Объекты прогнозирования в культуре
Телевидение. Первое место среди средств массовой информации и учреждений культуры вот уже более пятидесяти лет прочно занимает ТВ. На него, как на глаза человека, приходится около 90% получаемой человеком информации.
В 1986 и 1995 гг. были проведены социологические исследования о проведении свободного времени. По данным исследования в 1986 г. к телевизионным передачам почти каждый день обращались 94,2%, а в 1995 г. — 88,3% опрошенных. Если в 1986 г.
женщины на их просмотр расходовали 1,5, а мужчины — 2,1 часа в среднем в день, то через 9 лет эти затраты уменьшились соответственно до 1,2 и 2,0 часа. Несколько снизилась и частота просмотра телепередач. Отмечается падение популярности многих программ. Потерялся интереса художественным и телевизионным фильмам, эстрадно-музыкальным программам, к учебным, спортивным программам для молодежи и др. Несколько повысился интерес лишь к информационным передачам (1986 г. —74,8%, 1995 г. — 78,3%)[62].
За последние годы телевидение получило все прерогативы четвертой власти: контроль за содержанием (ценностными ориентацией) телеканалов, радиоэфира, многотиражной прессы, массовой культуры. Теперь отечественные деятели культуры совершенно спокойно могут позволить себе антиправительственную пропаганду по всем каналам коммуникаций. В общем голос интеллигенции получил, что называется, легитимное право: сводиться к небогатому набору программных высказываний.
Радио. Второй после телевидения источник информации - радио. Сейчас появилось довольно много каналов, и в основном у всех своя тематика: где-то «тяжелый рок», где-то романтичная музыка, где-то классика минувших времен. Правда, хотелось бы, чтобы радиовещание не так часто перебивалось рекламой. А в целом радиостанции стараются вещать на избранные аудитории слушателей.
Литература. В 1991 г. «тихо скончался» самый грандиозный ажиотаж XX в. — советский книжный ажиотаж 60--80-х гг. Тогда каждый хотел, чтобы его квартира выглядела «интеллигентно», и стремился украсить полки корешками наиболее престижных изданий. Мода сделалась просто поветрием, когда семьи стали в массовом порядке получать отдельные квартиры и появилась современная мебель («стенки»), которая плохо смотрится без книжных корешков. Начался ажиотаж, невиданный нигде в мире. За сравнительно короткий срок советские семьи «растащили» по своим квартирам свыше 35 млрд. томов (для сравнения: в общественных библиотеках, доступных каждому, собралось лишь около 5 млрд. томов). И вот, наконец, государственная монополия на торговлю книгами рухнула.
На улицах появились тысячи предпринимателей-лоточников. Книжный дефицит исчез. Стало возможным купить любую книгу, но для большинства это стало дорогим удовольствием. Кроме того, на рынок хлынуло легкое чтиво, круто сдобренное «романами ужасов», западной фантастикой и детективами - самый ходовой товар. Торговля серьезной литературой оказались полностью дезорганизованной и теперь медленно воссоздается по крупицам, по уже «снизу», на частной основе.
Но ко всему этому добавилось то, что новое поколение читателей теряет интерес к художественному слову как таковому. В круге чтении молодежи классическая литература попала в разряд «делового чтения». Основным побудительным мотивом обращения к ней у школьников старших классов является школьная программа. Проблемная ситуация выражена к противоречии между эмоционально-эстетическими возможностями классики и реальным состоянием ее чтения, а точнее сказать, ее невостребованностью. Размышляя о ее судьбе, Л. Жуховицкий заметил: «Главный признак классики — не популярность у потомков, а необходимость потомкам...»[63].
Кинематограф. За последние годы в структуре репертуара российских кинотеатров произошли радикальные изменения. Гипертрофированное представительство западных (преимущественно американских) фильмов на отечественном экране неизбежно привело к тому, что облегченно-развлекательное, рекреационное зрелище фактически вытеснило все прочие виды и типы из нашего досуга. С репертуарной афиши исчезли киноповести и кинодрамы, серьезные произведения, рассказывающие о современных проблемах — социальных, молодежных, производственных, военных. Их место заняли фильмы ужасов, боевики, сексуальные, криминальные и устрашающе-фантастические. Фильмы о любви, но сути, заменены «крутыми» эротическими лентами. Тема «женской судьбы», если и появляется в репертуаре, то через участь проститутки, содержанки или наемного убийцы.
Поскольку это явилось результатом вхождения кинематографа в рынок, роль которого заключается в более тесной увязке
производства, импорта и прокате фильмов с запросами публики, у специалистов - и практиков, и аналитиков - возникает вопрос, в какой мере сложившаяся репертуарная ситуации отвечает потребностям сегодняшних зрителей. Это можно проследить по материалам социологического исследования НИИ киноискусства (таблица)[64].