Глава 1.3. Перемена лиц в обязательстве.

Поскольку большинство обязательственных отношений составляют имущественные отношения, не носящие личного характера, то допускается замена кредитора или должника другим лицом (перемена лиц в обязательстве), которая регулируется гл. 24 ГК РФ. Перемена лиц в обязательстве влечет переход прав и обязанностей субъекта, выбывающего из обязательства, к лицу, его заменившему. Замена кредитора возможна на основании сделки или закона. Исключение составляют случаи, когда права неразрывно связаны с личностью кредитора (в частности, требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью). Кроме того, уступка требования может быть прямо запрещена законом или договором (например, согласно п. 5 ст. 47 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" уступка прав по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, права из которых удостоверены закладной, не допускается). Случаи перехода прав кредитора в силу закона перечислены в ст. 387 ГК РФ и других нормах права. В частности, права кредитора по обязательству переходят к другому лицу в результате универсального правопреемства в правах кредитора (при наследовании, реорганизации юридического лица); по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом (например, согласно п. 3 ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве собственности с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение 3 месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя); вследствие исполнения обязательства должника его поручителем (ст. 365 ГК РФ) или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая (ст. 965 ГК РФ); в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору по общему правилу в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода прав. Переходит не только основное требование, но и другие связанные с ним права, в частности, права, обеспечивающие исполнение обязательства (право залога, право на неустойку), а также право на неуплаченные проценты. Объем переходящих прав может быть изменен законом или договором. Сделка, которая служит основанием для перехода прав кредитора, называется уступкой требования, или цессией. Кредитор, который уступает свое право, называется цедентом, а лицо, которому производится уступка права, называется цессионарием. Согласно ст. 389 ГК РФ форма цессии подчиняется правилам о форме сделки, на которой основано передаваемое право (простая письменная, нотариальная). Если передаются права из сделки, требующей государственной регистрации, то цессия также должна быть зарегистрирована, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге.

При перемене лиц в обязательстве действует принцип неизменности содержания обязательства. Должник обязан совершить те же действия, на тех же условиях (меняется лишь субъект, в пользу которого производится исполнение), поэтому по общему правилу не требуется согласие должника на уступку права. Необходимость получить согласие должника на цессию возникает, во-первых, если это предусмотрено законом или договором; во-вторых, когда личность кредитора имеет существенное значение для должника (например, по договору дарения). Должника необходимо уведомить о произведенной цессии. В уведомлении заинтересован прежде всего цессионарий. Во-первых, согласно п. 3 ст. 382 ГК РФ новый кредитор несет риск неблагоприятных последствий, вызванных неуведомлением должника. Исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору, в этом случае цессионарий может взыскать исполнение с цедента как неосновательное обогащение. Во-вторых, должник вправе выдвигать против требования цессионария лишь те возражения, которые возникли у него к моменту получения уведомления. В-третьих, согласно ст. 412 ГК РФ должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору в том случае, если требование возникло по основанию, существовавшему к моменту получения уведомления, и срок требования наступил до его получения либо срок не указан или определен моментом востребования. Лицом, ответственным за исполнение переданного требования, является должник. Согласно ст. 390 ГК РФ первоначальный кредитор отвечает перед новым кредитором лишь за недействительность переданного ему требования, но не за неисполнение этого требования должником. Исключение составляют случаи, когда он принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором, а также передача прав по ордерной ценной бумаге путем совершения индоссамента. Цедент обязан передать цессионарию документы, удостоверяющие право требования, а также сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Должник вправе потребовать от нового кредитора доказательств перехода к нему требования и отказаться от исполнения в случае их непредставления, поскольку он в соответствии со ст. 312 ГК РФ несет риск неблагоприятных последствий исполнения ненадлежащему лицу.

Замена должника в обязательстве возможна также в силу закона или сделки. Поскольку для кредитора личность должника имеет существенное значение, то перевод долга допускается лишь с согласия кредитора. Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником. Форма перевода долга также должна соответствовать форме сделки, на которой основана передаваемая обязанность. Если она требует государственной регистрации, то и перевод долга должен быть зарегистрирован. Согласно ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. Перемену лиц в обязательстве необходимо отграничивать от случаев возникновения регрессного обязательства. Регрессным называется обязательство, по которому одно лицо (регредиент) вправе требовать от другого лица (регрессата) имущество, переданное третьему лицу вместо регрессата или по его вине. Необходимо различать две ситуации: 1. Основное обязательство существует между регрессатом и кредитором. Регредиент исполняет обязанность регрессата в пользу кредитора и приобретает право обратного требования в пределах произведенного исполнения к регрессату. Например, гарант (банк или страховая организация), уплативший кредитору денежную сумму, приобретает право требовать с должника уплаченную сумму в порядке регресса (ст. 379 ГК РФ). 2. Основное обязательство возникает между регредиентом и кредитором - в тех случаях, когда в силу закона регредиент несет ответственность за действия регрессата (например, ответственность юридического лица за действия своего работника, ответственность владельца источника повышенной опасности за действия водителя). Исполнив перед кредитором обязательство, регредиент приобретает право обратного требования к лицу, причинившему вред (ст. 1081 ГК РФ).

В этих случаях основное обязательство прекращается и возникает новое (регрессное) обязательство. Право регредиента в регрессном обязательстве не зависит от права кредитора в основном обязательстве. Цессионарий же приобретает право в результате преемства, оно зависит от права цедента, его взаимоотношений с должником. Эта зависимость учтена в нормах главы 24 ГК РФ, регулирующих переход прав кредитора к другому лицу. Поэтому согласно абз. 2 п. 1 ст. 382 ГК РФ правила главы 24 ГК РФ не применяются к регрессным требованиям. Различны и другие правовые последствия: согласно п. 3 ст. 200 ГК РФ по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства; согласно ст. 412 ГК РФ должник не вправе зачесть против требования регрессного кредитора встречное требование к кредитору по основному обязательству.

Наши рекомендации