Характеристика субъекта контроля и организация внутреннего контроля
ОАО Племенной завод «Тимоново» образован 9 апреля 1918 года в бывшем имении помещика Каминского. Хозяйство имело мясомолочное направление, в имении функционировали масло-сыроваренный и винокурный завод, однако школ и очагов культуры не было, в центре имения находилось озеро. Совхоз был небольшим: земельных угодий – 900 га, пашни – 500 га, но развивался довольно быстрыми темпами и уже в 1940 году стал участником выставки достижений народного хозяйства СССР. В ОАО «Племенной завод «Тимоново» входят 14 населенных пунктов: Тимоново, Болешино, Гиреевичи, Семеновка, Стайки, Лубянка, Кукуевка, Дорогинь, Рысин, Ясная Поляна, Плющево, Жадунька, Муравец, Рысин.Центром хозяйства является деревня Тимоново.
Хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, племенном свиноводстве, выращивании зерновых культур и картофеля. ОАО Племенной завод «Тимоново» – крупнейшее в районе сельскохозяйственное предприятие с развитой материально-технической базой и достаточными трудовыми ресурсами. Хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, племенном свиноводстве, выращивании зерновых культур и картофеля. Общая земельная площадь – 12580 гектаров, из них сельхозугодий – 11357 га.
На территории хозяйства в структуре почвенного покрова преобладают глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные типы почв. Бал пашни составляет 31,5; сельскохозяйственных угодий 28,8 балло-гектар. Рельеф представляет собой широко волнистую равнину с небольшим количеством возвышенности. Климат умеренно-континентальный.
Так же на территории хозяйства находится 5 ферм, одна – свиноводческо-товарная, 4 – молочно-товарные. В хозяйстве работает более 250 человек. Технический парк представлен зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами, тракторами и грузовыми автомобилями.
Юридический адрес: 213603, Могилевская обл., Климовичский район, агрогородок Тимоново, ул. Советская, дом 1а.
Сфера бизнеса: горох, зерно, картофель, молоко, поросята, рапс, свиньи , племенные, скот крупный рогатый (выращивание), бобы.
В соответствии с Уставом основной вид деятельности – сельское хозяйство, производственное направление овощеводство [21].
Внутренний контроль выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. В свою очередь, внутренний контроль может осуществляться собственником и исполнительным органом путем создания специальной службы внутреннего контроля либо непосредственно управленческим персоналом. Задачами внутреннего контроля являются:
проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;
проверка соответствия системы экономических регламентов действующим правовым актам и уставу организации;
проверка наличия, правильности оценки и эффективности использования имущества хозяйствующего субъекта;
оценка состояния расчетно-платежной дисциплины организации;
экспертиза бухгалтерской отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета;
разработка обоснованных предложений по улучшению организации деятельности хозяйствующего субъекта;
консультирование различных категорий работников по вопросам управления, права, оценки хозяйственной деятельности.
По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на:
· предварительный контроль;
· текущий контроль;
· последующий (заключительный) контроль.
Цель предварительного контроля - профилактика, предупреждение нарушений.
Цель текущего контроля - выявить нарушения и принять меры по их устранению.
Цель последующего (заключительного) контроля - установить нарушения, принять меры к виновным, устранить нарушения, исправить ошибки.
Методические приемы контроля: исследование учетной информации, сверка расчетных журналов, нормативно-правовое регулирование, встречные проверки, взаимный контроль операций, сверка данных в первичных документах с данными учетных регистров, экономический анализ и инвентаризация.
Внутренний контроль осуществляется, чтобы убедиться, что:
- организация получает все поступления и доходы, вытекающие из совершенных ею операций, что находит полное отражение в бухгалтерских записях;
- все расходы утверждены руководством в установленном порядке;
- активы организации в бухгалтерском учете правильно отражены, а их оценка, с точки зрения надежности, не вызывает сомнений;
- пассивы организации также надлежащим образом оформлены, и сделаны необходимые резервы для сомнительных долгов;
- система бухгалтерского учета поставлена правильно и представляет надлежащую основу для подготовки финансовой отчетности;
- возможные ошибки и другие несоответствия выявляются сразу благодаря рациональной постановке учета и системе контроля.
Основными источниками информации внутрихозяйственного контроля являются: нормативная база (законы, инструкции, положения по вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, в том числе учету контролю); финансовая и налоговая отчетность, регистры учета, первичные документы; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; результаты проверок контролирующих организаций; результаты инвентаризации.
Основными направлениями для реализации мероприятий по осуществлению внутрихозяйственного контроля являются:
- согласно утвержденным графикам проведение выборочных инвентаризаций товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц;
- обязательное проведение сплошных инвентаризаций при смене или уходе в отпуск материально ответственных лиц;
- обеспечение контроля за обоснованностью списания основных средств, товарно-материальных ценностей;
- проведение анализа остатков материальных ценностей в материальных отчетах у производителей работ и в случае увеличения выявление их причин;
- утверждение нормативов остатков товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц, в том числе и по готовой продукции, в зависимости от специфики производимых работ и регулярный контроль за его соблюдением;
- осуществление проверок правильности применения цен на используемые материалы и применения единичных расценок на выполненные работы;
- постоянное проведение анализа использования машин и механизмов, в том числе профилактических осмотров и ремонтов средств малой механизации, с целью продления срока их эксплуатации и недопущения простоя;
- ежемесячное снятие остатков топлива, показаний спидометров в автомобильном транспорте, проверка правильности оформления путевых листов, списания горюче-смазочных материалов;
- при сдаче в аренду неиспользуемых площадей, автотранспорта контроль за правильностью взимания арендной платы, целевым использованием сданного в аренду имущества;
- контроль за исполнением договорных сроков производства работ, недопущение их необоснованного переноса;
- контроль за обоснованностью отнесения на себестоимость расходов, в том числе по услугам связи, обучению;
- контроль за расходами, не относящимися к производственным. Например, услуги автотранспорта по доставке участников на праздничное или спортивное мероприятие; амортизационные отчисления по основным средствам, не участвующим в процессе производства или находящимся в ремонте более 3 месяцев;
- контроль за размером дебиторской и кредиторской задолженности, принятием мер для своевременных расчетов, недопущением возникновения необоснованной задолженности.
Таким образом, основной задачей внутрихозяйственного контроля является: своевременное пресечение нарушений и злоупотреблений; регулярное рассмотрение на производственных совещаниях основных финансово-экономических показателей работы; анализ причин при возникновении убытков либо снижении рентабельности; разработка путей и методов совершенствования управления производством; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перспектив его развития и выявление внутренних резервов.
Согласно положений Устава ОАО Племенной завод «Тимоново», контрольным органом Общества является ревизионная комиссия. Для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности Общества общее собрание акционеров ежегодно избирает ревизионную комиссию в составе 3 человек. Членом ревизионной комиссии не может быть избран акционер Общества и иное физическое лицо, которые являются членом соответственно наблюдательного совета или дирекции либо директором Общества. Ревизионную комиссию возглавляет председатель, который избирается из числа ее членов в день окончания проведения общего собрания акционеров на первом заседании ревизионной комиссии, которое организует и проводит председатель собрания акционеров. Полномочия любого члена ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания акционеров. Членам ревизионной комиссии в период исполнения ими своих обязанностей по решению общего собрания акционеров и в установленных им размерах могут выплачиваться вознаграждения и компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими этих обязанностей.
К компетенции ревизионной комиссии относится проведение ревизий по всем или нескольким направлениям деятельности Общества либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период этой деятельности, осуществляемой Обществом, его филиалами и представительствами. Члены ревизионной комиссии могут присутствовать на заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса. Обязанностями ревизионной комиссии является проведение:
ежегодной ревизии – по результатам финансовой и хозяйственной деятельности Общества за отчетный год. В этом случае ревизия должна быть завершена не позднее двух недель до проведения общего собрания акционеров, на которое выносится вопрос об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков Общества и распределения его прибыли и убытков.
ревизии или проверки – по решению органов управления Общества в установленные ими сроки;
ревизии или проверки – по письменному требованию акционеров Общества, являющихся в совокупности владельцами 10 или более процентов акций, направленному ревизионной комиссии. В этом случае ревизия или проверка должны быть начаты не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров об их проведении (Приложение 1).
Ревизионная комиссия вправе в любое время по собственной инициативе провести ревизию или проверку. Продолжительность ревизии или проверки не должна превышать 30 дней. Ревизионная комиссия по результатам проведенной ревизии или проверки составляет в соответствие с требованиями законодательства заключение, которое должно быть подписано членами ревизионной комиссии, проводившими ревизию или проверку. В случае несогласия с заключением ревизионной комиссии либо с отдельными его выводами и предложениями любой член ревизионной комиссии вправе изложить свою точку зрения по возникшим разногласиям. Заключение ревизионной комиссии по результатам проведения ежегодной ревизии вносится на рассмотрение общего собрания акционеров при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков Общества и распределения его прибыли и убытков.
Ревизионная комиссия в случае выявления нарушений обязана:
представить заключение ревизии или проверки либо отдельные их выводы и предложения общему собранию акционеров, наблюдательному совету, которые в соответствии с их компетенцией в двухнедельный срок обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений;
потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, если по выявленным в ходе ревизии или проверки фактам нарушений решение может быть принято только этим собранием (Приложение 1).
Для проведения проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общество ежегодно привлекает аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с Обществом или его участниками (внешний аудит). При необходимости внешний аудит может проводится для проверки деятельности Общества, его филиалов и представительств, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение, подготовленное по результатам проведения ежегодной аудиторской проверки Общества, вносится на рассмотрение общего собрания акционеров при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков Общества и распределения его прибыли и убытков. Проведение внешнего аудита осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг в порядке, установленном законодательством. Размер и источники оплаты аудиторских услуг по договору определяются в соответствии с законодательством наблюдательным советом.
Общество освобождается от обязательной ежегодной аудиторской проверки, если в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведена ревизия его финансово-хозяйственной деятельности.
Аудиторская проверка деятельности Общества должна быть проведена в любое время по требованияю акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10 или более процентов акций Общества. В 3-дневный срок со дня поступления в Общество аудиторского заключения, акта (справки) проверки, проведенной контролирующим органом, директор обязан выслать их копии каждому члену наблюдательного совета, председателю ревизионной комиссии.
Основой для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы. Они фиксируют факт совершения хозяйственных операций и, как правило, создаются в момент совершения операции. Своевременное документальное оформление хозяйственных операций усиливает контроль за сохранностью материальных и денежных средств, является основой для последующего контроля за имуществом организации.
В ОАО Племенной завод «Тимоново» поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры подвергаются бухгалтерской обработке:
1) проверке (выписан ли документ на бланках установленной формы, заполнены ли все его реквизиты, имеются ли подписи должностных лиц; проверке по существу – целесообразность и законность указанной в документе операции);
2) таксировке – денежной оценке хозяйственных операций. Например, определение суммы заработка, причитающегося за выполненный объем работ или отработанное время, определение стоимости израсходованных материальных ценностей и др.
3) котировке – указание в первичных документах корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции или по итогу сгруппированных однородных хозяйственных операций, проставление соответствующих кодов, на основании которых производится запись в учетные регистры.
Право подписи документов должностными лицами оформлено приказом по организации. Первичные документы создаются на бланках типовых форм как вручную так и автоматизированным способом. Образцы форм первичных документов входят в рабочий альбом форм первичных документов, который прилагается к учетной политике. В рабочий альбом собираются все первичные документы, применяемые на предприятии. Рабочий альбом первичных документов формируется по разделам:
Раздел 1. Документация по учету основных средств
Раздел 2. Документация по учету материальных ценностей
Раздел 3. Документация по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Раздел 4. Документация по учету труда и заработной платы.
Раздел 5. Документация кассовых операций.
Раздел 6. Документация по учету платежных и банковских операций.
Раздел 7. Документация по учету затрат и выходу продукции основного производства.
Раздел 8. Документация по учету процесса реализации.
Раздел 9. Документация по учету работы и технического состояния автотранспорта
Раздел 10. Документация по учету результатов инвентаризации.
Раздел 11. Документация по учету бланков строгой отчетности.
Рабочий альбом форм первичных документов являются не только наглядным пособием, но и практическим руководством для всех работников организации, связанных с составлением и обработкой первичной информации. Их наличие гарантирует хорошую организацию учетного процесса. Рабочий альбом форм первичных документов утвержден приказом по организации и хранится в бухгалтерии у главного бухгалтера.
Таким образом, одним из методов бухгалтерского учета в ОАО Племенной завод «Тимоново» является обязательная документация совершаемых операций. От того, насколько правильно составлены первичные документы и своевременно предоставлены в бухгалтерию, зависит эффективность использования учетных данных.
Особая роль в оформлении хозяйственных операций отводится документам строгой отчетности. Такими документами отражается движение материальных и денежных средств, за использованием которых необходим особый контроль. Это специализированные товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 (растениеводство); ТТН-1 (молоко); ТТН-1 (скот); ТН-2 (семена), приходные кассовые ордера. Для учета, хранения и выдачи бланков документов строгой отчетности приказом руководителя назначено ответственное лицо (ведущий бухгалтер), а также утвержден перечень должностных лиц, использующих эти бланки.
Учет движения бланков документов строгой отчетности ведется в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности (типовая форма № 2). Поступление в организацию, выдача использующим их лицам оформляется в приходно-расходной книге, списание использованных бланков – по акту на списание использованных бланков строгой отчетности, возврат в бухгалтерию неиспользованных бланков – по приходно-расходной накладной. Списание использованных бланков производится и на основании отчетов, составляемых ответственными лицами, использующими эти бланки.
Движение первичных документов в бухгалтерском (налоговом) учете регламентируется графиком документооборота, который оформлен в виде таблицы как приложение к учетной политике организации по бухгалтерскому учету. График движения первичных документов в бухгалтерском учете составлен главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб организации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности исследуемой организации, а также в целях обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, предусмотренном Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 в редакции от 22 апреля 2010 года №50 [22]. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств. В связи с этим рассмотрим порядок проведения инвентаризации готовой продукции, товаров и их реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов в ОАО Племенной завод «Тимоново».
Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, является требование реальности и точности его показателей. Однако при ведении учетных записей могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактическим состоянием имущества и финансовых обязательств. Причинами расхождений и несоответствия учетных данных фактическому наличию имущества и расчетов с дебиторами и кредиторами могут быть:
1) Ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, описки в документах, неправильные записи и т.д.);
2) Злоупотребления материально ответственных лиц.
Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» определено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета [23, ст.13]. Инвентаризация является одним из приемов фактического контроля и широко применяется при выполнении аудиторско-ревизионных процедур.
В ОАО Племенной завод «Тимоново» к инвентаризируемым активам относятся:
- внеоборотные (долгосрочные) активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения;
- оборотные (краткосрочные) активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации), животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство, готовая продукция и товары для реализации, товары в розничной торговле, продукция подсобного сельского хозяйства);
- дебиторская задолженность;
- расчеты с учредителями;
- денежные средства;
- финансовые вложения;
- прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность; прочие виды обязательств.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных), путем:
- сопоставления с данными бухгалтерского учета;
- выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
- выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
- проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
- проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования.
В ОАО Племенной завод «Тимоново» объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются Приложение № 5 к Учетной политике на 2015 год. В ОАО Племенной завод «Тимоново» инвентаризацию проводить в обязательном порядке в следующих случаях:
1. При смене руководителя или реорганизации Общества;
2. При ликвидации Общества;
3. Перед составлением годовой отчетности;
4. При смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
5. При установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;
6. После пожара или стихийных бедствий;
7. По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.
В ОАО Племенной завод «Тимоново» для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в следующем составе:
Директор Бовкунович А.К – председатель комиссии
Гл.бухгалтер Зинкевич М.Е. - член комиссии
Инженер Ластавко К.И. - член комиссии
Гл.экономист Неверкович Р.Б. - член комиссии
В ОАО Племенной завод «Тимоново» перед составлением годового баланса создаются рабочие инвентаризационные комиссии с целью своевременного проведения инвентаризаций.
Инвентаризация имущества производится в соответствии с планом проведения инвентаризации (прилагается к учетной политике).
Излишки, обнаруженные при инвентаризации, основных средств и товарно-материальных ценностей оприходуются на основании оценочного акта комиссии.
Составляется план – график проведения инвентаризаций, представленный в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - План – график проведения инвентаризаций в 2015 году
Наименование места проведения инвентаризации / объект инвентаризации | Наименование инвентаризационных ценностей | Время проведения инвентаризации | Ответственные за проведения инвентаризации |
1. Склады, обменный фонд | Товары на складах, в подотчете | на 01.11.2015г. | Председатель рабочей комис. |
2. По месту нахождения | Основные средства | на 01.12.2015 г. | Председатель рабочей комис. |
3. По месту нахождения | Драгоценные металлы | на 01.12.2015 г. | Главный инженер |
4. По учету | Нематериальные активы, денежные средства, финансовые обязательства, бланки строгой отчетности. Остатки ГСМ в баках. | ежемесячно | Зам.гл.бухгалтера |
Примечание – разработка автора на основе изученной специальной экономической литературы и нормативной правовой документации
В ОАО Племенной завод «Тимоново» инвентаризация проводится по местам хранения запасов. В процессе ее проведения изучается и анализируется состояние складского и весоизмерительного хозяйства, постановка складского учета, выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация оборотных активов проводится по порядку их расположения в помещении. Оборотные активы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества. Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие оборотных активов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные об остатках оборотных активов вносятся после проверки их фактического наличия. Оборотные активы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти оборотные активы заносятся в отдельную опись под наименованием «Активы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. Для оформления результатов инвентаризации применяются единые регистры, в которых объединены показатели (результаты) инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц. Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. По результатам проведения инвентаризаций в ОАО Племенной завод «Тимоново» оформляются инвентаризационные описи и сличительные ведомости.
Рассмотрим основные аспекты проведения проверки готовой продукции, товаров, и их реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов.
Проверка операций по издержкам производства и калькулирования продукции (работ, услуг) осуществляется по данным счетов учета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов».
Целью проверки операции по издержкам производства и калькулирования продукции (работ, услуг) является установление законности, эффективное и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Исходя из цели задачами проверки является проверка:
- обоснованности, правомерности и своевременности включении в состав затрат на производство расходов, произведенных организацией;
- правильности группировки затрат;
- обоснованности включения расходов в затраты текущего периода;
- правильности калькулирования себестоимости продукции;
- правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство;
- правильности группировки затрат по местам возникновения и организации аналитического учета;
- правильности учета затрат для целей налогового учета.
В процессе проведения проверки ревизионным отделом возникает необходимость документально подтвердить правильность исчисления себестоимости готовой продукции. Чтобы правильно судить о формирующихся затратах и их влиянии на уменьшение налогооблагаемой прибыли проверяющему необходимо проанализировать: правильность выбора метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); обоснованность разграничения производственных затрат по отчетным периодам, а также между готовой продукцией и незавершенным производством; точность оценки расхода материальных ресурсов на производство продукции; правильность начисления амортизации по основным средствам, нематериальным активам и ее включения в издержки производства; обоснованность сумм накладных расходов и способов их распределения по объектам калькуляции; правомерность и документальную обоснованность отнесения на издержки производства фактических сумм расходов (по командировкам, представительских, ).
Проверка операций по учету готовой продукции и ее реализации осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 43, 44. Целью проверки данных операций является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Исходя из цели задачей является проверка:
- состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности готовой продукции;
- правильности оценки готовой продукции и производственной себестоимости готовой продукции;
- полноты оприходования готовой продукции, правильности отражения в бухгалтерском учете операций;
- наличия договоров поставки готовой продукции и правильности их оформления;
- объемов отгруженной и реализованной продукции;
- правильности формирования и применения цен на отгруженную продукцию;
- своевременности, порядка и полноты проведения инвентаризации и порядка отражения в учете результатов инвентаризации;
- достоверности аналитического и синтетического учета по операциям с готовой продукцией по отгрузке и реализации;
- правильности составления бухгалтерских записей по отгрузке и реализации с учетом полученных авансов.
В тесной взаимосвязи с затратами на производство и выпуском готовой продукции (работ, услуг) необходимо проверить учет финансовых результатов. Проверка учета финансовых результатов и их использования ведется в следующих направлениях:
- проверка правильности определения финансовых результатов деятельности предприятия,
- определение достоверности учетных и отчетных данных о доходах и расходах по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности,
- исследование порядка создания фондов и использование прибыли в части законности и целесообразности.
Проверка данного вопроса начинается с изучения результатов финансовой деятельности организации на основании аналитических данных к счету 99. В первую очередь надо проверить полученную прибыль (убыток) от реализации готовой продукции (работ, услуг). Проверка производится на основании аналитических данных по счету 90.
На следующем этапе проверки надо проверить достоверность и законность отнесенных сумм на счета 91. Прочие доходы и расходы следует проверить сплошным методом. Каждая сумма должна быть рассмотрена в отдельности и установлена ее законность и обоснованность отнесения на убытки. Особо внимательно следует рассмотреть суммы недостач, потерь, хищений и другие, отнесенные в дебет счета 90, 91. Затем надо проверить и установить, правильно ли отражены операции на счетах бухгалтерского учета, связанные с закрытием счетов 91 и 90. При отражении в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов следует иметь в виду, что их надо отражать (начислять) в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Затем надо проверить правильность сделанных записей по дебету счета 99, связанных с начислением платежей в бюджет из прибыли.
На следующем этапе необходимо проверить использование прибыли. Проверка производится на основании аналитических данных к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». На первом этапе проверки надо установить, правильно ли произведена реформация баланса и сделаны записи на счетах бухгалтерского учета. Затем надо ознакомиться с решением годового собрания учредителей в части распределения чистой прибыли или покрытия убытка отчетного года и установить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание надо уделить правильности начисления и перечисления (выплаты) доходов учредителям и удержания налога с этих сумм.