Экономический рост и потребление минеральных ресурсов

Под экономическим ростом понимается прирост валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени (обычно за 1 год).

ВНП — это совокупная стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг. Это сумма цен товаров и услуг, произведенных на территории определенной страны, независимо от того, кто осуществ­ляет хозяйственную деятельность — граждане данной стра­ны или иностранные подданные без так называемого «по­вторного счета».

Таким образом, ВВП и ВВП — это две модификации показателя, описывающего результаты хозяйственной конъ­юнктуры в стране.

Экономический рост является наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться в физическом (физический рост) и сто­имостном выражении (стоимостной рост). Первый способ более надежен (т. к. позволяет исключить воздействие инф­ляции), но не универсален: при расчете темпов экономи­ческого роста трудно вывести общий показатель для про­изводства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции.

На макроэкономическом уровне ведущими показателя­ми динамики экономического роста являются:

• рост объема ВВП/ВНП или НД;

• темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населе­ния;

• темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником ко­торой был Ж.Б.Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, зем­ля и капитал.

По внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, кап­вложения делятся на поступающие в страну извне и на мобилизуемые внутри страны, а эти последние можно раз­делить на используемые внутри страны и на вывозимые за пределы страны и т.д.).

Распространено и деление факторов на две другие груп­пы — в зависимости от характера роста (количественного и качественного).

К экстенсивным факторам роста относятся:

• увеличение объема инвестиций при сохранении существу­ющего уровня технологий;

• увеличение числа занятых работников;

• рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива.

К интенсивным факторам роста относятся:

• ускорение НТП (внедрение новой техники и технологий путем обновления основных фондов);

• повышение квалификации работников;

• улучшение использования основных и оборотных фон­дов;

• повышение эффективности производства за счет лучшей его организации.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению фак­торов производства, а при интенсивном — путем каче­ственного их совершенствования и лучшего использова­ния.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномер­но, и достижение максимума производства продукции ста­вится в зависимость главным образом от состояния эконо­мических ресурсов, сочетания затрат труда и капитала и лишь в определенной степени от технического прогресса.

С развитием и освоением достижений НТП интенсив­ные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют Поэтому лучше говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно ин­тенсивном типе экономического роста.

Развитие мировой экономики сопровождается неуклон­ным ростом производства и потребления минеральных ре­сурсов.

Устойчивое минерально-сырьевое обеспечение промыш­ленности связано с необходимостью усиления разведки за­пасов, восполнения выбывающих и создания новых горно­добывающих мощностей, строительства дополнительных, реконструкции и технического перевооружения действую­щих перерабатывающих производств, более полного исполь­зования эффективных технологий. Эта проблема не может решаться исключительно на основе рыночных механизмов без совмещения их с государственным регулированием.

Регулирующая роль государства, его интересы в укреп­лении минерально-сырьевой базы, как это имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и бога­тых минерально-сырьевыми ресурсами (США, Канада, Австралия и др.), должны быть определены законодатель­ными и другими нормативно-правовыми актами. Однако до настоящего времени полного и четкого законодательного обеспечения в сфере владения, использования и управ­ления ресурсами недр в России нет.

Соглашения с иностранными инвесторами (концесси­онные или на основе раздела продукции), заключаемые под давлением возникших экономических трудностей пе­реходного периода к рынку, вряд ли можно считать даль­новидными с позиции необходимости сохранения ресурсов для собственного перспективного обеспечения.

Дальнейшее развитие в таком направлении внешнеэко­номической деятельности не только приведет к долговре­менным долговым обязательствам на увеличивающийся вывоз сырья, но и к потере части прибыли от эксплуата­ции месторождений, а также окажет серьезную нагрузку на ресурсный потенциал недр.

Практически прекратившееся воспроизводство минераль­но-сырьевой базы в результате резкого сокращения объе­мов и направлений геолого-разведочных работ — одна из важнейших проблем в области ресурсообеспечения, требу­ющих незамедлительного решения.

Деятельность геологической службы, без которой не могут быть надежно обеспечены потребности в различных видах сырья, по мере стабилизации и дальнейшего подъема эко­номики, должна находиться под особым вниманием госу­дарства. В США, например, политика обеспечения промыш­ленности минеральным сырьем формируется специальным Советом по национальным ресурсам и окружающей среде при Министерстве внутренних дел.

В России для формирования государственной научно-технической политики по всему комплексу проблем в об­ласти изучения недр, развития и использования минераль­но-сырьевой базы, включая вопросы сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья, целесообразно обра­зование при Центральной геологической службе Совета (ко­миссии), состоящего из представителей федеральных пра­вительственных органов, геологических, промышленных и научных организаций субъектов Федерации, Российской академии наук.

Прогнозы и модели развития всемирного хозяйства учи­тывают проблему дефицитности мировых запасов ресурсов. Сегодня имеют место две точки зрения на понятие огра­ниченности ресурсов. В соответствии с первой точкой зре­ния предполагается, что при росте потребления энергии современными темпами все виды используемого сегодня топлива будут израсходованы в недалеком будущем: по некоторым прогнозам — в начале XXI в.

Природные богатства могут выступать в качестве опре­деленного ресурса (например, стать фактором производ­ства) в том случае, если в них возникает потребность. По­требности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения при­родных богатств. Например, нефть была известна как го­рючее вещество еще за 600 лет до н.э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX века.

При первобытнообщинном строе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весь­ма скромными и ограничивались охотой на диких живот­ных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло зем­леделие и скотоводство, и соответственно в состав природ­ных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившая кормовой базой для выпасае­мого скота. В лесах добывалась древесина для строительства жилищ и для получения дров; постепенно началось освое­ние полезных ископаемых (угля, руд, строительных мате­риалов); человек научился осваивать энергию ветра и па­дающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади дев­ственной природы.

Территориальное расширение сферы хозяйственной дея­тельности человеческого общества и вовлечение в матери­альное производство новых видов природных ресурсов вы­зывали в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов.

Наши рекомендации