Формы бухгалтерского учета, их отличительные признаки
Бухгалтерский учет в организациях ведется с применением разнообразных учетных регистров (книги, карточки, ведомости), записи в которых делаются в разной последовательности. Регистрация осуществляется как ручным, так и автоматизированным способом. Сочетание учетных регистров, структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета (формой счетоводства) понимается сочетание различных учетных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы осуществления учетных записей.
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учета, их количество, последовательность учетных записей.
В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная (с использованием регистров для учета имущества), автоматизированная.
Мемориально-ордерная форма – старейшая из применяемых в настоящее время.
В мемориально-ордерной форме учета используются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используют главным образом карточки. Сущность формы сводится к тому, что на каждый первичный документ (отдельную хозяйственную операцию) или группу однородных первичных документов (хозяйственных операций) составляется мемориальный ордер.
Например, вместо того, чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько таких накладных записывают в накопительную ведомость, а на основании итогов этой ведомости делается одна бухгалтерская запись в мемориальном ордере. В нем кратко излагается содержание записи или делается ссылка на документ, приводится корреспонденция счетов и суммы. Мемориальный ордер подписывается главным бухгалтером и указывается дата его составления. К мемориальному ордеру прилагаются документы, на основании которых сделаны записи.
Все мемориальные ордера по мере их составления регистрируют в специальном регистрационном журнале. Каждому мемориальному ордеру присваивается порядковый номер.
Мемориальный ордер № 1 за__________20_г.
Основание (ссылка на документ) | Дебет | Кредит | Сумма |
Накопительная ведомость по дебету счета 50 и т. д. | 40 000 | ||
Итого | 40 000 |
Регистрационный журнал за __________20_г.
Порядковые номера мемориальных ордеров | Дата составления ордеров | Суммы по мемориальным ордерам, руб. |
1. 2. | 12.12 и т. д. 15.12 и т.д. | 40 000 68 000 |
Итого за декабрь | 200 654 |
Мемориальный ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи (или делают ссылку на документ), приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает главный (старший) бухгалтер или его заместитель. К нему прилагаются документы, на основании которых сделаны записи.
При мемориально-ордерной форме учета хронологическая запись операций отделена от систематической и осуществляет в специальном регистре – регистрационном журнале. В нем все мемориальные ордера записывают по мере их оформления, присваивая им текущие порядковые номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним, а также соответствие общей суммы записей месячным оборотам по синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.
После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записывают в Главную книгу – систематический регистр синтетического учета. Здесь отражаются номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям, записи группируются, обороты по каждому синтетическому (главному) счету записываются отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в карточках и на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце отчетного месяца на основании этих записей составляют оборотные или сальдовые ведомости – одну на группу аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итогов оборотов и сальдо аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами. Выявленные ошибки устраняются, после чего составляют бухгалтерский баланс.
Мемориально-ордерная форма отличается простотой, обеспечивает разделение учетного труда, благодаря чему получила достаточно широкое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постепенно совершенствовалась.
На смену книгам пришли свободные листы, на основании ведомостей были разработаны новые регистры - журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета – журнально-ордерную.
При такой форме учета основными регистрами являются журналы-ордера. В журналах в хронологическом порядке аккумулируются данные первичных документов. При наличии большого количества однородных документов их предварительно группируют во вспомогательных ведомостях, итоги которых переносят в конце месяца в соответствующий журнал. Сведения журналов являются месячными оборотами по соответствующим синтетическим счетам, сгруппированными по корреспондирующим счетам. Они служат основанием для бухгалтерских записей оборотов данного счета в Главной книге. Следовательно, журналы, применяемые при журнально-ордерной форме учета, одновременно служат ордерами, оформляющими бухгалтерские записи. Отсюда название регистров – журналы-ордера и соответственно название формы учета –журнально-ордерная.
Особенностью записей в журналы-ордера является ведение их по кредитовому признаку, т.е. запись в журнал-ордер делают по кредиту счета, с указанием корреспондирующих счетов по Дебету. Все кредитовые обороты по каждому синтетическому счету собираются в одном журнале-ордере, что позволяет осуществлять контроль за выбытием всех видов ресурсов. Дебетовые же обороты по данному счету показывают в тех журналах-ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счета. Шахматный принцип записи позволяет отражать суммы операции однократно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.
Журнально-ордерной форме учета характерно совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета. Это позволяет во многих случаях отказаться от ведения карточек аналитического учета, составления оборотных ведомостей по аналитическим счетам, необходимых для сверки с данными синтетического учета. Это обеспечивается путем применения линейной (позиционной) записи.
В дополнение к журналам-ордерам по ряду синтетических счетов ведут дебетовые ведомости, в которых регистрируют дебетовые обороты с указанием корреспондирующих счетов по кредиту. Эти ведомости используют как вспомогательные учетные регистры для усиления контроля за совершаемыми хозяйственными операциями и совмещения синтетического и аналитического учета.
В ряде журналов-ордеров регистрируемые операции не только отражают по корреспондирующим счетам, но и группируют по субсчетам, статьям затрат и другим признакам. По такому принципу строятся журналы-ордера, в которых сочетается синтетический и аналитический учет затрат на производство, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, готовой продукции и продаж.
Однако существуют синтетические счета, по которым из-за большого количества учитываемых объектов невозможно делать записи в журналах-ордерах с необходимой детализацией, т.е. в аналитическом разрезе. Так, аналитический учет материально-производственных запасов (сырья и материалов, товаров, тары, запасных частей и др.) ведется в аналитических карточках с составлением оборотных ведомостей по аналитическим счетам.
Особенностью применяемых журналов-ордеров является то, что в них заранее указывается корреспонденция счетов, а в ряде журналов-ордеров – и номенклатура статей аналитического учета. Для отражения операций, не предусмотренных типовой корреспонденцией счетов, выделяются запасные графы.
После подсчета записей за месяц журнал-ордер представляет собой сложную журнальную запись, в которой один счет кредитуется, а несколько счетов дебетуются. В конце месяца итоги журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Строение Главной книги позволяет получать по каждому синтетическому счету развернутые итоги оборотов по дебету с общим итогом оборота по кредиту. Так как журналы-ордера построены по кредитовому признаку, то в Главную книгу кредитовый оборот по каждому счету переносят из журнала-ордера одной строкой. Обороты по дебету счетов отражаются в различных журналах-ордерах. В связи с этим окончательный дебетовый оборот по каждому синтетическому счету определяется после того, как в Главной книге разнесены записи из всех журналов-ордеров.
Основные принципы журнально-ордерной формы учета согласуются с возможностями компьютерного учета.
Плюсы журнально-ордерной формы заключаются в снижении трудоемкости учета, улучшении его качества, ускорении и облегчении составления отчетности, расширении возможностей автоматизации учета.
Журналы-ордера имеют неодинаковую структуру из-за особенностей учета разных объектов, а также необходимости приспосабливать регистры к компьютерной обработке; сложная и неодинаковая структура журналов-ордеров и ведомостей усложняет их заполнение
На малых предприятиях применяются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. В этом документе отмечается, что малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.
Малым предприятиям, работающим в сфере материального производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные журнально-ордерной формой учета. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе Плана счетов составляет рабочий план счетов, который позволяет отражать имущество, капитал и обязательства в регистрах бухгалтерского учета по счетам. При упрощенной форме можно как использовать, так и не использовать учетные регистры.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не производящие продукцию и не выполняющие работы и не оказывающие услуги, связанные с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определять наличие активов и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составлять бухгалтерскую отчетность.
При автоматизированной форме бухгалтерского учета широко используются компьютеры, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. Это исключает ручной труд, повышает оперативность, достоверность и качество обработки учетной информации. АРМ бухгалтера организуется по функциональному признаку и охватывает все участки учета, а также ведение сводного учета и составление бухгалтерской отчетности.
В основе работы АРМ бухгалтера лежит создание пакетов прикладных программ. Обычно разработки по автоматизации бухгалтерского учета ведутся по следующим направлениям:
- автоматизация бухгалтерского учета малых предприятий (обеспечивает ведение Книги учета хозяйственных операций. Главной книги, составление бухгалтерского баланса, формирование различных выходных документов, заполнение
первичных учетных документов);
- автоматизация бухгалтерского учета средних и крупных организаций (включает программное обеспечение АРМа по бухгалтерскому учету с многоуровневым аналитическим учетом. В крупных организациях возникает необходимость в сетевых версий программных комплексов по автоматизации бухгалтерского учета);
- автоматизация отдельных участков учета (позволяет совершенствовать учет складских, расчетных и других операций).
Контрольные вопросы по теме
1. Что такое регистры бухгалтерского учета и каково их значение?
2. Классификация бухгалтерских регистров по внешнему виду.
3. Приведите классификацию бухгалтерских регистров по степени обобщения производимых записей.
4. Приведите классификацию бухгалтерских регистров по характеру записей.
5. Перечислите способы исправления ошибок в бухгалтерском учете.
6. Охарактеризуйте мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета.
7. Охарактеризуйте журнально-ордерную форму бухгалтерского учета.
8. Охарактеризуйте упрощенную форму бухгалтерского учета.
9. Автоматизированная форма бухгалтерского учета.
Тема 8. Учетная политика и организация бухгалтерского учета в организации