Размещение сельского и городского населения
Одна из главных закономерностей расселения населения – соответствие форм расселения уровню развития экономики. Чем он выше, тем меньше прямая зависимость размещения людей от природных факторов. Для первобытного общества в силу низкого уровня развития производительных сил характерны медленный процесс заселения территории; дисперсность расселения, нередко с преобладанием кочевых форм. При переходе к земледелию происходит формирование локально закрепленной сети поселений, а в ранних государственных образованиях в результате роста и углубления общественного разделения труда появляются первые городские формы расселения. Индустриальному обществу присущ тип урбанизированного расселения, главными чертами которого становятся сокращение доли сельского населения, его активная миграция в города и высокая концентрация производительных сил в агломерациях и урбанизированных районах.
Населенные пункты крайне разнообразны по величине, морфологии, генезису, географическому положению, хозяйственной специализации; есть поселения лишь временно (сезонно) обитаемые или периодически меняющие свое местоположение и т. д. Всю совокупность населенных пунктов, расположенных на какой-либо территории, называют сетью поселений. Она характеризуется густотой поселений, их людностью и рисунком расселения.
Функционально взаимосвязанная совокупность поселений образует систему расселения. Главные ее параметры – число и людность входящих в нее поселений, а также состав и интенсивность социально- экономических связей между ними. В зависимости от территориального масштаба принято выделять локальную, национальную, региональную и глобальную системы расселения.
Все поселения делятся на две главные категории – сельские и городские. Форма территориальной организации жизни населения на внегородских территориях в виде совокупности сельских населенных мест дефинируется как сельское расселение, а соответственно – в виде совокупности городских поселений – как городское расселение. Пока не существует ясного определения понятий «село» и «город», четкого разграничения между сельскими и городскими поселениями. Во многих странах городами считаются все поселения, число жителей в которых достигло определенной величины. Этот критерий колеблется от 200 человек в Исландии и Дании до 20 – 30 тыс. человек в Нидерландах и Японии. В Великобритании и Швеции за основу берутся юридические признаки (акты) о присвоении пункту статута города, часто унаследованные от средневековья. Во многих странах Африки к числу городов относятся все административные центры независимо от числа жителей. В то же время, например, в Венгрии и на Северном Кавказе в разряд сельских населенных пунктов включается целый ряд достаточно крупных поселений людностью свыше 10 – 20 тыс. жителей, население которых преимущественно занято в аграрном секторе. Все это сильно искажает картину действительного распределения населения мира между городом и деревней, делает сопоставление этих показателей в разных странах весьма условным.
Городами обычно считают крупные поселения с преимущественно несельскохозяйственными функциями. О функциональной специализации поселений можно судить по структуре занятого населения, источникам средств существования жителей, характеру внешних экономических связей и роли поселения в географическом разделении труда. Особенно часто встречаются города с сочетанием административных, промышленных, транспортных, торговых и финансовых функций. Существует много центров и более узкого профиля. Например, к числу промышленных центров относятся Дуйсбург, Хиросима, Кимберли; транспортных – Роттердам, Сингапур, Суэц; политико-административных – Оттава, Канберра, Вашингтон, Абуджа. Имеются города - военные базы (Севастополь, Тулон), центры культуры, в том числе университетские города (Кембридж, Гейдельберг), курорты (Ницца, Майами), религиозные центры (Мекка, Лурд) и т. д. Наиболее сложным сочетанием функций преимущественно непроизводственной сферы отличаются крупнейшие города мира.
Многие центры быстро растут. В результате за пределами городской черты оказывается основная часть новых жилых кварталов и предприятий, инфраструктуры и рекреации города. Центральный город обрастает городами-спутниками, поглощая окружающие сельские земли и населенные пункты (процесс субурбанизации). Возникают городские агломерации – скопления поселений, объединенных производственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, которые в настоящее время являются главной формой городского расселения в высокоурбанизированных странах. Их границы очень динамичны и часто трудноопределимы. Крупнейшие агломерации и соединяющие их транспортные коммуникации формируют так называемый опорный каркас расселения.
Городские агломерации могут иметь разнообразную структуру и конфигурацию. Наиболее распространены моноцентрические, сложившиеся на основе развития одного города – ядра агломерации. В районах, богатых полезными ископаемыми, и в крупных транспортных узлах часто формируются полицентрические агломерации (Рур в ФРГ, Рандштадт в Нидерландах, Донбасс на Украине). Здесь ядро агломераций составляют несколько примерно равнозначных центров.
Местами образовались еще более обширные и сложные формы городского расселения – городские районы и мегалополисы, основу которых составляют конгломераты близко расположенных больших городов, объединенных большой совокупностью связей. Учеными признается существование шести сформировавшихся мегалополисов, три из которых находятся в США (Северо - Восточный, Приозерный и Калифорнийский), два – в Европе(Английский и Рейнский) и один – в Японии (Токайдо).
К сельским поселениям относятся все населенные пункты, неимеющие городского статута. По сравнению с городами, они отличаются значительно меньшей людностью, монофункциональностью, преобладанием малоэтажной застройки и т.д. Типы сельских поселений чрезвычайно разнообразны и во многом зависят от социально-экономической среды, аграрных отношений и природных условий. Так, например, для стран с высоким уровнем развития сельского хозяйства (США, Великобритания, Австралия) типично дисперсное (отдельными фермами) расселение. Там, где сохраняется еще общинное землепользование или преобладают крупные кооперативные хозяйства, доминирует размещение сельских жителей преимущественно в крупных деревнях (многие районы Западной и Экваториальной Африки, Россия, Белоруссия, Украина). Одни типы расселения сложились в земледельческих районах, другие – в районах пастбищного животноводства и т. д.
Сельские поселения составляют основную массу всех населенных пунктов планеты. В них пока проживает и большая часть населения мира – 52,6% или около 3,2 млрд. человек. Однако темпы роста городского населения заметно выше сельского, а в некоторых регионах и странах сокращается даже абсолютная численность сельчан. В силу этого уже в ближайшее десятилетие горожане станут преобладать в структуре населения планеты.
Исторический процесс повышения роли города в развитии общества именуется урбанизацией. Он охватывает изменения в размещении производства, расселении населения, его социальной, профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т. д. В количественном виде обычно процесс урбанизации отражается ростом абсолютного числа городов, городского населения, доли горожан в структуре населения (уровень урбанизированности населения), степенью концентрации жителей в больших и сверхбольших городах.
Размещение по регионам мира сельского и городского населения заметно отличается от «усредненной» картины. Это тесно связано с различным уровнем урбанизированности территорий, который, как правило, наиболее высок в индустриальных и постиндустриальных государствах, а ниже всего – в отсталых аграрных странах. Существует, однако, немало исключений, свидетельствующих о том, что нет прямой зависимости между этими показателями. Например, в некоторых государствах и районах с малоблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства наблюдается высокий процент городского населения даже при слабом промышленном развитии (Исландия, Иордания, Джибути).
Регионы и страны мира сильно различаются по уровню урбанизированности. С одной стороны, в 2/5а всех стран мира преобладает сельское население, а с другой, в 1/5 – удельный вес горожан достиг уже 80 %. Более 90 % населения составляют горожане в Великобритании, Бельгии, Израиле, Кувейте, Уругвае. Значительно ниже уровень урбанизированности в крупнейших странах Азии – Китае, Индии, Индонезии (25 – 30 % ). Доля городских жителей минимальна в Бурунди и Руанде (5%).
Основная часть урбанистического потенциала планеты приходится на Евразию, где находятся четыре из шести крупнейших по численности городского населения стран мира (Китай – 438 млн. Индия – 286 млн. Россия – 114 млн. и Япония – 100 млн. против США – 215 млн. и Бразилии – 138 млн.). Другое дело, что за счет многократной разницы в среднегодовых темпах прироста горожан здесь заметно изменились внутренние пропорции: если в 1950 г. Азия по сравнению с Европой располагала чуть меньшей численностью городского населения, то к концу века – в три раза большей. По этой жепричине на протяжении последних пятидесяти лет наблюдается устойчивый процесс сокращения в структуре городского населения мира удельного веса других наиболее урбанизированных регионов – Северной Америки и Океании, и наоборот, увеличения – Латинской Америки и особенно Африки.
9/10 всего прироста городского населения Земли приходится на развивающиеся страны, которые во многом определяют современное «лицо» мирового процесса урбанизации. В большинстве из них число и доля горожан растут не только за счет административного преобразования сельских поселений в городские и активной миграции крестьян в города, но и за счет высокого естественного прироста населения. Напротив, в тех регионах мира, где уже явно доминирует городской образ жизни, темпы урбанизации весьма низкие. Здесь главная роль в наращивании городского потенциала принадлежит миграции. Отметим, что в последнее время в некоторых европейских странах, например в Великобритании, в том числе и по экологическим причинам, набирает ход принципиально иной процесс – массовый отток горожан в сельские пригороды. В целом же в мире налицо тенденция к сближению уровней урбанизированности регионов и стран.
На планете насчитывается около 85 тыс. поселений городского типа, подавляющая часть которых имеет сравнительно небольшую размерную величину. Вместе с тем одной из наиболее ярких черт современного процесса мировой урбанизации является стремительный рост числа крупных и сверхкрупных агломераций. В 2000 г. в 372 городах «миллионерах» проживало 1087 млн. человек, т. е. около 18% всего населения Земли и более 37% всех горожан. 1/3 всех городов - «миллионеров» находится в Восточной и Юго-Центральной Азии. Еще одну треть их аккумулируют – Северная Америка и Европа.
Начиная с 50-х годов ХХ столетия, каждые двадцать лет происходило удвоение общего числа крупнейших агломераций мира. Однако в территориальном плане их прирост распределялся крайне неравномерно. Подавляющая его часть традиционно приходилась на развивающиеся страны. Ровно половина городов- «миллионеров» в течение последних 20 лет появилась на карте Азии. Напротив, в большинстве староурбанизированных регионов мира отмечалось снижение или стабилизация темпов прироста числа городов-«миллионеров», а в Европе – даже доли лиц, проживающих в городах людностью 5 – 10 млн. человек. В результате такой динамики усиливается территориальная контрастность глобальной системы крупногородского расселения мира.
Из-за разницы в темпах роста за последние полстолетия тридцатка крупнейших городов планеты значительно обновилась. Если в 1950 г. агломерации европейских стран и США занимали в ней почти 2/3 мест, то в 90-е годы – уже менее 1/3. Список ведущих агломераций мира покинули Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург; а его восполнили – Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка. Прогнозируется, что к 2010 г. среди 30 крупнейших городских образований останутся только 6 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж и Москва), а 20 будут представлены городами Азии, прежде всего Китая и Индии.
Таким образом, начавшийся во второй половине ХХ века процесс урбанизации характеризуется следующими основными чертами:
1. быстрыми темпами роста городского населения, особенно в развивающихся странах;
2. расползанием городов, формированием городских агломераций и мегалополисов;
3. концентрацией населения и хозяйства в основном в больших городах и наиболее быстрым их ростом.
Несмотря на быстрый рост городов, половина населения проживает в сельской местности. Размещение сельского населения еще более контрастно. На развивающиеся страны приходится 91,1 % всех сельских жителей. Но «третий мир» весьма неоднороден. С одной стороны, он представлен бурно урбанизирующимся регионом Латинской Америки, где отмечается стремительное уменьшение удельного веса сельчан (с 58,6 % в 1950 г. до 24,6 % в 2000 г.), а с другой – довольно многочисленной категорией наименее развитых государств, в которых экономика сохраняет явно выраженный аграрный характер, и удельный вес горожан в структуре населения достиг чуть более 25%.
В экономически наиболее развитых государствах мира уже давно наблюдается прямо противоположная тенденция – к сокращению не только относительной, но и абсолютной величины сельского населения. За счет его убыли отчасти растет и удельный весгорожан. За последние полстолетия развитые страны «потеряли» более 80 млн. сельских жителей. Однако депопуляция села – в значительной мере удел только Европейского континента, и прежде всего Восточной Европы, где сельское население за рассматриваемый период сократилась на 47,8 млн. человек. Несколько иная ситуация в ведущих странах Северной Америки – США и Канаде, в которых особый размах получил процесс контрурбанизации, расселения вне исторических ядер агломераций работающих в городах. В результате в США за 1970 – 1990 гг. число жителей сельской местности увеличилось почти на 10 млн. человек.
87,8 % сельского населения приходится на афро-азиатские государства, а на долю всей Европы и Северной Америки – менее 8%.
В 2000 г. в четырех государствах планеты численность сельских жителей превышает 100 млн. человек: Китай – 838,1 млн. Индия – 720,5 млн. Индонезия – 127,1 млн. Бангладеш – 101,1 млн. Ожидается, что уже через полтора десятилетия Индия (776,6 млн. человек) обойдет Китай (762,0 млн.), в котором уже с начала 90-х годов наблюдается процесс сокращения абсолютной численности сельских жителей, а на третью позицию выдвинется Пакистан (119,8 млн.).
Существуют две формы расселения сельского населения – групповое и рассеянное. Групповая форма (деревни) характерна для России, Европы, Китая, Японии, развивающихся стран; рассеянная (фермы) – для США, Канады, Австралии.