Статистика социального обеспечения населения

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе.

Различают социальные нормативы; развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.

Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). И в совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

20. Статистика потребления благ и услуг

Суммарный показатель «стоимость жизни» — это стоимость потребляемых благ и услуг, необходимых для обеспечения жиз­ни человека. Рассчитывается как Ypq (где;р — цена, q — объемы потребления). Чем больше объемы потребления продуктов, тем лучше жизнь, но чем выше цены, тем жизнь хуже. Но чтобы сделать какие-то выводы, требуется сравнить Ypq с другими по­казателями в динамике. Для этого существуют определенные нормы потребления на душу населения, которые закрепляются, чтобы можно было рассчитать этот показатель.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности, принято называть минимальной потребительской корзиной. Она определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекоменда­ций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Рос­сийской Федерации. Имея эту фиксированную потребительскую корзину, мы можем сравнивать изменения стоимости нашей жизни. «Прожиточный минимум — это уровень дохода, обеспечивающий приобретение мини­мального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет — это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму». Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3 — 4 раза больше, чем первого.

Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза).

В России границей бедно­сти является прожиточный минимум. Население, имеющие де­нежный доход ниже величины прожиточного минимума, отно­сится к бедному населению.

Уровень жизни населениякак социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные блага — это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

К бытовым услугам — в широком понимании — относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

первый — синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т. д.);

второй — натуральные показатели; измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т. д.);

третий — показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т. д.).

Статистика здравоохранения

Задача статистики здравоохранения – своевременный сбор, обработка и анализ достоверных, научно-обоснованных данных, о сети учреждений здравоохранения, их размещении, состоянии, оснащенности; кадрах врачей, среднего, младшего мед. персонала. Источники информации: периодическая и годовая стат.отчетность, первичная учетная мед.документация, единовременные учеты, выборочные обследования.

Основной базой стат.наблюдения является отчетность лечебно-профилактических учреждений системы министерства здравоохранения, других ведомств, а также негосударственных медицинских учреждений.

Состояние здоровья оценивается в основном по распространению отдельных видов заболеваний, которые характеризуются числом больных с впервые установленным диагнозом по видам заболеваний в отчетном году и числом больных по отдельным заболеваниям, состоящих на учете в ЛПУ.

Для стат.разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная классификация болезней Всемирной организации здравоохранения, 10-ого пересмотра.

Дополнительной информацией могут служить данные о временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности.

Уровень мед.помощи оценивается по возможностям сети лечебно-профилактических учреждений и их мед.персоналу. Мед.учреждения сообщают информацию по следующему кругу показателей: число поликлиник, входящих в состав больничных учреждений, включая детские поликлиники и женские консультации; число детских отделений; число женских консультаций; мощности (число посещений в смену) врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в смену; число врачебных больничных коек и их специализация; число больничных коек для детей; число фельдшерско-акушерских пунктов; численность врачей всех специальностей (без зубных); численность среднего медицинского персонала, в том числе зубных врачей.

Кроме показателей стат.отчетности используется выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценка их качества населением.

Для характеристики состояния мед.обслуживания используются следующие показатели: мощность учреждения; характеристика состояния зданий и уровень их благоустройства; площадь приходящаяся на одну койку, максимальное число больных в палате и пр.; уровень обеспеченности мед.техникой, срок ее службы и пр.; обеспеченность функциональной мебелью и транспортными средствами.

Кроме того исследуется такой ряд показателей (уровень мед.помощи), посредством анкетирования населения: численность врачей среднего и младшего мед.персонала; уровень подготовки и повышение квалификации мед.персолнала; данные об исходе лечения больных; длительность предоперационного и послеоперационного периода; средняя стоимость содержания одной койки; обеспеченность потребностей населения специализированной мед.помощью; оценка качества мед.помощи главным врачом.

Состояние условий труда на производстве – пострадавшие при несчастных случаях на производстве и т.д.

Основные группы показателей, характеризующих состояние здравоохранения и мед.обслуживания.

Показатель числа больных с впервые установленным диагнозом

Показатель числа больных по отдельным заболеваниям, состоящих на учете в ЛПУ

Показатель временной нетрудоспособности работников

Показатель общего числа человеко-дней нетрудоспособности

Показатель числа переведенных с основной работы на другую в связи с частичной утратой трудоспособности

Коэффициент частоты производственного травматизма – деление общего числа пострадавших на среднесписочную численность работников в отчетном году

Коэффициент тяжести производственного травматизма – отношение общего числа человекодней нетрудоспособности к численности

22. Статистика образования

Измерение уровня образования населе­ния осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обоб­щающих показателей образования населения в целом и отдель­ных социально-демографических групп, изучения их дифферен­циации и динамики.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, име­ющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

• процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];

• уровень грамотности среди взрослых;

• число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в воз­расте 15 лет и старше';

• средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго вида включают характери­стики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности насе­ления соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах.

23.Статистика культуры

Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно вы­делить три группы показателей. Первая группа охватывает:

• среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;

• распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;

• процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза

в месяц, квартал, полгода, год.

Показателями второй группы являются:

• доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;

• структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели:

• институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художест­венной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;

• участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

К сожалению, третья группа показателей не отражена в мате­риалах государственной статистики.

Показатели деятельности в области распространения культу­ры и спорта.

Деятельность в области распространения культуры охваты­вает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работ­ников и учителей, центры досуга, организующие досуг населе­ния, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.

Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.

Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в первой половине 90-х гг. число клубных формирований в город­ской местности сократилось на 31%, в сельской местности — на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замед­лились и почти сравнялись — соответственно 6,8% и 6,3%.Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и ба­скетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоро­вительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.

24. Основные показатели статистики населения

Изучая рождаемость, смертность и естественный прирост населения, статистика прежде всего определяет их абсолютные размеры устанавливает число родившихся, число умерших и разность м/у этими числами, называемую абсолютным показателем естественного прироста населения. Таким образом, абсолютный естественный прирост — производный показатель. Это, по существу, уже начало анализа данных о процессе воспроизводства населения.

Для изучения воспроизводства населения применяются общие частные и специальные коэффициенты естественного движения: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли); коэффициенты младенческой и детской смертности, плодовитости (фертильности); стандартизованные коэффициенты смертности, а также коэффициент жизненности. Методика расчета этих показателей, как правило, не вызывает особых затруднений. Однако следует учесть, что демографические коэффициенты рассчитываются за год, выражаются в промилле (%), показывают число родившихся, умерших, естественную убыль и т.д. в среднем на 1000 человек всего населения (общие) или какой-либо его части (специальные или частные).

Введем обозначения: N — число родившихся, М — число умерших, S — средняя численность населения. Тогда формулы расчета коэффициентов рождаемости (КN), смертности (Км) и естественного прироста населения (Ка) следующие: KN=N/S*1000;

KM=M/S*1000; Ka=N-M/S*1000

Для характеристики соотношения между рождаемостью и смертностью вычисляют иногда коэффициент (индекс) жизненности (или «живучести»). Он представляет собой отношение числа родившихся к числу умерших за один и тот же период времени.

Численность населения населенных пунктов, регионов, стран изменяется не только в результате естественного движения, но и в результате механического движения или территориальных перемещений отдельных лиц, т.е. за счет миграции населения. Различают внутреннюю и внешнюю миграцию населения. Миграция может быть вызвана различными причинами, например поисками работы. Основными показателями миграции населения для каждого населенного пункта и страны в целом являются: число прибывших и число выбывших лиц. Разность этих показателей, именуемая сальдо миграции, отражает механический (миграционный) прирост или убыль населения.

Исчисление текущей (оперативной, на истекшую дату) численности населения производится так: устанавливается общий прирост населения, слагающийся из естественного и механического прироста за определенный период времени, например за год, и прибавляется к численности на конец предыдущего года, известной по переписи или предыдущему расчету. Но недостаточно знать текущую численность населения. Для прогнозирования социально-экономических процессов требуется определение будущей численности населения как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.

Перспективная численность населения рассчитывается на основе данных о естественном и механическом приросте населения за определенный анализируемый период и предположения о сохранении выявленной закономерности на прогнозируемый отрезок времени. Возможны различные способы прогнозирования численности населения, например:

1) на основе данных о численности населения в исходном периоде и коэффициентов естественного и механического прироста;

2) методом экстраполяции рядов динамики;

3) методом передвижки возрастов.

На ближайшую перспективу численность населения может быть рассчитана на основе показателя абсолютного прироста или темпа роста. Для этого исчисляют средний абсолютный прирост ∆ или средний темп роста К за t периодов, примыкающих к началу прогнозируемого периода. Обозначив исходную численность населения (по переписи или оценке) через S0, получим численность населения на перспективу следующим образом:

St=So+t∆; St=So*Kt

Наиболее точным методом прогнозирования является составление модели будущего населения, учитывающей и будущие изменения коэффициентов рождаемости, смертности и дожития.

Необходимо рассчитывать не только общую численность населения, но и численность его по возрастным группам. Одним из методов расчета повозрастной численности населения является метод возрастной передвижки. Суть его состоит в следующем. Устанавливаются и принимаются для расчета по каждому возрасту коэффициенты (или вероятности) смертности или дожития, которые могут быть взяты их таблиц смертности. Умножая численность населения в каждом

25. Показатели охраны окружающей среды

Окружающая среда – это географическое положение, рельеф, климат, ископаемые, почвы, леса, воды, которые являются общим условием развития производства и жизнедеятельности. При этом производство представляет собой процесс постоянного взаимодействия человека и природы, в котором общество подчиняет себе сил природы и использует природные ресурсы для удовлетворения потребностей.

В статистике природных ресурсов применяется следующий набор показателей:

--показатели наличия, использования, загрязнения и охраны всех компонентов и ресурсов (водных, лесных, земельных, атмосферного воздуха, заповедников и других охраняемых территорий, растительного и животного мира).

--состояния природно-ресурсного потенциала и всех его составляющих (воздушного бассейна, водных, лесных, минеральных ресурсов, флоры, фауны и др.)

--качества компонентов природной окружающей среды и ее изменения

--степени воздействия на состояние природных ресурсов различных видов деятельности

--эффективности мероприятий, проводимых для нейтрализации отрицательного антропогенного воздействия на среду обитания.

--образования, улавливания, утилизации, уничтожения и захоронения промышленных и бытовых отходов;

--эффективности авансированных и текущих затрат, связанных с охраной природных ресурсов и рационализацией природоиспользования.

Значительная часть всех показателей статистики природных ресурсов измеряется преимущественно в натуральных и условно-натуральных единицах, что позволяет избежать искажающего влияния инфляции, но исключает обобщение.

Нужно отметить, что показатели качества природных ресурсов специфичны для каждого вида природных ресурсов. Так при загрязнении ПР используется показатели предельно допустимой концентрации загрязнения (ПДК) и предельно допустимых норм выбросов и сбросов и др., а качество среды характеризуется показателями численности и распространенности источников ее загрязнения (число автомобилей на 1000 жителей…)

26. Источники информации социально-экономической статистики

Для изучения явлений и процессов общественной жизни, необходимо иметь в своем распоряжении исчерпывающую информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования.

Статистическая информация — это цифровые сведения в виде числовых рядов разнообразных величин, которые позволяют выявить определенные закономерности развития изучаемого явления или процесса.

Статистическая информация — это показатели, рассчитанные по совокупности компаний, фирм, корпораций, банков и других организаций, рынков, географических и административных территорий и т.д. Статистическая информация предоставляется чаще всего государственными службами, а также консалтинговыми компаниями, аудиторскими фирмами и другими учреждениями, занятыми исследованиями и разработками в области сбора и анализа различных данных.

Источники статистической информации подразделяются на внешние и внутренние. Главным источником внешней статистической информации являются важнейшие статистические публикации отдельных стран, специализированных органов ООН и других международных организаций. Внутренние источники статистической информации можно условно подразделить на официальные и неофициальные. Основу официальной статистики составляют данные, представляемые национальной статистической службой. Под неофициальной статистикой понимают статистическую информацию предприятий, негосударственных научных учреждений, торгово-промышленных палат, партий, объединений, фондов, профсоюзов и т.д.

Для осуществления деятельности по сбору статистических данных существуют следующие источники:

1) административные (государственные органы статистики, министерства и ведомства, другие государственные учреждения);

2) банковские (банки и другие кредитно-финансовые учреждения);

3) таможенные (государственные таможенные органы).

Основными видами внутренней информации являются:

1) бухгалтерская отчетность предприятий различных форм собственности, которая ведет учет состояния и движения финансовых, основных и оборотных средств предприятия, обеспечивает точность взаимных расчетов между предприятиями, дает оперативную информацию для эффективного управления экономическими процессами;

2) статистическая отчетность предприятий, которая дает основательную оценку состоянию и развитию национальной экономики, течению социально-экономических процессов в стране или в некоторых областях народного хозяйства, применяя для этого специальные технологии наблюдения;

3) переписи, опросы и обследования населения.

Основой сбора статистической информации является наблюдение, а весь процесс статистического исследования предполагает проведение следующих этапов:

1) сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичную обработку;

2) систематизацию и дальнейшую обработку данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки;

3) обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировку выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.

Под сбором данных понимают массовое научно организованное наблюдение, посредством которого получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) исследуемого явления. Такой статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информационной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе.

Под группировкой и сводкой данных понимают распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы.

Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования и включает в себя обработку статистических данных, полученных при сводке, интерпретацию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. В процессе статистического анализа изучаются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

К основным этапам статистического анализа относят:

1) установление фактов и их оценку;

2) выявление характерных особенностей и причин явления;

3) сопоставление явления с нормативными, плановыми и прочи-ми явлениями, принятыми за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых гипотез.

Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая – говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.

27. Статистические органы РФ

Система гос. статистики в РФ организована в соответствии с административно-территориальным делением страны и имеет иерархическую структуру, включающую следующие уровни:

федеральный, субъектов федерации (республиканский),, муниципальный (.краевой, областной, окружной, городской и районный )уровни.

Наивысшим органом в стране является Госкомитет по статистике РФ. Он решает основные задачи, стоящие в настоящее время перед российской статистикой, обеспечивает единую методологию основ учета, сводит, анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.

Методология стат. пок-лей , формы и методы сбора информации, установленные Федеральной службой гос. статистики, являются официальными стат. стандартами РФ.

В своей основной деятельности Федеральная служба гос. статистики руководствуется Федеральными стат. программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов гос. власти субъектов РФ, научных и других организаций, и утверждаются Федеральной службой гос. статистики по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Основной задачей статистических органов страны являются обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Феде-рации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов. Кроме того, задачами Федеральной службы государственной статистики являются:

1) представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

2) разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям на современном этапе, а также международным стандартам;

3) координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

4) разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов.

В настоящее время статистическая наука в России претерпевает некоторые изменения. Можно отметить основные направления,по которым должны быть произведены реформы:

1) необходимо соблюдать основной закон статистического учета— гласность и доступность информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);

2) необходимо реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению и теоретических положений науки;

3) переход к рыночной статистике порождает необходимость совершенствования системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи.;

4) необходимо изменить (усовершенствовать) методологию исчисления некоторых статистических показателей, характеризующих состояние экономики РФ. При этом д.б. учтены международные стандарты, иностранный опыт ведения статистического учета, необходимо систематизировать все показатели и привести их в порядок, отвечающий вопросам и требованиям времени, с учетом системы нац. счетов (СНС);

5) необходимо обеспечить взаимосвязь статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;

6) д. б. учтены тенденции компьютеризации. В ходе ре-

формирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики.

В нашей стране до сих пор происходят структурные сдвиги, которые затрагивают все сферы общественной жизни страны. Поскольку статистика непосредственно связана практически со всеми этими сферами, то и ее не обошел стороной процесс реформирования.

В настоящее время проведена большая работа по организации работы статистических органов, но она еще не закончена, и предстоит еще много внимания уделить совершенствованию этого очень важного для государства информационного института. Принципы:

--централизованное руководство,

--единое организационное строение и методология,

--неразрывная связь с органами государственного управления.

Программа перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики. - два основных направления:

--замена показателей плановой экономики показателями --развитой рыночной экономики;

--новые формы сбора информации.

Другим документом является концепция реформы национальной статистики до 2000 года. Предусматривает:

систематизация наблюдения, методология наблюдения разных типов предприятий, изменение форм сбора информации, формирование оптимальной системы показателей.

28. Статистика занятости и безработицы

Статистическое изучение рынка труда необходимо при разработке эк. и соц. политики гос-ва. Информация о рынке труда широко применятся при анализе уровня жизни населения и конкурентоспособности различных видов эк-ой деятельности. Рынок труда –система эк-их, организационных, соц. и правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы. Ст-ка рынка труда изучает спрос и предложение рабочей силы, вопросы оплаты и условий труда, профессиональной подготовки кадров и др. Основными задачами рынка труда явл-ся: 1) изучение текущих данных об эк. активном населении, занятости и безработицы; 2) изучение структуры занятости по видам эк. деятельности и профессий; 3) изучение данных о движении рабочей силы; 4) исследование уровня, структуры и динамики затрат на рабочую силу; 5) изучение данных о фондах времени и их использовании. Переход к рыночной эк-ке в России обусловил значительные изменения в системе показателей рынка труда. В статистическую практику внедрены такие категории как эк. активное население, безработица, затраты на рабочую силу. Развитие частного сектора, новых форм предложений труда предопределили необходимость организации новых каналов получения статистической информации. С 1991 года был организован ведомственный источник стат. информации о трудоустройстве населения и безработицы, который позволил проводить анализ конъюнктуры официально-зарегистрированного рынка труда.

Кроме того создавалась спец. выборочная сеть домашних хозяйств для проведения широкомасштабных опросов населения по проблемам занятости и безработицы. С 1992 года такие обследования проводятся ежегодно и явл-ся основным источником информации о качественном составе рабочей силы в размерах и структуре фактической безработицы, в причинах незанятости, в способах поиска работы и его продолжительности. Кроме того, в 90-ые годы были разработаны новые вопросы и методы ст-ки труда и организованы соответств. источники информации: а) систематически проводятся выборочные обследования з/п работников по отдельным профессиям и должностям; б) ежегодно изучается состав и сумма затрат на рабочую силу; в) введена информация о забастовочном движении; г) ежегодно ведётся учёт неполной (частичной) занятости; д) введена система стат. наблюдения за трудовой миграцией.

Для оценки уровня занятости и безработицы рассчитывают ряд абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют степень вовлечения в эк-ку населения вцелом и отдельных его групп. 1.) Абсолютная численность безработных – моментальный показатель, рассчитываемый на начало каждого месяца.

2.) Качественный состав безработных хар-ся по полу, возрасту, уровню образования и т.д.

3.) Уровень эк. активности населения характеризует долю эк. активного населения в общей численности населения : К(эк.актив.населения)=S(эк.актив)/S(насел)*100%

4) Коэффициент занятости населения:

К(занятости)=S(занят)/S(эк.актив)*100%

5) Коэффициент занятости труд. Ресурсов = S(зан.)/S(труд.)*100%

6) Коэффициент безработицы = S(безработных)/S(эк.актив)*100%

Наши рекомендации