V.I.I Экспонометрическая коррекция и блокировка экспозиции
Кнопки для работы с этими функциями есть на всех зеркальных или просто продвинутых беззеркальных фотоаппаратах. Кнопка коррекции экспозиции обозначается квадратным символом со знаками «+/-», а кнопка блокировки экспозиции обычно совмещена с кнопкой блокировки фокуса и обозначается как «AE-L/AF-L» или просто «AE-L»:
Внимательно ознакомитесь с алгоритмом работы данных органов управления камеры, прочитав инструкцию к вашему фотоаппарату. В зависимости от марки фотоаппарата существуют отличия, как в порядке работы, так и в размещении на корпусе.
Общая суть экспонометрической коррекции сводиться к внешней оценке (на глаз) яркости будущего кадра и внесению соответствующей поправки в работу экспонометра через кнопку коррекции экспозиции «+/-». Например, вы собираетесь снять черный сотовый телефон на черной бархатной подушке, следуя логике измерения экспонометра камеры черного цвета нет, есть недостаточная освещенность для серого кадра, если просто нажать на спуск, то кадр будет пересвечен, так как экспонометр камеры постарается подобрать такие параметры, чтобы хватало освещенности снять серый. Для исправления этой ситуации достаточно внести отрицательную экспонометрическую коррекцию в размере двух ступеней экспозиции (-2Ev) и в качестве эталона освещенности экспонометр начнет использовать черную карточку. У камеры отпадет необходимость делать кадр светлее, и снимок получиться правильный.
Здесь мы указываем, что именно коррекция на две ступени экспозиции будет верным решением, так как большинство современных матриц фотоаппаратов имеют крайне узкий динамический диапазон восприятия матрицы и по большому счету снижение освещенности в кадре всего лишь на две ступени вполне достаточно, чтобы из среднего серого кадра получить нормальный черный цвет (яркость). Мы уже обсуждали с вами этот вопрос при разборе
логики работы экспонометра.
Разбирая приведенный внизу пример, обращайте особое внимание на то, что для съемки этого изображения мы используем замер экспозиции по всему кадру (матричный или как его называют «мультизонный» замер всей площади кадра).
Пример:
1. Оригинал изображения:
2. Экспонометрическая коррекция 0Ev, замер экспозиции матричный (по всему кадру):
3. Экспонометрическая коррекция -2Ev, замер экспозиции матричный (по всему кадру):
Работа с коррекцией экспозиции в программном режиме достаточно удобна, но, к сожалению, иногда бывает неточной, так как очень сложно определить на глаз общую яркость многих сложных сюжетов. Именно для решения этих задач была разработана функция памяти экспозиции «AE-L».
Для эффективного использования функции AE-L стоит переключить экспонометр камеры в режим точечного замера и использовать его для замера небольших площадей будущего сюжета, яркость которых вы можете определить безошибочно (белое, черное, серое/кожа человека).
Саму кнопку AE-L, как правило, можно настраивать несколькими способами:
- удержание кнопки для блокировки экспозиции
- фиксация экспозиции однократным нажатие на кнопку на некоторое время (обычно до «засыпания» фотоаппарата)
- использование кнопки AE-L для включения или выключения блокировки экспозиции.
Такой подход позволяет настраивать камеру под персональное требование пользователя.
Приведем пример съемки с использованием функции AE-L.
Нам необходимо снять такой кадр:
Мы делаем замер по освещенному участку кожи модели (используется точечный замер экспонометра, его площадь обозначена красным цветом), он не требует коррекции экспозиции, так как кожа - это 18% серый (то есть эталон яркости для экспонометра камеры) и нажимаем кнопку блокировки экспозиции AE-L, на панели видоискателя загорается значок блокировки (AE-L *):
Далее, так как экспонометрические параметры заблокированы, мы можем спокойно скадрировать кадр (сместить видоискатель в нужную Сторону):
И теперь можно нажимать на спуск, результат будет гарантирован, так как мы точно знали, откуда переносим замер экспозиции и вовремя его блокировали, чтобы он не изменился:
Теперь представим, что мы, снимая в режиме «программ» с настройками точечной зоны замера экспонометра, забыли о выборе объекта для замера экспозиции и работе с функцией AE-L и сразу скадрировали кадр. Наша центральная зона замера попадет на кору дерева, которая гораздо темнее, чем яркость кожи и эталона экспонометра:
Так как в понятии камеры нет черного или темно-серого цвета, а есть только высокая или низкая освещенность, то, обнаружив в зоне замера освещенность ниже 18%, она постарается высветлить кадр, увеличив экспозицию, и мы получим следующий результат:
Это явный пересвет, вводить же экспонометрическую поправку при таком варианте замера очень сложно – кора неоднородна и сложно сказать, на сколько ступеней экспозиции она темнее 18% яркости.