Один — много (с мячом)
Взрослый бросает мяч ребенку и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч взрослому и называет существительное во множественном числе: чашка — чашки; ложка — ложки; блюдце — блюдца; тарелка — тарелки; чайник — чайники; сахарница — сахарницы; хлебница — хлебницы; конфетница — конфетницы.
Дидактическая игра
Сосчитай-ка
Взрослый выставляет в ряд перед ребенком пять чашек и предлагает их посчитать. Малыш считает предметы, правильно согласовывая числительные с существительными: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».
Аналогично ребенок считает ложки: «Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек».
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Взрослый и ребенок вспоминают, что делали на занятии. В виде поощрения угостите ребенка конфетами и печеньем к чаю.
Закрепление темы
Угостим медведей чаем
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные «большая», «средняя», «маленькая».
Оборудование: три набора посуды различной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход. Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «самая маленькая». Мишуткину посуду необходимо назвать ласково и побуждать к этому ребенка: чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка.
Помоем посуду
Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.
Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, говоря, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побуждать называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).
Один — много
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет посуду в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет ее во множественном числе и возвращает мяч взрослому: чашка — чашки; ложка — ложки; блюдце — блюдца; тарелка — тарелки; чайник — чайники; хлебница — хлебницы.
Ложка и стакан
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.
Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.
Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.
Чего не стало?
Цель: уточнить названия предметов посуды, научить образовывать родительный падеж, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда.
Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет отсутствующий предмет. Игра повторяется 3—4 раза.
ДОМ
Цели:
• уточнить и активизировать словарь по данной теме (познакомить с названиями частей дома — окно, стена, труба, крыша, дверь; ввести понятия высокий-низкий);
- развить понимание предлога «на», обучение правильному употреблению этого предлога;
- вызвать активные звукоподражания голосам животных;
-развитие мелкой моторики, логического мышления.
Оборудование: разрезная картинка «Домик» (два горизонтальных разреза), кубики, бумажная бабочка, обруч, альбом, простые и цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1.
Оргмомент
Складывание разрезной картинки «Домик». Картинку можно самостоятельно нарисовать на картоне и разрезать на три части (два горизонтальных разреза). Нарисованный дом должен обязательно иметь треугольную крышу, трубу, окно и дверь.
Ребенок собирает картинку. Называет, что получилось. Называет все части дома.
Дидактические игры
Построй домик
По образцу взрослого ребенок строит домик из кубиков (куб и треугольная крыша). Взрослый объясняет, что крыша ставится на кубик сверху. Таким образом строится несколько домов — улица.
Взрослый уточняет, что слово «на» мы произносим тогда, когда ставим крышу сверху. Затем строится высокий домик (два-три куба и треугольная крыша). Вводятся понятия «высокий» и «низкий». Затем взрослый просит малыша показать, где высокий дом, а где низкий. Куда села бабочка?
Взрослый демонстрирует ребенку бумажную бабочку (лучше на ниточке). Опускает бабочку на крышу, на трубу, на окно, на дверь, на стену нарисованного домика (используется домик, получившийся из разрезной картинки).
Взрослый активизирует речь ребенка вопросом: «Куда села бабочка?» Ребенок отвечает предложением: «Бабочка села на крышу», «Бабочка села на дверь» и т. д. Предлог «на» желательно выделять голосом.
ВНИМАНИЕ!
При изучении каких-либо грамматических категорий важно в течение всего упражнения или занятия (если оно целиком посвящено этой теме) интонацией и голосом выделять правильное окончание, определенную приставку, суффикс и другие грамматические признаки русской речи. Например: одна чашка, две чашки, пять чашек. При изучении предлогов голосом выделяется предлог: на столе, под столом и т. д.
Динамическая пауза
У медведя дом большой, {Поднять руки вверх,
потянуться на носочках.)
А у зайки маленький. {Присесть, руки опустить вниз.)
Наш медведь пошел домой. {Переваливаясь из стороны
в сторону, изобразить походку медведя.)
И попрыгал заинька. {Прыжки на месте, руки
на уровне груди, кисти вниз — как лапки у зайчика.)
Дидактическая игра
Чей домик?
Ребенок встает внутрь лежащего на полу обруча — он находится в домике. Взрослый объясняет, что это домик коровы. Затем «стучится» в домик и спрашивает: «Кто живет в этом домике?» Ребенок отвечает звукоподражанием: «Му-у-у!».
Если у малыша высокий уровень речевого развития, он может отвечать целыми предложениями: «Это домик коровы. Она умеет мычать: му-у-у!».
Аналогично игра проводится с другими персонажами:
Домик собаки: «Гав! Гав!» (лает).
Домик гусей: «Га-га-га!» (гогочут).
Домик курочек: «Ку-дах-тах-тах!» (кудахчут) или «Ко-ко-ко!» (квохчут).
Домик кошки: «Мяу! Мяу!» (мяукает).
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Вспомните, о чем вы говорили сегодня на занятии. Пусть ребенок опишет дом, в котором он живет (высокий или низкий; какие части есть у дома; сколько этажей; какие дома расположены рядом).
В альбоме ребенок рисует дом со всеми необходимыми деталями (труба, окно и т. п.). Все свои действия ребенок должен прокомментировать.
Взрослый помогает ему вопросами: «Что ты рисуешь?», «А где у тебя окно? Покажи», «Нарисуй трубу. Что ты нарисовал?» и т. д.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Стихотворение «У медведя дом большой» рекомендуется для заучивания наизусть.
Игры
Мой дом
Цель: познакомить с частями дома.
Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба; определяют высокий дом или низкий.
Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди входят и выходят. Что это?» (дверь); «Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега» (крыша) и т. д.
Назови ласково
Выполняется с перекидыванием мяча или с картинками дом —, домик; окно — окошечко; дверь — дверка.
Кошкин дом
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов «в», «на», «из», «под».
Оборудование: игрушечные (картонные) дом и кошка.
Ход. Взрослый сообщает ребенку, что в доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем ребенку предлагают прокомментировать свои действия.
Разноцветная улица
Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать предметы ровно в ряд.
Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.
Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?».
Строитель
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (кубики).
Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?». Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов — это улица.
МЕБЕЛЬ
Цели:
© расширить и активизировать словарь по данной теме, обобщить;
© знакомство со значением предлога «под», обучение правильному употреблению этого предлога;
© повторение пройденной уменьшительно-ласкательной формы существительных;
© развитие общей и мелкой моторики, целостного восприятия предмета.
Оборудование: игрушка «Медведь», хорошо иллюстрированная книга «Три медведя», мяч, альбом, клеящий карандаш, детские ножницы, предметные картинки с изображением разнообразной мебели, простые и цветные карандаши.
Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.
Прилагательные: мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый.
Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.
Литература: сказки «Три медведя», «Кошкин дом» С. Маршака.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Развитие мелкой моторики.
Упражнения пальчиковой гимнастики «Стол» и «Стул».
Стул
Поставить левую ладонь вертикально.
Правую сжать в кулак и приставить к нижней части левой.
Стол .
Левую руку сжать в кулак
Сверху опустить правую ладонь
с выпрямленными пальцами.
Упражнения сопровождаются
стихами В. В. Цвынтарного:
Ножки, спинка и сиденье — ,
Вот вам стул на удивленье.
У стола четыре ножки, .
Сверху крышка, как ладошка.
Дидактическая игра
В гостях у Мишутки
Взрослый демонстрирует ребенку игрушечного медведя и говорит, что сегодня Мишутка из сказки «Три медведя» приглашает его к себе в гости. Затем рассматривают иллюстрации к сказке, обсуждают, какие предметы есть в доме у медведей (стулья, кровати, стол, шкаф). Все это можно назвать одним словом — мебель. Взрослый показывает ребенку части мебели, называет их: ножки, спинка, дверцы, сиденье. Затем просит ребенка показать их.
Внимание ребенка обращается на то, что у Мишутки вся мебель маленькая и ее можно назвать ласково. Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он берет мяч, называет какой-либо предмет мебели и бросает мяч ребенку. Ребенок образовывает существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: кровать — кроватка; стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; диван — диванчик; кресло — креслице.
Динамическая пауза
На березу галка села, {Присесть, руки к коленям.)
С дерева потом слетела. {Встать, помахать руками.)
На кровати спит Федот {Присесть, руки под щеку.)
И с кровати не встает. {Встать, развести руками в стороны.)
Дидактические игры
Спрячь мячик
По просьбе взрослого ребенок прячет мяч под различные предметы мебели. Голосом взрослый выделяет предлог под: «Спрячь мяч под стул», «Спрячь мяч под стол» и т. д.
Ребенок производит действия с мячом, комментируя их. Взрослый активизирует речь малыша вопросом: «Куда ты спрятал мяч?» Ответы ребенка могут быть как целым предложением, так и одним словом с предлогом: «Я спрятал мяч под стол» или «Под стол».
Чего не хватает?
Взрослый рисует стул без спинки и стол без ножки. Просит подумать, назвать и дорисовать отсутствующие детали.
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Ребенок вспоминает, кто приходил сегодня в гости, чем он занимался сегодня. Вырезает и наклеивает в альбом предметы мебели. Вспоминает, как одним словом можно назвать все эти предметы (можно комнаты: спальню, детскую, гостиную, кухню).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
1. Речевой материал
Существительные: дом, кухня, комната, окна, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица — много домов.
Прилагательные: основные цвета, разноцветный, высокий, низкий, сказочный, красивый, разный.
Глаголы: строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться.
Числительные: много, один.
Загадки
Предложите ребенку отгадать загадки. Ребенок называет отгадки или показывает их.
Я с ножками, но не хожу, Ножек четыре,
Со спинкой, но не лежу, Шляпок одна,
Садитесь вы — я не сижу. Нужен, коль станет
(Кровать, подушка.) Обедать семья. (Стол.)