Составление регионального кадастра охотничьих животных
Приказ МПР и экологии РФ от 22.12.2010 г. № 693 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» предусматривает природоохранным учреждениям представлять данные по охотничьим ресурсам государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга ежегодно до 15 апреля, иных объектов животного мира – до 1 августа не реже одного раза в три года. А уполномоченным органам субъектов РФ – в МПР и экологии РФ, по охотничьим ресурсам - ежегодно до 15 мая, иных объектов животного мира – до 1 августа не реже одного раза в три года.
Этот документ обязывает также региональные органы управления охотничьим хозяйством регулярно проводить сбор, обработку, систематизацию и соответствующее оформление учетного и других материалов по той части кадастра животного мира, которая касается охотничьих и иных видов животных, т.е. по существу предлагается ведение документации регионального кадастра охотничьих ресурсов.
Таблица 43
Цена по шкуркам соболя
Наименование шкурок, цвет и группа волосяного покрова | Оптовая цена (руб. и коп.) | Средняя цена** | Средняя цена 0,1 балла*** |
первый цвет (г.в. 7 баллов) | |||
1 группа* | 1062,0 | 1035,0 | 21,0 |
2 группа | 1109,0 | ||
второй цвет (г.н. 6 баллов) | |||
1 группа | 903,0 | 876,0 | 16,0 |
2 группа | 856,0 | ||
третий цвет (п.в. 5 баллов) | |||
1 группа | 690,0 | 663,0 | 11,0 |
2 группа | 637,0 | ||
четвертый цвет (п.н. 4 балла) | |||
1 группа | 584,0 | 557,0 | 11,0 |
2 группа | 531,0 | ||
пятый цвет (т.в. 3 балла) | |||
1 группа | 477,0 | 451,0 | 11,0 |
2 группа | 425,0 | ||
шестой цвет (н.в.3 балла) | |||
1 группа | 372,0 | ||
2 группа | 319,0 | 345,0 | 11,0 |
седьмой цвет (меховой 1 балл) | |||
1 группа | 265,0 | 238,0 | 11,0 |
2 группа | 212,0 |
Примечание: * - группа определяет разновидность цвета; ** - средняя цена цвета – частное от деления пополам суммы цен двух групп каждой цветовой категории;
*** - цена 0,1 балла – частное от деления на 10 разности средней цены двух цветов.
Особенности данной методики заключаются в следующем:
1. Организация системы кадастра проводится в области, крае, республике на основе действующего Положения о государственной службе учета охотничьих ресурсов РФ.
2. Предлагается специализированная природно-территориальная основа учета, которая позволяет перейти от оценки ресурсов в целом по области на уровень административных районов.
3. В кадастр включаются только необходимые и достаточные сведения для управления охотничьими ресурсами региона, представляемые на бумажных и электронных носителях. Причем предпочтение отдается информационно емким, компактным формам представления данных.
Региональный кадастр охотничьих животных (охотничий кадастр) - часть кадастра животного мира, касающаяся фауны региона, отнесенной в установленном порядке к объектам охоты.
Содержание охотничьего кадастра - совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) охотничьих животных, об их численности, включая характеристику современного хозяйственного использования животных и характеристику охотничьих угодий.
Назначение охотничьего кадастра - основа для принятия решений по рациональному использованию ресурсов путем упорядочения и оформления в единую компактную систему всей имеющейся информации об охотничьих ресурсах и их использовании.
Информационная основа кадастра - материалы регулярных массовых учетов численности и добычи животных: зимнего маршрутного учета зверей и птиц, осеннего маршрутного учета боровой дичи, авиаучета копытных животных, анкетирования охотников, учета копытных на площадках, статистики добычи животных. К вспомогательным источникам информации относятся материалы локальных, разовых учетов отдельных видов животных; материалы охотустройств и паспортизации хозяйств; литературные, картографические источники; ведомственные материалы.
Организация работ
Организация системы регионального охотничьего кадастра осуществляется органами управления охотничьим хозяйством региона (при участии Межведомственной комиссии).
Взаимоотношения охотничьего кадастра - все работы по организации системы кадастра проводятся согласно Положению о государственной службе учета охотничьих ресурсов РФ, разработанных методических указаний. Ими определяются методы учетов, сроки и объемы работ, направление движения учетной информации, а также сроки и формы ее представления в вышестоящие организации.
Финансирование работ проводится из бюджетных средств, выделенных на учетные работы.
Ответственным за организацию иведение кадастра назначается охотовед, ответственный за организацию учетных работ в области. Он обязан:
- составить план работ по организации системы кадастра и представить его на утверждение Межведомственной комиссии;
- оформить договоры с другими организациями на выполнение отдельных работ по кадастру и представить их на подпись начальнику Управления охотничье-промыслового хозяйства;
- принимать непосредственное участие в составления и ведении кадастровой документации;
- обеспечить координацию в сборе кадастровой информации от природопользователей в регионе;
- регулярно представлять материалы кадастра на утверждение в межведомственную комиссию;
- своевременно заполнять формы хранения кадастровой информации;
- направлять кадастровые сведения в головные организации, ведущие кадастр животного мира по требуемой форме и в установленные сроки.
Региональный кадастр охотничьих ресурсов состоит из разделов: кадастр охотничьих угодий, кадастр охотничьих животных, использование охотничьих ресурсов, охрана животного мира.
Кадастр охотничьих угодий
Кадастр охотничьих угодий, как составная часть кадастра охотничьих ресурсов, представляет собой систематизированную информацию об охотничьих угодьях. Под охотничьими угодьями понимаются территории, которые одновременно служат местом обитания охотничьих животных в состоянии естественной свободы и местом ведения охотничьего хозяйства.
Необходимость такого рода информации в кадастрах животного мира определена Законом РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 27.07.2009 г. №209-РФ. Основное назначение кадастра охотничьих угодий заключается в обеспечении возможности получения достоверных количественных показателей оценки ресурсов охотничьих животных на уровне административных районов.
Кадастр охотничьих угодий содержит материалы природно-территориальной основы для оценки численности животных, включающие картографические материалы и экспликации; географические характеристики территории; описание среды обитания животных.
Выполнение работ по созданию кадастра охотничьих угодий возлагается на Управления охотничьего хозяйства и охотхозяйственные организации, либо заключаются договоры с соответствующими организациями, к которым относятся отряды проектно-изыскательских экспедиций, кафедры биогеографического профиля вузов и т.п.
Работа начинается с составления природно-территориальной основы учета охотничьих животных, которая представляет собой комплекс материалов в виде карт, таблиц, текстов, отражающих связи населения охотничьих животных со средой их обитания. Она служит инструментом для расчета численности населения животных в административных районах по данным массовых выборочных учетов. Это достигается экстраполяцией учетных данных, полученных на пробах, на сходные в природном отношении территории, где предполагаются такие же показатели численности животных как на пробе. Задача составления основы, следовательно, заключается в разделении территории, подлежащей оценке, на участки, сходные в отношении показателей численности, обитающих на них животных, а значит и в природном отношении. На практике для проведения такой классификации необходимо воспользоваться уже известными экологическими связями животных с природными территориальными комплексами, уточняя и дополняя их конкретными учетами.
Методика классификации и картографирования охотничьих угодий на ландшафтных регионально-типологических принципах подробно изложена в книге В.А.Кузякина «Охотничья таксация»(1974).
Исходные данные для составления природно-территориальной основы: ландшафтная карта России, комплексные региональные атласы, тематические природные карты, топографические карты, учетные карточки ЗМУ, результаты массовых учетов отдельных видов животных, паспорта охотничьих хозяйств и административных районов, материалы порайонной экспликации земель, литературные источники и др.
В качестве рабочей основы берется имеющаяся на данную территорию ландшафтная (физико-географическая) карта. На первом этапе, используя в основном сетку районирования карты и знание общих экологических закономерностей размещения основных видов учитываемых животных, специалист проводит предварительное природно-охотничье районирование. По этому принципу он, например, может предварительно объединить крупные природно-территориальные комплексы (ПТК) и, наоборот, выделить мелкие комплексы - отдельные ландшафты или их типологическую группу, если это оправдано с точки зрения экологии животных. Число выделенных контуров предварительного детального районирования должно быть избыточным, имея в виду, что следующий этап предполагает в основном их объединение по сходству населения обитающих в них охотничьих животных. Этим предварительно выделенным индивидуальным ПТК присваивается условный ранг природно-охотничьего округа и дается нумерация контуров. Контуры округов с указанием номеров переносятся на топографическую карту масштаба 1:1000000 или 1:500000.
Следующий этап заключается в уточнении предварительного районирования с помощью материалов зимнего маршрутного учета. С этой целью первичные учетные карточки ЗМУ, взятые за возможно большее число лет, «привязываются» к природным округам, нанесенным на топокарты. На каждой карточке проставляется номер округа, и они группируются по годам проведения учета. Затем карточки обрабатываются по форме, принятой в ГСУ. Причем обрабатываются учетные данные только по видам животных, имеющих важное значение в охотничьем хозяйстве. Полученные средние многолетние плотности населения основных видов охотничьих животных следует рассматривать как нормативные или оптимальные для данных природных условий. По этим данным составляются картограммы плотности населения видов.
Окончательное районирование проводится в результате сопряженного анализа картограмм, схем физико-географического районирования, предварительной территориальной основы, тематических материалов и т.п. В первую очередь отмечаются и выделяются округа, в которых наблюдается совпадение максимальных или минимальных плотностей по большинству видов рассматриваемых животных. Обращается внимание на те группировки смежных округов на картограммах, которые для большинства видов оказались территориально устойчивыми. Такие агрегации смежных округов следует объединить в новый округ общей границей. Объективность (и достоверность) районирования зависит в первую очередь от квалификации исполнителей, от достоверности материалов ЗМУ, качества используемых природных основ и т.п.
В результате такой трансформации большинство смежных районов объединяются, реже требуется разделение. Вопрос о разделении возникает, как правило, в процессе обработки первичных материалов, когда показатели учета по какому-нибудь участку округа показывают устойчивую и существенную разницу по сравнению с остальной частью. Принятие окончательного решения о выделении той или иной группы зависит от установления природного фактора, влияющего на состояние численности животных. На выбор окончательного числа единиц детального районирования природно-охотничьих округов влияет степень природного разнообразия региона, ограниченные организационные возможности (число учетчиков, доступность угодий). С другой стороны, выделение большого числа округов дробит и без того, как правило, недостаточный объем выборки и затрудняет обработку учетов. Опыт показывает, что число единиц дробного районирования должно быть ориентировано в 1,5-2 paзa меньше числа административных районов области. В случаях, когда природные и административные границы проходят в непосредственной близости, допускается проведение природных границ округов по административным, при условии, что искажения площади контура в результате этого не превысят порядка 5%. Природно-охотничьи округа группируются в зоны (подзоны, высотные пояса), составляющие общее природно-охотничье районирование. Во многих случаях целесообразно проводить районирование навстречу друг другу – «сверху-вниз» и «снизу-вверх» - при условии, что границы высокого ранга не должны пересекать границы более низкого.
Типология охотничьих угодий в территориальной основе, ориентирующаяся на ЗМУ, рассчитана только на выделение категорий угодий. С любой подходящей карты - растительности, лесов, топографической и т.д. - на бланк основы переносятся контуры лесов, болот, полей, озер, рек. Согласно инструкции по проведению ЗМУ к лесным угодьям относятся также лесные поляны, редины, гари, вырубки, заболоченный лес. К полевым угодьям - луга, поля, тундры. Болотными угодьями считаются только открытые болота и «рямы».
Составление экспликаций. Экспликации рассчитывается на материалах классификации охотничьих угодий и официальной порайонной экспликации земель. Техника намерения площадей следующая. С помощью палетки определяется площадь частей административных районов, принадлежащих к разным природно-охотничьим округам и категориям угодий. Если угодья имеют мозаичный характер, то по топографическим или другим природным картам глазомерно оценивается соотношение площадей (в %) категорий угодий в пределах частей административных районов. После этого проценты переводят в абсолютные значения площади. Сумма этих площадей по частям административного района должна быть равна общей сумме этих угодий по всему району, взятой по официальной экспликации. Погрешность подобных измерений обычно не выходит за пределы общей ошибки метода учета.
Чтобы облегчить «привязку» учетных карточек к природной сети при ежегодной обработке результатов ЗМУ, по каждому административному району составляется список населенных пунктов (в алфавитном порядке), в котором против названия населенного пункта проставлен номер природно-охотничьего округа. Эти материалы составляются на основе топографических карт.
Кадастровая документация по охотничьим угодьям включает следующие материалы.
Общая географическая характеристика области. Дается краткая физико-географическая характеристика области (географическое положение, рельеф, климат, гидрология, растительность) и экономико-географическая (численность и характер народонаселения, в том числе сельского, характеристика промышленности, сельского и лесного хозяйства, их перспективы и тенденции развития). Краткая характеристика охотничьего хозяйства, его место среди других отраслей.
Описания охотничьих угодий. Раскрывается содержание выделенных единиц общего районирования - природно-охотничьих зон: название зоны (физико-географическое), характеристики зонального типа растительности, преобладающего рельефа, климата, сельского и лесного хозяйства. Общая характеристика населения охотничьих животных. Дается описание природно-охотничьих округов. Округу дается название (по названию местности или реки). Приводится характеристика и состав охотничьих угодий по категориям и группам типов. Указываются отличия от смежных округов в характере угодий и в населении охотничьих животных.
Картографические материалы. На базе принятой классификации составляется серия карт, входящих в территориальную основу кадастра. Желательно масштаб выбрать таким, чтобы рисунок карты целиком или сложенный вдвое укладывался в лист формата А 4 (для большинства областей это будет масштаб 1:2500000). Составляются следующие карты:
- «Природно-охотничье районирование области» и легенда к ней. Карта отражает размещение по территории природно-охотничьих зон и округов. Основные объекты картографирования показываются линейными значками границ и качественный фоном. Специальный подбор цветов по карте и в легенде указывает на близость регионов по условиям обитания животных. Карта отражает принятую классификацию охотничьих угодий и служит для экстраполяции учетных данных.
- «Административные и природные районы области». На карту нанесена контурная сеть административных районов и природно-охотничьих округов, названия районных административных центров и общегеографическая нагрузка. Контуры административных районов закрашены цветным качественным фоном. На каждой части природных регионов, составляющих административный район, проставляется номер округа.
- «Охотничьи угодья области». Показываются контуры крупных массивов полей, лесов, болот, озера, реки, а также границы природных округов. Категории угодий отображаются на карте цветным качественным фоном. Карта служит источником для составления бланковой кадастровой карты-основы. В большинстве регионов имеются электронные (компьютерные) ГИС-карты.
Экспликации охотничьих угодий составляются на базе материалов классификации охотничьих угодий и официальной порайонной экспликации земель. Содержат следующие материалы в виде таблиц:
-площади лесных, полевых, болотных (водных) категорий угодий по природно-охотничьим районам, округам и зонам. Площади дифференцированы по административным районам, которые составляют каждый природно-охотничий округ (форма 1);
Форма 1
Площади природно-очаговых округов по категориям угодий и
участков административных районов, в км²
№ природно-го округа | Лес | Поле | Болота | Воды | Прочие | Всего | Административный район |
1. | Колыванский | ||||||
2. | Искитимский | ||||||
и т.д. | и т.д. | ||||||
итого | |||||||
1. | Мытищинский | ||||||
2. | Красногорский | ||||||
и т.д. | и т.д. | ||||||
итого |
- площади административных районов, дифференцированные по категориям угодий и участкам природных округов и зон, в данном административном районе (форма 2).
Форма 2
Площади административных районов по природным округам и категориям угодий, в км²
№ п.п. | Административный район | № природного округа | Лес | Поле | Болота | Воды | Прочие | Всего |
1. | Ивановский | и т.д. | ||||||
итого | ||||||||
2. | Южный | и т.д. | ||||||
итого |
Если по каким-то причинам создание специализированной природной территориальной основы кадастра на регионально-типологических принципах классификации затруднено, на первом этапе создания кадастра можно использовать готовые схемы физико-географического районирования. В крайнем случае, на начальном этапе работ по созданию регионального кадастра допускается в первое время обработка учетных материалов непосредственно на районной административной основе по категориям угодий.