На тему: «Интегральные показатели уровня жизни населения в России и в мире»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»

(БГТУ им. В.Г.Шухова)

Кафедра финансового менеджмента

Расчетно-графическое задание

по дисциплине «Статистика»

На тему: «Интегральные показатели уровня жизни населения в России и в мире»

Выполнил:

студент группы ЭБ-21

Шмаков Д.А.

Проверил:

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Понятие уровня и качества жизни населения...............................5

1.1. Понятие уровня жизни населения..............................................................5

1.2. Понятие качества жизни населения и его показатели..........................9

Глава 2.Система показателей качестваи уровня жизни населения.......12

2.1. Статистические показатели уровня жизни.............................................12

2.2. Интегральный показатель уровня и качества жизни населения........17

Заключение.........................................................................................................21

Список используемой литературы.................................................................23

Введение

Уровень жизни и развитие человека – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой. В разные периоды развития научная мысль вновь и вновь обращалась к ним. Они являлись ключевым вопросом философских, экономических, социологических работ. Истоки современных концепций качества жизни и развития человека можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях. Но есть и длительный период, особенно ярко проявившийся в экономической науке, когда проблемы человека - качества его жизни и развития - отошли на второй план. В XX столетии подход к развитию как достижению экономических целей оказался главенствующим. Человек в экономических теориях стал трактоваться лишь как средство производства, превратился в «человеческий фактор». Хотя все же с 60-х годов проблемы качества жизни и развития человека начинают вновь привлекать большее внимание различных школ и направлений мировой экономической науки.

Авторитетные международные организации и исследовательские центры поднимают эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях. Однако только в последние десятилетия XX столетия наметился существенный поворот к этим проблемам в экономической теории. Значительную роль в этом играют: становящаяся все более очевидной ограниченность неоклассического подхода к проблемам развития, для которого особенно характерно подчинение человека экономическим целям и задачам; резкое углубление социальных противоречий и невозможность их разрешения на основе традиционных подходов экономической теории; бурное развитие институционализма и расширение сферы применения институционального подхода; изменение роли человека в обеспечении экономического роста; усиление влияния социологии на экономическую науку.




Поэтому конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались формированием концепций и теорий, в которых по-новому рассматривается роль человека. Прежде всего, это концепция устойчивого развития и концепция развития человека, стержневой идеей которых является положение о том, что человек - цель экономического роста, а не его ресурс.

Под качеством жизни в современных концепциях качества понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Целью курсовой работы является исследование «уровня жизни населения».

Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «уровня жизни населения».

Объект исследования: Российская Федерация и другие страны.

Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература.

Методы исследования: аналитический, моделирования, метод анализа и синтеза, метод наблюдения.

Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. исследование понятия «уровня жизни населения»;

2. исследование системы показателей «уровня жизни»;

3. исследование методов исчисления и сферы использования некоторых показателей «уровня жизни».

Глава 1. Понятие уровня и качества жизни населения

Система показателей качестваи уровня жизни населения

Заключение

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины. Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Таким образом, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.

На основании изложенного сделаем ряд выводов:

1) Доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

2)Необходимо изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

Список использованной литературы

1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст]: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2004. – 231с.

2. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184с.

3. Прогнозирование и планирование экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.;— Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001.— 180с.

4. Булатов А.С. Экономика: [Текст]: Учебник. 3-е изд. /под редакцией А.С. Булатова – М.: Экономистъ, 2005 – 202 с.

5. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: [Текст]: Учебник / под редакцией Р.В. Крюков – М.:Приор-издат., 2005 – 98 с.

6. Ю.П. Алексеев Социальная политика [Текст]: Учебник / под редакцией Ю.П. Алексеев, Экзамен, 2003 – 75 с.

7. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – 155 с.

8. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования [Текст]: Учеб. Пособ. / под редакцией Л.А. Кузьмичева, М.Ф. Федорова, Е.Е. Зедесенца – М.:ВНИИТЭ, 2000 – 67 с.

9. Н. Сергеева Самый сложный приоритет государства [Текст] / Н. Сергеева // «Меркурий» /№125/ август /2016 – 13 с.

10. М. Ситникова Факты и цифры [Текст] / М. Ситникова // «Меркурий» /№125/ август /2015 – 5 с.

11. http: www//statistika.ru

12. http://www.regnum.ru/news/economy

[1] Ю.П. Алексеев Социальная политика [Текст]: Учебник / под редакцией Ю.П. Алексеев, Экзамен, 2003 – 75 с.

[2] Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: [Текст]: Учебник / под редакцией Р.В. Крюков – М.:Приор-издат., 2005 – 98 с.

[3] Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст]: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2004. – 231с.

[4] Булатов А.С. Экономика: [Текст]: Учебник. 3-е изд. /под редакцией А.С. Булатова – М.: Экономистъ, 2005 – 202 с.

[5] Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования [Текст]: Учеб. Пособ. / под редакцией Л.А. Кузьмичева, М.Ф. Федорова, Е.Е. Зедесенца – М.:ВНИИТЭ, 2000 – 67 с.

[6] Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184с.

[7] Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – 155 с.

[8]Мировой рейтинг стран по уровню жизни населения в 2017 году: URL:

https://trand-store.ru/rating/uroven-zhizni-stranakh-mira.html

[9]Уровень жизни в разных регионах России 2017 года: URL:

http://www.dela.ru/lenta/104652/

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»

(БГТУ им. В.Г.Шухова)

Кафедра финансового менеджмента

Расчетно-графическое задание

по дисциплине «Статистика»

на тему: «Интегральные показатели уровня жизни населения в России и в мире»

Выполнил:

студент группы ЭБ-21

Шмаков Д.А.

Проверил:

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Понятие уровня и качества жизни населения...............................5

1.1. Понятие уровня жизни населения..............................................................5

1.2. Понятие качества жизни населения и его показатели..........................9

Глава 2.Система показателей качестваи уровня жизни населения.......12

2.1. Статистические показатели уровня жизни.............................................12

2.2. Интегральный показатель уровня и качества жизни населения........17

Заключение.........................................................................................................21

Список используемой литературы.................................................................23

Введение

Уровень жизни и развитие человека – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой. В разные периоды развития научная мысль вновь и вновь обращалась к ним. Они являлись ключевым вопросом философских, экономических, социологических работ. Истоки современных концепций качества жизни и развития человека можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях. Но есть и длительный период, особенно ярко проявившийся в экономической науке, когда проблемы человека - качества его жизни и развития - отошли на второй план. В XX столетии подход к развитию как достижению экономических целей оказался главенствующим. Человек в экономических теориях стал трактоваться лишь как средство производства, превратился в «человеческий фактор». Хотя все же с 60-х годов проблемы качества жизни и развития человека начинают вновь привлекать большее внимание различных школ и направлений мировой экономической науки.

Авторитетные международные организации и исследовательские центры поднимают эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях. Однако только в последние десятилетия XX столетия наметился существенный поворот к этим проблемам в экономической теории. Значительную роль в этом играют: становящаяся все более очевидной ограниченность неоклассического подхода к проблемам развития, для которого особенно характерно подчинение человека экономическим целям и задачам; резкое углубление социальных противоречий и невозможность их разрешения на основе традиционных подходов экономической теории; бурное развитие институционализма и расширение сферы применения институционального подхода; изменение роли человека в обеспечении экономического роста; усиление влияния социологии на экономическую науку.

Поэтому конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались формированием концепций и теорий, в которых по-новому рассматривается роль человека. Прежде всего, это концепция устойчивого развития и концепция развития человека, стержневой идеей которых является положение о том, что человек - цель экономического роста, а не его ресурс.

Под качеством жизни в современных концепциях качества понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Целью курсовой работы является исследование «уровня жизни населения».

Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «уровня жизни населения».

Объект исследования: Российская Федерация и другие страны.

Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература.

Методы исследования: аналитический, моделирования, метод анализа и синтеза, метод наблюдения.

Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. исследование понятия «уровня жизни населения»;

2. исследование системы показателей «уровня жизни»;

3. исследование методов исчисления и сферы использования некоторых показателей «уровня жизни».


Наши рекомендации