Способы определения элементов циркуляции судна
Рассмотрим некоторые способы определения элементов циркуляции судна.
1. По траверзным расстояниям, измеренным судовой РЛС (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Определение элементов циркуляции судна по траверзным расстояниям
В районе специального буя с РЛП судно развивает необходимую скорость и ложится на курс (КК1) с расчетом пройти траверз буя в расстоянии 2¸3 кб.
Когда буй окажется на траверзе, подается команда «Ноль!», по которой:
® включается секундомер(ы) – ТН;
® замеряется по РЛС расстояние до буя (DР1);
® руль перекладывается на заданное число градусов (П-10° … П-20°) в сторону от буя.
В момент прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1 ± 180°) снова подается команда «Ноль!», по которой:
® останавливается секундомер(ы) – ТК;
® повторно замеряется по РЛС расстояние до буя (DР2);
® руль отводится на «0» (в ДП).
Рассчитывается:
(7.12)
. (7.13)
2. По створу и горизонтальному углу (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Определение элементов циркуляции судна по створу и горизонтальному углу
Судно развивает заданную скорость и ложится на курс (КК1), перпендикулярный линии створа С.
В момент пересечения линии створа подается команда «Ноль!», по которой:
1) ® включается секундомер(ы) ® ТН;
2) ® руль перекладывается на заданное число градусов (П-…° или Л-…°);
3) ® навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a1) между линией створа С и ориентиром (А).
В момент пересечения линии створа и прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1 ± 180°) снова подается команда, по которой:
1) ® останавливается секундомер(ы) – ТК;
2) ® руль отводится на «0» (в ДП судна);
3) ® повторно навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a2) между линией створа С и ориентиром (А).
Рассчитывается:
а (7.14)
где d – длина перпендикуляра, опущенного из т. А на линию створа.
(7.15)
3. По длинам судна (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Определение элементов циркуляции по длинам судна
Этот способ основан на измерении расстояния между кильватерным следом до начала циркуляции (КК1) и кильватерным следом после циркуляции судна на 180° (КК2 =КК1 ± 180°).
Есть и другие способы определения элементов поворотливости:
Ø способ прямых синхронных засечек (2 береговых теодолитных поста);
Ø с помощью аэрофотосъемки;
Ø с помощью автопрокладчика (при самом крупном масштабе);
Ø по гирокомпасу и лагу (SЛ = КЛ × (ОЛ2 – ОЛ1) и
(7.16)
где ;
a – угол поворота судна.
Элементы циркуляции определяются для различного положения руля (П или Л 5°, 10°, 20°, 30°).
Таблица циркуляции (учебная)
Таблица 7.1.
VЛ , узлы | Угол перекладки руля | ||||||||
П (Л) – 10° | П (Л) – 20° | П (Л) – 30° | |||||||
RЦ, кб. | t180°,мин. | d180°,мили | RЦ, кб. | t180°,мин. | d180°,мили | RЦ, кб. | t180°,мин. | d180°,мили | |
2,5 | 2,2 | 1,9 | |||||||
2,5 | 2,2 | 1,9 | |||||||
2,5 | 2,2 | 1,6 | |||||||
2,2 | 1,9 | 1,6 | |||||||
2,2 | 1,9 | 1,6 | |||||||
2,2 | 1,9 | 1,3 | |||||||
1,9 | 1,6 | 1,3 | |||||||
1,9 | 1,6 | 1,3 | |||||||
1,9 | 1,6 | 0,9 |
По определенным значениям элементов поворотливости (dЦ или RЦ и t180°) для различных значений скорости хода судна и угла перекладки руля заполняются таблицы циркуляции РТШи формуляр судна (табл. 7.1)
Примечание:d180о – пройденное судном расстояние на циркуляции.