы.

5.5. Имеются следующие данные об объеме оборота розничной торговли и платных услуг по годам:

Показатели
Общий объем оборота розничной торговли, млн. р. 341,2 350,8 375,7 414,6 481,7
Объем платных услуг, млн. р. 49,6 53,6 62,0 68,9 81,3

Рассчитайте:

1) компаративные индексы, характеризующие динамические пропорции представленных в таблице показателей;

2) дисперсию и коэффициент вариации доли услуг в общем объеме оборота розничной торговли за пять лет для оценки устойчивости развития рынка услуг.

Сделайте выводы.

5.6. До повышения цен в среднем за день продавалось 400 ед. товара А, после повышения цены с 40 р. за 1 ед. товара до 50 р. продажа сократилась до 250 ед. в день.

Определите коэффициент эластичности спроса от уровня цен. Напишите формулу, по которой производился расчет, объясните результат.

5.7.За год душевое потребление мяса по обследованной совокупности семей выросло на 5%. Прирост же душевого дохода по этой группе семей за год составил 10%.

Определите коэффициент эластичности спроса на мясо от уровня дохода. Напишите формулу коэффициента, поясните ее. По результату сделайте выводы.

5.8.Имеются данные о доходе и приобретении i-го товара в расчете на одного члена семьи.

Анализ приростов позволил выбрать линейную формулу модели:

Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара. - student2.ru = а + bx.

Номер семьи Среднемесячный доход на 1 члена семьи, р. Приобретение за месяц на 1 члена семьи i-го товара, кг
5

Определите теоретический коэффициент эластичности приобретения i-го товара от роста душевого дохода. Сделайте выводы.

5.9. Имеются следующие данные бюджетных обследований семей за месяц:

Номер семьи Денежный доход на человека, р. Расход на оплату услуг парикмахерских, р.

Рассчитайте:

а) параметры уравнения связи между представленными в таблице показателями, используя линейную форму модели;

б) теоретический коэффициент эластичности расходов на оплату услуг парикмахерских от размера душевого дохода.

Сделайте выводы.

5.10. Рассчитайте показатель среднего уровня риска фирмы, подготавливающей новый товар к выходу на рынок, по следующим данным:

№ п/п Фактор (критерий) риска Конъюнктурная оценка Балл Вес
Емкость рынка Значительная 0,2
Устойчивость спроса Неустойчивый спрос 0,2
Конкурентоспособность товара Высокая 0,2
Интенсивность конкуренции Средняя 0,15
Финансовое состояние фирмы Удовлетворит. 0,06
Обеспеченность производства сырьем и материалами Нормальная 0,06
Уровень торгового сервиса Достаточный 0,05
Качество работы маркетин- говых служб Хорошее 0,06
Сбыт и продажа старого товара Успешные 0,01
Имидж фирмы Высокий 0,01

Оцените полученный результат по шкале границ риска.

5.11.Имеются следующие данные о товарообороте региона за два периода, тыс. р.:

Продавцы Покупатели
Торговые организации Конечные потребители товара
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Производственные предприятия 264 040 302 890 30 996 28 770
Торговые организации 133 168 168 672 266 560 283 010

1. На основе приведенной информации определите за каждый период:

а) товарооборот производителей товаров;

б) товарную массу, поступившую в сферу обращения;

в) оптовый, розничный и валовый товарооборот;

г) торгово-посреднический товарооборот;

д) сальдо товарных запасов в обращении.

2. Охарактеризуйте динамику исчисленных в п. 1 категорий товарооборота. Сделайте выводы.

5.12.Товарооборот торгующих организаций области по реализации группы товаров А за I квартал характеризуется следующими данными, млн. р.:

Продавцы Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара. - student2.ru Покупатели
Оптовая фирма - посредник № 1 Оптовая фирма - посредник № 2 Фирма розничной торговли Население
Фирма - производитель товара - -
Оптовая фирма - посредник № 1 -
Оптовая фирма - посредник № 2 - - -
Фирма розничной торговли - - -

Определите: валовой, оптовый, чистый товарооборот и коэффициент звенности товародвижения по группе товаров А за квартал.

Примечание: данные условные, без учета потерь и изменения стоимости товаров в процессе товародвижения.

5.13. Имеются следующие данные по организации общественного питания за отчетный период, тыс. р.:

1. Объем реализации кулинарной продукции: розничная продажа
продажа другим организациям общественного питания 76,8
2. Реализация покупных товаров: конечным потребителям 206,4
другим организациям общественного питания 33,6

Определите:

1) оборот розничной торговли;

2) оптовый товарооборот;

3) объем реализации кулинарной продукции;

4) объем реализации покупных товаров;

5) валовой товарооборот (двумя способами);

6) рассчитайте показатели структуры валового, розничного и оптового товарооборота.

5.14. Имеются следующие данные по организации общественного питания за два периода, тыс. р.:

Показатели Базисный период Отчетный период
Оборот по реализации кулинарной продукции 921,6 1233,6
Оборот по реализации покупных товаров 230,4 217,7

1. Определите за каждый период:

а) общий объем товарооборота организаций общественного питания;

б) показатели структуры товарооборота.

2. Исчислите абсолютные изменения товарооборота в целом и в том числе:

а) за счет увеличения оборота по реализации кулинарной продукции;

б) за счет изменения оборота по реализации покупных товаров.

5.15. Имеются следующие данные о выполнении договорных обязательств предприятием-производителем по поставке товара А торговой фирме:

Ассортиментный вид продукции Объемы поставки, ед. Цена, р. Стоимость поставки, р.
по договору фактически по договору фактически по договору фактически фактически в ценах договора
А 40 000 43 200 36 000
В 180 000 168 300 153 000
С 90 000 110 400 96 000
      310 000 321 900 285 000

1. Определите индексы выполнения договорных обязательств:

а) по объему поставки;

б) по стоимости;

в) индекс влияния ценностного фактора на уровень отклонения поставки от договорных условий;

г) индекс влияния количественного фактора на изменение стоимости поставки.

2. Используя найденные индексы, постройте мультипликативную двухфакторную индексную модель выполнения договорных обязательств по поставке, а также аддитивную модель абсолютного отклонения стоимости фактической поставки от договорной.

Объясните результаты.

5.16. В течение полугодия поступление товара А на торговое предприятие от поставщика характеризуется следующими данными, шт.:

Месяц
Объем поставки по договору
Объем поставки фактический

Рассчитайте:

а) процент выполнения месячных и полугодовых договорных обязательств;

б) коэффициент равномерности фактической поставки;

в) коэффициенты аритмичности поставки.

Сделайте выводы.

5.17. Имеются данные о поставке товаров двумя поставщиками торгующей организации за квартал нарастающим итогом с начала квартала, тыс. р.:

Пятнадцатидневка Поставщики
№ 1 № 2

Определите по каждому поставщику:

а) размер поставки за каждую пятнадцатидневку (в абсолютном выражении);

б) коэффициенты вариации и равномерности поставки.

Сделайте выводы.

5.18. Торговая база поставляла товар А розничному торговому предприятию в июне:

Дата Объем поставки, т
4.06
7.06
14.06
20.06
28.06

Определите:

а) средний интервал между поставками в днях;

б) показатели неравномерности поставок во времени: среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации;

в) показатели равномерности поставки.

5.19. Проанализируйте динамику товарооборота, используя мультипликативную и аддитивную факторные модели, исходя из следующих данных:

Вид товара Базисный период Отчетный период
Количество проданных товаров, тыс. ед. Цена за 1 ед. товара, у. д. е. Количество проданных товаров, тыс. ед. Цена за 1 ед. товара, у. д. е.
А 8,4 7,4
В 4,2 5,3
С 7,0 8,4

5.20.Имеются следующие данные о товарообороте в сопоставимых ценах и об изменении цен на товары по магазину:

Товарная группа Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. р. Среднее изменение цен, %
Базисный период Отчетный период
Ткани + 6
Белье + 8,2
Галантерея + 7,5
Итого -

На основе этих данных исчислите:

1) индивидуальные индексы цен, физического объема оборота розничной торговли и оборота розничной торговли в фактических ценах по отдельным группам товаров;

2) общие индексы цен, физического объема оборота розничной торговли и общий индекс оборота розничной торговли в фактических ценах по всем товарам, покажите взаимосвязь исчисленных индексов;

3) абсолютную динамику оборота розничной торговли в фактических ценах в целом и в том числе под влиянием отдельных факторов.

Полученные результаты проанализируйте.

5.21.Имеются следующие данные об обороте розничной торговли районов области и численности населения этих районов:

Район Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах (тыс. у.д.е.) Численность населения (тыс. чел.)
1 период 2 период 1 период 2 период
51 000 52 800 850,0 800,0
11 900 15 000 170,0 200,0

Определите абсолютное и относительное изменения оборота розничной торговли на душу населения области (среднедушевого товарооборота) в целом, и в том числе за счет изменения душевого товарооборота по районам и за счет изменения соотношения в численности населения районов.

Сделайте выводы по полученным результатам.

5.22. Имеются следующие данные по региону об объеме продаж непродовольственных товаров (по годам), млрд. р.:

26,8 27,7 30,1 33,2 36,7 39,8 43,4

1. Исчислите аналитические показатели динамики объема продаж непродовольственных товаров: цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютные значения 1% прироста, средний уровень ряда.

2. Охарактеризуйте тенденцию продажи непродовольственных товаров с помощью трендовой модели параболы второго порядка:

а) рассчитайте параметры уравнения;

б) найдите теоретические значения объемов продаж за каждый год;

в) выполните точечный прогноз объема продаж непродовольственных товаров на последующие два года.

5.23. Товарные запасы торгующей организации составили, тыс. р.:

на 1 января - 190; на 1 мая - 240;

на 1 февраля - 166; на 1 июня - 243;

на 1 марта - 232; на 1 июля - 212.

на 1 апреля - 220;

Рассчитайте среднемесячные товарные запасы, а также средние запасы в I и II кварталах и за полугодие. Охарактеризуйте изменение товарных запасов во II квартале по сравнению с I кварталом.

5.24. Среднемесячные товарные запасы в магазине составили, тыс. р.:

январь - 85; апрель - 95;

февраль - 95; май - 125;

март - 105; июнь - 116.

Определите средние размеры товарных запасов в I и II кварталах и за полугодие. Охарактеризуйте изменение товарных запасов во
II квартале по сравнению с I кварталом.

5.25.Изменение товарооборота магазина за год характеризуется следующими данными, тыс. р.:

Показатели Кварталы
Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV
Товарооборот
Товарный запас на конец периода 50,0 52,8 55,0 56,0

Рассчитайте показатели запасоемкости за каждый квартал.

Проанализируйте динамику запасоемкости, исчислив цепные и базисные темпы роста. Сделайте выводы.

5.26.Определите, на сколько дней торговли обеспечен товарооборот товарными запасами, исходя из следующих данных, тыс. р.:

Показатели Виды товаров Всего
Двери Сантехника Стеклопакеты
Объем товарооборота за апрель
Товарные запасы на 1 мая

5.27. Товарные запасы и оборот розничной торговли магазина за апрель месяц характеризуются следующими данными:

Товар Товарооборот, тыс. р. Товарные запасы, тыс. р. Норматив товарных запасов, дн.
А
В
С
Итого  

Определите по каждому виду товаров:

1) однодневный товарооборот;

2) обеспеченность товарными запасами, дн.;

3) норматив товарных запасов, тыс. р.;

4) отклонение фактических запасов от нормативных, дн. и тыс. р.;

5) рассчитайте общее отклонение фактических товарных запасов от норматива по магазину.

5.28. Имеются следующие данные по магазину о товарообороте и товарных запасах за два месяца в сопоставимых ценах, тыс. р.:

Товарная группа Объем оборота розничной торговли Средний размер товарных запасов
Октябрь Декабрь Октябрь Декабрь
Телевизоры
Электротовары
Хозяйственные товары

Определите:

1) скорость товарооборота и время обращения по отдельным товарным группам и в среднем по магазину за каждый месяц;

2) сумму высвобожденных (или вовлеченных) средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости запасов;

3) индексы скорости товарооборота по товарным группам и в среднем по магазину переменного и постоянного состава;

4) рассчитайте показатели структуры товарных запасов за каждый месяц.

Объясните влияние структурных сдвигов на динамику средней скорости товарооборота.

5.29. Имеются следующие данные по торговой фирме за два квартала, тыс. у.е.:

Вид товара Среднедневной оборот Средний размер товарных запасов
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 3,5 4,9 21,0 24,5
Б 6,0 10,8 90,0 151,2
Итого 9,5 15,7 111,0 175,7

Определите за каждый период по отдельным группам товаров и в целом:

1) время оборота запасов в днях и скорость оборота;

2) рассчитайте индивидуальные и общие индексы переменного и постоянного состава скорости и времени оборота запасов;

3) определите влияние изменения товарной структуры товарооборота на динамику средних показателей товарооборачиваемости. Постройте мультипликативные индексные модели на базе рассчитанных общих индексов;

4) исчислите абсолютный прирост товарных запасов в отчетном периоде и разложите его по факторам. Постройте трехфакторную аддитивную модель.

Сделайте выводы.

Ответы

5.1. 950 р.; 850 р.; 1086,4 р.

5.2. 2) 1450 р.; 1450 р.; 1409,5 р.; 1638,9 р.

5.3. 169,9 р.; 169,1 р.; 174,5 р.

5.5. 2) 0,912; 5,7%.

5.6. - 1,5%.

5.7. 0,5%.

5.8. 1,976.

5.9. 0,112.

5.10. 3,73 балла.

5.11. а) 295 036 тыс. р.; 331 660 тыс. р. б) 264 040 тыс. р.; 302 890 тыс. р.;
в) 397 208 тыс. р.; 471 562 тыс. р.; 297 556 тыс. р.; 311 780 тыс. р.; 694 764 тыс. р.;
783 342 тыс. р.; г) 399 728 тыс. р.; 451 682 тыс. р.; д) - 2520 тыс. р.; +19 880 тыс. р.

5.12.3140 млн. р.; 2210 млн. р.; 930 млн. р.; 3,4.

5.13. 606,4 тыс.р.; 110,4 тыс. р.; 476,8 тыс. р.; 240 тыс. р.; 716,8 тыс. р.

5.14. 1. а) 1152,0 тыс. р.; б) 1451,3 тыс. р. 2. 299,3 тыс. р.; а) 312,0 тыс. р.; б) -12,7 тыс. р.

5.15. 1. а) 0,907; б) 1,038; в) 1,129; г) 0,919.

5.16. а) за полугодие 94,2%; б) 75,3%; в) 0,909.

5.17.в) 24,1%; 27,6%; 75,9%; 72,4%.

5.18. Без учета объемов поставок: а) 6 дн.; б) 1,9 дн. и 31,7%; в) 68,3%.
С учетом объема поставок: а) 6,7 дн.; б) 1,5 дн. и 22,4%; в) 77,6%.

5.19.0,981; 1,02; 1,0007; -33,6 тыс.у.е.; 34,6 тыс. у.е.; 1,0 тыс. у.е.

5.20. 1) 1,06; 1,082; 1,075; 0,857; 0,833; 0,842; 0,909; 0,901; 0,905.
2) 1,0685; 0,846; 0,9061. 3) -58,7 тыс. р.; 36,3 тыс.р.; -95,0 тыс. р.

5.21.4900 тыс.у.е; -1233 тыс.у.е; 6133 тыс.у.е; 5800 тыс.у.е; 333 тыс.у.е; 1,0994; 1,0936; 1,0054.

5.22.2.а) Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара. - student2.ru ; б) 48,01 млрд.р.; 52,8 млрд.р.

5.23.За I кв. 201 тыс.р.; за II кв. 233 тыс.р.; за полугодие 217 тыс.р.

5.25.250 р.; 240 р.; 230 р.; 213 р.

5.26.12 дн.; 13,1 дн.; 8,5 дн.; 9,6 дн.

5.27. 1) 3,0 тыс. р.; 4,0 тыс.р.; 5,5 тыс.р. 2) 2 дн.; 18 дн.; 20 дн. 3) 9,0 тыс.р.;
60 тыс.р.; 99 тыс.р. 4) -1 дн.; 3 дн.; 2 дн.; -3 тыс.р.; 12 тыс.р.; 11 тыс.р. 5) 20 тыс.р.

5.28.1. Скорость оборота: октябрь 5 об.; 10 об.; 15 об.; в целом 7,3 об. декабрь 3,7 об.; 14 об.; 16,5 об.; в целом 6 об. Время оборота: октябрь 6 дн.; 3 дн.; 2 дн.; в целом 4,1 дн. декабрь 8,1 дн.; 2,1 дн.; 1,8 дн.; в целом 5 дн.
2. 646,8 тыс.р.; -176,4 тыс.р.; -25,75 тыс.р.; в целом 444,65 тыс.р. 3. 0,74; 1,4; 1,1; в целом 0,82; 0,935; 0,877.

5.29. Базовый период 6 дн.; 1,5 дн.; в целом 11,7 дн.; 15 об.; 6 об.; в целом 7,7 об. Отчетный период 5 дн.; 14 дн.; в целом 11,2 дн.; 18 об.; 6,4 об.; в целом 8 об. 2. Индексы скорости оборота 1,2; 1,07; в целом 1,039; 1,105. Индексы времени оборота 0,933; 0,933; в целом 0,957; 0,918. 3. 0,942; 1,042.
4. Общий прирост 64,7 тыс.у.е.; в том числе по двум факторам 80,4 тыс.у.е.; -15,7 тыс.у.е.

Проанализируйте соответствие предложения товара спросу, используя показатели средних цен поступления, реализации и остатков товара. - student2.ru

Глава 6

Наши рекомендации