Повесть «Приключения атома».
Среди них особого внимания заслуживает повесть К. Э. Циолковского «Приключения Атома» (опубликована впервые в 2009 году). В этой короткой повести изложена позиция К. Э. Циолковского на устройство Вселенной (монизм) с позиции которого рассмотрено устройство человеческого общества.
Композиционно повесть построена как путешествие Атома через пространство и время. Подробно рассмотрен период совершенствования общественных отношений к началу 21 века. Этот прогноз по времени не сбылся. Развитие ракетной техники по времени значительно опередило прогнозы Циолковского, двигаясь по намеченным им этапам, а вот общественные отношения застоялись.
В последующих социологических трудах Циолковский более подробно рассмотрел систему выборов, организацию управления обществом, естественный и искусственный отбор, освоение природных ресурсов Земли и освоение Космоса.
Но всюду в дальнейшем он обходил вопрос о переходе к новому общественному строю. И только в повести «Приключения Атома» в разделе «Как старый порядок был заменён новым» Константин Эдуардович пишет:
Как же именно он получился, как старый порядок был заменён новым? Лет 50 тому назад невообразимые людские бедствия, вызванные капитализмом и дурным общественным строем некоторых государств, заставили призадуматься мыслителей. Ими созданы были схемы нового социального устройства, которые было предложено ввести незаметно, без обременения и грубой ломки лиц и государств, без бедствий для народов. Для большинства всё оставалось по-прежнему, т. е. деньги, обычная торговля, права собственности не отменялись. Широко распространено было лишь выборное начало и автономия. Остальное было, как и сейчас, т. е. 5 разрядов обществ, выборы и т. д. Но обобществление имуществ, орудий, утвари естественно началось лишь с верховного общества. Отсюда оно скоро перешло в окружные посёлки, далее в губернские и, в конце концов, лет через 50, заразило и сельские. Так введена была незаметно, без страданий для людей теперешняя общественная система.
Видимо, свобода 1918 года дала себя знать при написании этих строк.
Целью общественного развития К. Э. Циолковский считал бесконечное развитие человека и человеческого общества, спасение человечества после истощения земных ресурсов и остывания нашего Солнца, освоение безначального и бесконечного Космоса. Все аспекты человеческой жизни рассматриваются им с точки зрения соответствия этой цели.
В конце XIX века наука пришла к выводу о неизбежности гибели человечества. Термодинамика предсказывала «тепловую смерть» Вселенной, физика и химия учили о неизбежности истощения ресурсов Земли, мальтузианская демография приходила к выводу, что размножающееся человечество обречено на голод и вымирание, а механика не видела путей преодоления земного тяготения. В противоположность официальной науке того времени Циолковский обосновал возможность космических полётов с использованием ракетных двигателей, обосновал возможность расселения человечества в Космосе.
Освоению Космоса должно предшествовать освоение Земли и создание совершенного общественного строя. Этот новый общественный строй и описан в повести «Приключения Атома» и последующих исследованиях.
Космическая философия
К. Э. Циолковский – создатель космической философии, ставящей целью с единой позиции изучить все в мире. Он представлял состав философии так:
1) Высшая физика (метафизика), состоящая из онтологии (состав мiра) и телеологии (происхождение мiра). Онтологию он представлял как единство материального и духовного, т. е. как монизм.
Бог определяется им тройственно: как Первопричина Вселенной, как идея любви и солидарности, объединяющая всех существ, и как президент высшей организации высших существ в Космосе.
В монизме развивается концепция относительности бессмертия (в том числе относительной бессмертности атомов), а также грандиозная картина многоуровневого сверхмира. Каждый атом обладает психической энергией и волей. Волей обладает космос и создавшая его Первопричина. Рассуждения о Первопричине является фундаментом космической философии. Основы монизма и понятия о Первопричине изложены в ранней рукописи Циолковского «Научные основания религии» (опубликована в 1998 год).
2) Гносеология (способы познания). Здесь Циолковский придерживался единства опыта и разума, их одинаковой важности. Особенно он выделял вопрос о ценности знания.
3) Этика (научные основания нравственности). На основе монизма К. Э. Циолковский построил этику будущего, а на основе этики подошёл к общественному устройству космической эры.
Распространение космической философии затронет развитие общества во всех его аспектах, а также станет основой для развития естествознания.
Космическая философия очень кратко затронута в в начале повести «Приключения Атома». Для более глубокого изучения можно рекомендовать сборник философско-религиозных работ К. Э. Циолковского «Щит научной веры». Его научно-фантастические произведения, прежде всего повесть «Грёзы о Земле и небе», также неявно проповедует космическую философию.