Повторение значений пословиц

Логопед повторяет с детьми значения поговорок и пословиц: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха»; «Родина — мать, умей за нее постоять»; «На чужой сторонушке рад своей воронушке»; «Где кто родится, там и пригодится»; «Человек без Родины — что соловей без песни»; «Всякому мила своя сторона», «Сам погибай, а товарища выручай».

Чтение и анализ рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

Логопед. Послушайте рассказ известного педагога России Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».

Наше Отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом., вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

Что нового вы узнали из рассказа? Как вы думаете, почему Константин Дмитриевич Ушинский назвал свой рассказ «Наше Отечество»?

Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.

Логопед. Враги не раз нападали на Русь, разоряли ее. а кто были лучшие защитники Отечества? Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы, но самые главные защитники — это русские воины, солдаты, которые всегда готовы были охранять свою Родину при надвигающейся опасности. Защитникам родной земли, храбро сражавшимся с поработителями, посвящал народ свои былины, складывал о них песни, сказывал сказки.

Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. Пока жив российский солдат — верный сын и защитник своего Отечества, — будет жива и Россия. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских художников с изображениями русских богатырей, фотографии и картинки с изображениями людей в военной форме.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о защитниках нашего Отечества.

Давайте рассмотрим пункты опорного плана, составим предложения по каждому пункту и объединим их в рассказ. (Логопед предварительно рисует маркерами пункты рисуночного плана.)

Повторение значений пословиц - student2.ru

Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рассказ дети получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» предложения, сравнения, или использовавшим в речи пословицы или поговорки.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 43 «Что такое весна?»

Цель: Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

Задачи:

— систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях в природе;

— уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; активизировать словарь антонимов;

— учить пониманию значений пословиц и поговорок;

— учить детей составлять сложные предложения;

— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

— стимулировать мыслительную и речевую активность.

Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет весны (по количеству детей), картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I .Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Что за чем, что перед чем!» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Весна, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Лето, а за ним...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Весна, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева, Игра продолжается. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Скажи наоборот» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Ясная погода.—Пасмурная погода.
«Четвертый лишний». Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна —другого.)

Физкультминутка, На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

1. Объяснение значений поговорки и пословицы.Логопед объясняет детям значения поговорки и пословицы: «Весна да осень — на дню погод восемь», «Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта».

2. Составление предложений о приметах весны с опорой на сюжетные картинки.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять предложения о приметах весны по картинкам. (Логопед раздает детям картинки с изображениями примет весны.)

Рассмотрите картинки и составьте предложения о приметах весны по образцу: «На моей картинке изображена весна, потому что появились проталины и выросли подснежники.»

3. Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.Логопед. А теперь вы должны составить рассказ о весне.

В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на картинный план. По каждому пункту плана вы должны будете составить предложения.

Напоминаю, что за каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще и призовую красную фишку.

Повторение значений пословиц - student2.ru

Дети составляют предложения по картине и пунктам опорного плана и объединяют их в рассказ. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за старание. После подсчета фишек отмечает наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.

Наши рекомендации