Смазочные материалы и их применение

Смазочные масла и мази, обычно минеральные, должны соот­ветствовать ряду показателей, в том числе показателю вязкости (внутреннего трения), имеющему большое практическое значе­ние. Под вязкостью жидкостей понимают их свойство, характери­зующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих те­чение жидкостей. Различают вязкости динамическую, кинемати­ческую и условную.

Динамическая вязкость (коэффициент вязкости внут­реннего трения) выражает собой силу, затрачиваемую на перемещение одного слоя жидкости относительно другого. За единицу ди­намической вязкости принята паскаль-секунда (Па∙с), равная динамической вязкости среды, касательное напряжение в кото­рой (при ламинарном течении и разности скоростей слоев, находящихся на расстоянии 1 м, равной 1 м/с) равно 1 Па.

Кинематическая вязкость (удельный коэффициент внутреннего трения) представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности. За единицу кинематической вязкости принят квадратный метр на секунду (м2/с), равный кинематической вязкости, при которой динамическая вязкость среды плотностью 1 кг/м3 равна 1 Па∙с. Этот показатель является обязательным для характеристик всех минеральных масел.

Условная вязкость представляет собой отвлеченное чис­ло, выражающее отношение времени истечения 200г масла из вискозиметра типа ВУ к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Условную (или от­носительную) вязкость, ранее обозначавшуюся в технической ли­тературе градусами Энглера (°Е), выражают в градусах ВУ50 или ВУ100. Индекс обозначает температуру масла при испытании, ко­торую принимают равной 50 или 100 °С. С понижением температу­ры и повышением давления вязкость масел возрастает.

При подборе смазки для машин следует руководствоваться не­которыми правилами:

1. Быстроходные механизмы необходимо смазывать маслами по­ниженной вязкости, иначе будет расходоваться излишняя энер­гия на преодоление сцепления частиц смазочного материала и, кроме того, соприкасающиеся поверхности деталей будут нагре­ваться сильнее обычного.

2.Тихоходные механизмы, работающие под большими нагрузка­ми, нужно смазывать маслами высокой вязкости или же густыми (консистентными) смазками, которые представляют собой смеси минерального масла с каким-нибудь загустителем, например кальциевым, либо воском, парафином и др. Применение в меха­низмах, работающих с большими знакопеременными нагрузка­ми, масел пониженной вязкости неизбежно ведет к выдавлива­нию смазки, т. е. к ее недостаточному количеству между трущимися поверхностями.

3.В процессе эксплуатации станков с тяжелыми столами, карет­ками, с направляющими скольжения и другими сборочными едини­цами при скорости их движения менее 20 мм/мин часто наблюда­ется прерывистое (скачкообразное) перемещение. Это объясняется тем, что в начале движения, когда преодолеваются силы трения в передаточных элементах, происходит рывок с последующей кратковременной остановкой. Такой характер движения снижает качество обработки поверхностей. В этих случаях для уменьшения трения, обеспечения плавности хода и точности установочных перемещений узлов станков следует применять антискачковое мас­ло ВНИИ НП-401.

4. Тяжело нагруженные тихоходные механизмы, работающие при высокой температуре, рекомендуется смазывать твердыми смазочными материалами, к которым относятся, например, тальк, графит, слюда.

Смазочные масла и мази бывают разных видов и сортов с различными свойствами. Области их применения также различны (табл. 1).

Таблица 1

Смазочные масла и мази

Наименование ГОСТ Область применения
Масло индустриальное И-5А 20799 — 75 Быстроходные точные механизмы, работающие с частотой вращения 15000...20000 об/мин или с окружной скоростью на шейке вала 4,5 ...6 м/с
Масло индустриальное И-8А 20799 — 75 Механизмы, работающие с малой нагрузкой при частоте вращения 1000... 1500 об/мин или с окружной скоростью на шейке вала 3 ...4,5 м/с
Масло индустриальное И-12А 20799 — 75 Механизмы, работающие с окружной скоростью вала до 3 м/с; гидросистемы с давлением до 6 МПа (60 кгс/мм2); поршневая группа аммиачных компрессоров
Масло индустриальное И-20А 20799 — 75 Механизмы, работающие при средних нагрузках и повышенных скоростях; гидросистемы металлообрабатывающих стан­ков и других механизмов
Масло индустриальное И-30А 20799 — 75 Крупные и тяжелые станки; гидравлические системы с поршневыми регулируемыми насосами
Масло индустриальное И-40А 20799 — 75 Тяжелые станки, работающие с малыми скоростями  
Смазка ЦИАТИМ-202(универсальная тугоплавкая, влагостойкая, морозоустойчивая, активированная) 11110 — 75 Подшипники качения закрытого типа и другие сборочные единицы трения, работающие при температурах от —60 до + 120 °С
Солидол синтетический УС-1иУС-2 (универсальная среднеплавкая, синте тическая, влагостойкая)­ 1033 — 75 Сборочные единицы трения, работающие при температурах до +65 ° С
Графитная смазка УСс-А (влагостойкая) 3333—80 Тяжело нагруженные сборочные единицы трения, зубчатые передачи, рессоры, лебедки и т. п.


Наши рекомендации