Статистические показатели себестоимости продукции
Важной задачей статистики издержек производства и обращения является изучение уровня и динамики себестоимости продукции, анализ влияния отдельных факторов на изменение затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты всех видов ресурсов (основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т.д.), используемых в процессе изготовления продукции, выраженные в денежной форме.
Производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат живого и овеществленного труда.
Задачамистатистического изучения себестоимостиявляются:
1) изучение структуры себестоимости по видам затрат;
2) характеристика динамики себестоимости и выполнения плана по себестоимости;
3) анализ факторов изменения себестоимости и выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости.
С этой целью могут использоваться индивидуальные и общие индексы себестоимости.
Пример. Имеются данные о выпуске и затратах на производство продукции (табл. 18.1):
Таблица 18.1
Показатель | Базисный период | Отчетный период | |
по плану | фактически | ||
Себестоимость единицы продукции, руб. | |||
Объем выпуска продукции, руб. |
Определяем следующие показатели:
1.Индекс планируемого изменения себестоимости единицы продукции:
т.е. планировалось увеличить себестоимость продукции на 4% по сравнению с базисным периодом.
Дополнительные затраты на производство продукции в связи с этим должны были составить 7440 руб.:
2.Индекс выполнения плана по себестоимости продукции:
т.е. по сравнению с планом себестоимость единицы продукции увеличилась на 2,7%.
Это привело к дополнительным затратам на производство продукции в размере 5000 руб.:
3.Индекс динамики себестоимости продукции:
т.е. по сравнению с базисным периодом себестоимость единицы продукции увеличилась на 7%.
Это привело к дополнительным затратам на производство продукции в размере 12500 руб.:
По сравнению с планом затраты возросли на 5060 руб. (12500 – 7440 = 5060 руб.), в том числе за счет сверхпланового выпуска продукции на 60 руб. ((146 – 140) · (1250 – 1240) = 60 руб.) и за счет сверхпланового увеличения себестоимости единицы продукции на 5000руб. (пункт 2).
При изучении динамики себестоимости всей произведенной продукции, как сравнимой, так и несравнимой, используется показатель затрат на рубль продукции.
Затраты на рубль продукции определяются:
1) в базисном периоде
где – себестоимость продукции в базисном периоде;
– стоимость продукции, произведенной в базисном периоде.
2) в отчетном периоде
где – себестоимость продукции в отчетном периоде;
– стоимость продукции, произведенной в отчетном периоде.
Изменение фактических затрат на рубль произведенной продукции по сравнению с уровнем затрат базисного периода (Δh=h1-h0) обусловлено действием следующих факторов:
1) изменением в ассортименте произведенной продукции
где – затраты на производство продукции в отчетном периоде при базисных уровнях себестоимости;
– стоимость произведенной в отчетном периоде продукции, выраженная в ценах базисного периода.
2) изменением уровней себестоимости продукции
3) изменением цен на произведенную продукцию
Таким образом, общее изменение затрат на рубль произведенной продукции за счет всех факторов составляет:
Δh = Δh1 + Δh2 + Δh3 .