Глава 2.2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности магазин обязан проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В частности, необходимо инвентаризировать:
ü основные средства;
ü нематериальные активы;
ü финансовые вложения;
ü производственные запасы;
ü готовую продукцию;
ü товары;
ü прочие запасы;
ü денежные средства;
ü прочие финансовые активы;
ü кредиторскую задолженность;
ü кредиты банков;
ü резервы.
Основными целями проведения инвентаризации являются:
ü выявление фактического наличия имущества;
ü сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
ü проверка полноты и обоснованности отражения в учете обязательств.
В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки. При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погашение которой маловероятно, а также долги, безнадежные к взысканию.
Инвентаризация может проводиться не только по инициативе самого предприятия. Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
Должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.
Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприятиями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:
ü проводится инвентаризация активов и обязательств организации. Это означает, что инвентаризации подлежат все статьи баланса организации без исключения;
ü при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к которому относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исключением имущественных прав), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвентаризации имущественные права и обязательства организации. Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в противоречие с законодательством. Теоретически такое противоречие в судебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по формальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса организации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налогоплательщика и без составления инвентаризационных описей.