Повторение значений пословиц
Логопед повторяет с детьми значения поговорок и пословиц: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха»; «Родина — мать, умей за нее постоять»; «На чужой сторонушке рад своей воронушке»; «Где кто родится, там и пригодится»; «Человек без Родины — что соловей без песни»; «Всякому мила своя сторона», «Сам погибай, а товарища выручай».
Чтение и анализ рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Логопед. Послушайте рассказ известного педагога России Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».
Наше Отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом., вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
Что нового вы узнали из рассказа? Как вы думаете, почему Константин Дмитриевич Ушинский назвал свой рассказ «Наше Отечество»?
Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.
Логопед. Враги не раз нападали на Русь, разоряли ее. а кто были лучшие защитники Отечества? Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы, но самые главные защитники — это русские воины, солдаты, которые всегда готовы были охранять свою Родину при надвигающейся опасности. Защитникам родной земли, храбро сражавшимся с поработителями, посвящал народ свои былины, складывал о них песни, сказывал сказки.
Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. Пока жив российский солдат — верный сын и защитник своего Отечества, — будет жива и Россия. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских художников с изображениями русских богатырей, фотографии и картинки с изображениями людей в военной форме.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о защитниках нашего Отечества.
Давайте рассмотрим пункты опорного плана, составим предложения по каждому пункту и объединим их в рассказ. (Логопед предварительно рисует маркерами пункты рисуночного плана.)
Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рассказ дети получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» предложения, сравнения, или использовавшим в речи пословицы или поговорки.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 43 «Что такое весна?»
Цель: Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
— систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях в природе;
— уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; активизировать словарь антонимов;
— учить пониманию значений пословиц и поговорок;
— учить детей составлять сложные предложения;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность.
Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет весны (по количеству детей), картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I .Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Что за чем, что перед чем!» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Весна, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Лето, а за ним...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Весна, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева, Игра продолжается. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Ясная погода.—Пасмурная погода. |
«Четвертый лишний». | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна —другого.) |
Физкультминутка, На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1. Объяснение значений поговорки и пословицы.Логопед объясняет детям значения поговорки и пословицы: «Весна да осень — на дню погод восемь», «Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта».
2. Составление предложений о приметах весны с опорой на сюжетные картинки.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять предложения о приметах весны по картинкам. (Логопед раздает детям картинки с изображениями примет весны.)
Рассмотрите картинки и составьте предложения о приметах весны по образцу: «На моей картинке изображена весна, потому что появились проталины и выросли подснежники.»
3. Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.Логопед. А теперь вы должны составить рассказ о весне.
В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на картинный план. По каждому пункту плана вы должны будете составить предложения.
Напоминаю, что за каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще и призовую красную фишку.
Дети составляют предложения по картине и пунктам опорного плана и объединяют их в рассказ. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за старание. После подсчета фишек отмечает наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.