Построение прогнозов сети здравоохранения в РФ
За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются:
снижение продолжительности жизни;
рост показателей общей смертности;
снижение уровня рождаемости;
естественная убыль населения возрастает;
возрастание общей заболеваемости населения;
угроза эпидемиологических вспышек;
резкое сокращение профилактических программ из-за трудностей с финансированием.
В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой здравоохранения. Это привело к резкой дифференциации условий и уровней оказания медицинской помощи на различных территориях.
Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.
Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.
Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле:
Н - численность населения;
Г - уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек);
П - среднее число дней, пребывание больного на койке;
Д - число дней использования койки в году.
Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом:
, где
В - расчетное число посещений врача на одного жителя в год;
Н - численность населения;
Д - число дней работы учреждения в году;
К - коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения.
Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.
27 Построение прогнозов развития системы образования в Российской Федерации
В экономической системе любой страны можно выделить комплекс отраслей, назначение которых удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм и отдых, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.
Все эти отрасли являются объектом государственного регулирования и государственного прогнозирования. Особенность процесса прогнозирования отраслей социальной сферы – его децентрализация, поскольку оно осуществляется, в большинстве своем, городскими и районными органами управления. Прогнозирование максимально приближено к населению и должно учитывать его потребности и местные особенности. Государство косвенным образом воздействует на данный процесс посредством минимальных государственных стандартов и предоставления финансирования.
Цель разработки прогнозов социальной сферы - удовлетворение потребности населения в услугах первой необходимости
Разработка прогнозов системы образования.
Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.
Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.
Прогноз сети общего и среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.
Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста.
Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом.
Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи:
1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций;
2. Определение источников удовлетворения этих потребностей.
При решение первой задачи исходят из сложившейся профильно-квалификационных структуры работников на начало планируемого периода по предприятиям и организациям всех форм собственности. Данную информацию разработчику прогнозов на Федеральном уровне – Министерству экономического развития и торговли представляет Государственный Комитет по статистике и Министерство труда.
Исходя из конъюнктуры рынка и тенденций в структуре национальной экономики производится досчет возможной емкости рынка услуг специалистов и рабочих различной квалификации.
Используя данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения на предстоящий период, данные о возможностях средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов, государственным образовательным учреждения устанавливается план приема студентов с разбивкой по специальностям.
Численность студентов по всем формам обучения – это основа для определения потребности в профессорско-преподавательском составе и объемах финансирования ВУЗа. Объем педагогической нагрузки в часах зависит от учебного плана образовательного учреждения; от числа часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, входящей в учебный план.
Объем государственного финансирования ВУЗов определяется, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда на каждый год, нормативных расчетов материальных ресурсов и услуг коммунального хозяйства.