Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в РФ
В настоящее время функционирует несколько подсистем многоцелевого мониторинга (рис.1):
- служба наблюдений за загрязнением окружающей среды Росгидромета;
- служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;
- служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;
- служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Минсельхоза;
- служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;
- система мониторинга геологической службы Роскомнедра.
Эти службы и подсистемы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из них функционирует по своей программе, практически не скоординированной с другими ни организационно, ни методически. Поэтому ни одна из функционирующих подсистем не решает стоящих перед ней задач.
Система ЕГСЭМ - это система экологического мониторинга, осуществляющая информационное обеспечение управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасности на территории России, а также населения и общественных организаций об экологической обстановке и ее изменениях.
ЕГСЭМ создается на основании постановления Совета Министров РФ от 24.11.93 № 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга».
Рис. 1. Принципиальная схема ЕГСЭМ (Передельский и др., 2006)
В создании системы участвуют ряд ведомств как тех, которые традиционно осуществляют функцию мониторинга компонентов окружающей среды, так и других.
Отличительными особенностями ЕГСЭМ являются:
- ЕГСЭМ рассматривается как часть системы управления качеством окружающей природной среды. Состав и содержание работ ориентированы на конкретные цели и конкретного потребителя.
- В ЕГСЭМ обеспечивается комплексный характер экомониторинга на основе единого организационного, методологического, метрологического подходов.
- ЕГСЭМ является 2-уровневой системой, включающей федеральный и территориальный уровни, взаимосвязанные методически, методологически, информационно. Территориальный уровень может быть сложным, включающим подсистемы мониторинга муниципальных образований.
- Управление ЕГСЭМ осуществляется соответствующими дирекциями.
- ЕГСЭМ является государственной информационно-аналитической и измерительной макросистемой с двумя основными иерархическими уровнями - федеральным и административно-территориальным. Организационные принципы построения ЕГСЭМ связаны с обеспечением целенаправленной деятельности различных ведомств, предприятий и других коллективов специалистов, вовлеченных в процесс получения экологической информации, ее сбором, хранением и передачей. Каждый из иерархических уровней организации ЕГСЭМ, органически связанный с соответствующим уровнем управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, имеет свои особенности и принципы формирования.
Федеральный уровень организации системы экологического мониторинга образован:
- для организационного обеспечения процедур интеграции экологической информации, получаемой территориальными системами экологического мониторинга, государственными и ведомственными службами и сетями наблюдений;
- информационного обеспечения процедур принятия решений в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды на федеральном уровне управления;
- информирования населения и общественности об экологической обстановке на территории страны и тенденциях ее изменения;
- прогноза изменения состояния природной среды при существующих и планируемых экологических нагрузках на территорию;
- контроля выполнения экологических и санитарно-гигиенических нормативов, установление территориальных нормативов на основе информации экологического мониторинга.
Координация работы государственных и ведомственных служб и сетей наблюдения касается, прежде всего, координации программ наблюдения, выполняемых:
- Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторинга природной среды;
- Федеральной службой РФ по лесному хозяйству;
- Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Измерения параметров загрязнения природных сред и образцов природных объектов могут проводиться либо непосредственно в полевых условиях, либо в специализированных лабораториях путем анализа отобранных проб и образцов.