Число членов в обществе нравственного единения. Сколько земли получает каждое общество? Где селится? Какую землю надо обрабатывать. Вопрос о природе населения.
Человечество не слилось ещё в одно целое. Но допустим, что это уже совершилось. Как тогда распределится земля между людьми, каково её деление и т. д.? Все это должен бы решать верховный совет, мы же приводим решение примерное, приблизительное – для возбуждения мысли.
Отрубников будет немного, и числом их мы пренебрежём. Также мало будет несовершенных и колоний – для их жизни, исправления и общественной безопасности.
Число людей в любом обществе можно определить приблизительно. Должно быть столько, чтобы общество могло жить тесной жизнью и взаимно изучить друг друга. Можно принять от 100 до 1000 членов. Более тысячи память и ум не одолеют. Менее ста – возможно, но ум и память не получает достаточно материала и работы. Кроме того, чересчур малым обществам будет дорого стоить управление, т. е. избранные. Далее – в малых обществах может быть большая неравномерность в среднем качестве общества. Не всегда можно сделать благоприятный выбор. Общие орудия и машины тоже будут, по необходимости, тем плоше, дешевле и беднее, чем общество малочисленнее.
Сила ума у отборных высших обществ больше и потому там бы можно иметь больше членов. Но надо иметь в виду, что отбор улучшает, главным образом, нравственные качества и логичность суждения, т. е. высший разум, а не память; так что и в высших обществах можно положить столько же членов. Очень малое общество нельзя организовать хорошо, потому что в нем не будет достаточно общественных элементов. В нем могут не найтись способные к управлению и к руководящей общественной деятельности. Оно будет чересчур случайно, то хорошо, то трудно, в нем не будет статистической устойчивости, свойственной только обществам с достаточным числом членов.
Я говорю про высшие цели общества: избрание лучших, т. е. отбор, взаимное изучение, улучшение рода. Про материальный или хозяйственный размер общества – речь другая. Там численность особая. Со всякой точки зрения численность особая.
Малые общества имеют преимущество изолирования или безопасности от болезней, пожаров стихийных несчастий разного рода. Лучше, если эпидемическая болезнь, или пожар уничтожит малое общежитие, чем большое. Впрочем, против эпидемий и их распространения есть меры. Заболевший немедленно изолируется. Пожары же в новых общежитиях почти невозможны, так как здания устраиваются из несгораемых материалов.
Также может быть нашествие сорных трав, бактерий и других существ, уничтожающих посевы. Лучше, если это уничтожение ограничится малою изолированною площадью земли: придётся изолировать и участки земли – то оградой, то сеткой, то стеклом. Но изоляция будет тем дороже, чем меньше участок.
Союзы имеют в виду две разных цели. Одна цель – взаимное изучение, отобрание лучших и улучшение пород. Другая – облегчение материальной жизни: например, выгоды общежития, обработки земли, фабричного дела, владения совершенными орудиями и т. д. Тут число членов может быть совсем иное, смотря по окружающей природе, климату и деятельности. Если, в таком случае, число членов оказалось бы чересчур велико для взаимного ознакомления, то громадное общежитие, фабрики или другие учреждения должны делиться на части, в каждой от 100 до 1000 людей. Взаимное изучение будет относиться только к одной части, посильной для ума и памяти среднего человека. Но очень большое общежитие будет неудобно для обработки земли. Очень большой дом не будет давать довольно света и будет невыгоден в других отношениях. Так что и численность материального союза ограничена. Для простоты, примем пока союз экономический таких же размеров, как и моральный, кроме случая заводского общежития и некоторых других.
Сколько же земли получает каждое общество? Земля по своим свойствам крайне разнообразна. Отрубники могут получать равноценные участки, конечно, самой разнообразной площади. Так в лучшем климате, при удобрении и употреблении наивыгоднейших растений, достаточно сотни квадратных метров, чтобы получить обильное пропитание. С другой стороны, в пустынях севера надо для того же сотни десятин.
Но человек работает не только для себя, но и для других: один производит пищу, другой – фабрикаты, третий – интеллектуальные ценности. Происходит взаимный обмен, так что один производит продуктов питания гораздо больше, чем ему нужно, а другой гораздо меньше, а иногда совсем не производит, но за то производит что-либо другое. Основанием должно служить не норма пропитания, а норма работы, которую может произвести, не утомляясь, общество. Излишек зерна, овощей и других продуктов пойдёт на других.
Станем на высшую точку зрения. Человечество должно ради своего благосостояния получить столько то разнообразных питательных продуктов, столько то разных камней, металлов, инструментов, машин, хлопка, шёлку, стекла, рельс и т. д. Отсюда видно, что одна часть земли нужна для жилищ и хранилищ, другая – для получения пищи и одежды, третья – для выкапывания руд и минералов, четвёртая – для установки фабрик и заводов, пятая для проведения путей сообщения, шестая – для разведения лесов и т. д.
Возникают вопросы, где селиться, какую землю обрабатывать и сколько. Если человеку, в особенности в тропическом климате, дать столько земли, сколько ему полагается – 9 десятин, то он не справится с нею, измучается и она ему даст мало. Если бы даже, со временем, человечество, благодаря машинам и силам природы, могло обработать всю доступную поверхность земного шара, то получилось бы продуктов в тысячу раз больше, чем нужно. Куда же их девать? Съесть их невозможно! Разве сгноить на удобрение! Кроме того, невыгодно потрачены бы были силы. Эти силы нужно ещё и на произведение других вещей и потребностей: например, на одежду, дома утварь, машины, пути, приобретение знаний и т. д.
Человечество состоит из 1.600 миллионов членов. Считая достаточным, в среднем, на каждого в сутки 2 кило (5ф.) питательных продуктов, найдём, что для всех людей их надо 3.200 миллионов кило, а в год не более 1.180.000 миллионов килограммов. Лучшая земля в теплом климате, при достаточном удобрении и орошении, может дать с гектара (десятины) 1.600.000 кило бананов, разных корнеплодных и других превосходных питательных продуктов. Выходит, что надо обработать только 740.000 гектаров, или 7.400 кв. километров (вёрст), т. е. только одну двадцатитысячную (1.20.000) всей суши земного шара. Это есть квадрат земли с ребром менее 90 километров, т. е. менее одного градуса. На такой поверхности человечеству окажется тесно, так как каждому придётся только 4,6 квадратных метра. Это чуть не 1 кв. сажень.
С другой стороны человек потребует ещё других продуктов питания, в сотни раз менее плодовитых: например, пшеницы, рису, какао и т. п. И потому земли понадобится больше. Но это будет уже некоторого рода роскошь.
Если даже эту минимальную площадь увеличить в 10 раз то и тогда понадобилось бы лишь 1/2 000 часть суши, а на человека пришлось бы только 46 кв. метров. Этого тоже мало для простора. Но не все же будут и заняты земледелием. С помощью машин, сил природы и многолетнего культивирования земли – освобождения её от камней, вредных зародышей, растений и животных – не только усилятся сборы, но и обработка облегчится, так что один совладает с сотней гектаров и потребуется только 74.000 человек. Это – в будущем, а в настоящем и одной десятины довольно на душу для обильной работы. Тогда нужно 7.400.00 человек, т. е. 1/220 всего населения, или меньше 1/2 процента. Допустим, для великолепной обработки 10 человек на десятину, и тогда придётся занять только 1/22 всего населения или меньше 5 %. В таком случае уже будет вполне свободно для людей на этой земле: каждому придётся площадь в 1.000 кв. метров; семья в 10 человек получит 10.000 кв. метров (десятину).
Итак, выводы такие: необходимо взять мало земли самой лучшей, в лучшем и плодороднейшем климате и поселить на ней около 5 % всего человечества. Оно выгодно в отношении тепла, солнца, одежды, жилища и доставит людям всю необходимую для них пищу. Тут возникает вопрос: что же будет делать остальные 95 % населения и куда денутся! И не жаль ли бросать без надзора громадные земли!
Остальное человечество может расселиться обществами по всей земле, для надзора за ней, изучения, незначительной земледельческой обработки, для извлечения богатств из её недр, для фабричной деятельности и интеллектуального труда.
Перевозка продуктов питания на тысячи вёрст не вполне производительна и потому часть их будет производиться на местах туземным населением. Выгоднее как будто всем поселиться в райском климате, но нельзя земной шар оставить без наблюдения и мало одного питания, тепла и роскошной природы.
По мере размножения человечества, земля будет заселяться гуще и обрабатываться лучше. Одолеть всю землю, сделаться её господином, при настоящем малочисленном населении, – все равно не возможно. Ах как важно скорее размножиться и усилить изучение и обработку земли и её недр. Тогда население страшно много выиграет. Поэтому рождается ещё один из крайне важных вопросов: вопрос о быстром возрастании населения. Итак, выгоднее занять не большую часть земной поверхности в райском климате, культивировать её и жить припеваючи. Но одоление этой земли невозможно без фабричной промышленности. Высшую жизнь средних широт нельзя оставить в виду великих перспектив, ожидающих человечество при его размножении. Надо идти, как идём, только непрерывно уклоняясь к лучшему. Теперь например, нередко часть населения земли голодает, не находит достаточно пищи для прокормления детей и потому не может усиленно размножиться. Значит надо победить тропическую природу. Она доставит пищи сколько угодно и население начнёт быстро расти и овладевать Землёй все более и более.
Для первых теоретических расчётов будем принимать равномерное распределение земли между людьми.