Выделяются следующие особенности импортных операций.
1. Политические. Продавец и покупатель являются резидентами различных государств, а значит, на характер сделки влияет как внутриэкономическая, так и внешнеэкономическая политика, проводимая страной через контрагентов — юридических лиц, заключивших внешнеэкономический договор. Таким образом, импортный контракт должен учитывать законодательство всех сторон по сделке с учетом различного рода международных конвенций и соглашений.
2. Территориальные. Удаленность продавца и покупателя друг от друга подразумевает пересечение государственных границ на всем пути следования импортных материальных ценностей. Отсюда следует необходимость соблюдения таможенных режимов. Кроме того, территориальный аспект особое значение приобретает при рассмотрении операций по импорту услуг (работ). В силу их нематериальности невозможно установить факт пересечения государственной границы ни одной из сторон по сделке. По этой же причине таможенные органы не задействованы в контроле за операцией.
3. Временные. Исполнение сделки от момента согласования всех ключевых положений внешнеэкономического договора до момента поставки материальной ценности занимает значительное время, принимая во внимание вышеперечисленные особенности.
4. Стоимостные. Российские предприятия при выходе на международный рынок столкнулись с непривычной экономической ситуацией, заключающейся в формировании стоимости доставки груза. Так, перевозка грузов по территории России значительно протяженнее пути, который материальная ценность проходит при доставке из Европы в Россию, но при этом стоимость перевозок была умеренной. Что касается стоимости транспортных расходов при доставке груза из-за границы, то предприятия-импортеры столкнулись с тем, что вне зависимости от дальности перевозки стоимость транспортировки достаточно велика. Практика показывает, что в среднем величина транспортных расходов составляет половину контрактной стоимости ввозимого груза, а в большинстве случаев и больше.
5. Порядок расчетов. Особенностью импортных контрактов, заключенных с российскими контрагентами, является определение цены сделки в валюте, отличной от валюты Российской Федерации. Таким образом, все расчеты с контрагентом совершаются в иностранной валюте. Исходя из этого импортная операция всегда является объектом валютного законодательства в отличие от ряда других хозяйственных операций, расчеты по которым производятся в рублях на территории России.
Импортная операция оформляетсяконтрактом. По контракту составляется паспорт сделки в двух экземплярах, содержащий основные реквизиты контракта, необходимые для осуществления валютного контроля.
Ключевым и основополагающим условием импортного договора является определение сторонами момента перехода прав собственности согласно Гражданскому кодексу РФ. Это касается в первую очередь контрактов, предполагающих поставку материальных ценностей. В данном вопросе необходимо руководствоваться статьями 223 и 224 ГК РФ, определяющими, что право собственности у импортера (приобретателя вещи по договору) возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей материальной ценности признается:
• вручение вещи или товарораспорядительного документа лично импортеру;
• сдача вещи перевозчику для отправки приобретателю;
• передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.
Здесь важно заметить, что имеется в виду не дата самого коносамента и даже не дата его передачи перевозчику, а именно дата передачи этого документа непосредственно импортеру.
Таким образом, если в контракте сторонами не определен момент перехода права собственности, то аудитор должен принимать в расчет нормы Гражданского кодексаРФ, которые предусматривают как минимум три даты перехода прав собственности, не совпадающие по времени. В данном случае речь идет не о несовершенстве действующего законодательства, скорее наоборот, о возможности определения сторонами даты с учетом всех особенностей операций, временных лагов и специфики сложившегося документооборота.
При оценке такого рода договоров особое значение приобретает норма ГК РФ, определяющая, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ). Однако данное правило вовсе не означает, что лицо, принявшее на себя коммерческие риски, является собственником материальной ценности.
Кроме того, гражданским законодательством определено, что возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по праву той страны, где находилось имущество в момент перехода прав собственности на него, если иное не установлено соглашением сторон (п. 1 ст. 1206 ГК РФ). Право собственности на имущество, находящееся в пути по внешнеэкономической сделке, определяется согласно законодательству страны, из которой это имущество отправлено, если иное не закреплено в импортном контракте.
Следует заметить, что вопрос перехода права собственности регулируется также нормами международного законодательства, и это является отличием внешнеэкономического контракта от любого другого договора.
Следующая важная составляющая порядка проведения импортных операцийполная импортная себестоимость товара.
Полная импортная себестоимость товара складывается из его контрактной стоимости и накладных расходов по товару, оплаченных в иностранной валюте (в основном за границей) и рублях. К накладным расходам в инвалюте относятся: перевозка, перевалка, страхование груза, хранение на складах, естественная убыль товара в пределах нормы, брокерские и комиссия - все перечисленные расходы за границей. Кроме того, на таможне Российской Федерации уплачиваются таможенные сборы в инвалюте. К накладным расходам в рублях относятся: перевозка, перевалка, хранение, естественная убыль в пределах нормы, пошлина и таможенные сборы в рублях.
Таможенная стоимость товара складывается из его контрактной стоимости и накладных расходов по товару за границей.
При взимании таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу Центрального банка РФ на дату грузовой таможенной декларации (ГТД).
Для оплаты таможенных сборов предприятие-импортер обязано заблаговременно перечислить на депозит таможни Российской Федерации соответствующую сумму в рублях и инвалюте. Денежные средства должны вноситься на депозит таможни в качестве обеспечения таможенных платежей до момента фактического пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации, но не позднее 10 календарных дней до предполагаемого дня их поступления на таможню Российской Федерации.
Таможенное оформление производится при условии предоставления в таможенные органы на каждую партию товара копии паспорта импортной сделки, ГТД и других документов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Инструкцией Центрального банка РФ установлено, что импортер обязан ввести оплаченный импортный товар на таможенную территорию Российской Федерации в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 дней со дня оплаты счета иностранного поставщика. В случае непоставки оплаченного товара импортер обязан добиться возврата переведенных за него инопоставщику инвалютных средств.
Превышение срока 180 дней, считая от даты оплаты до даты ГТД или от даты оплаты до даты возврата средств, допускается только с разрешения Центрального банка РФ. При этом оплата счета-фактуры инопоставщика разрешается только с валютного счета импортера, открытого в его банке данным банком или по поручению данного банка банком-корреспондентом. Оплата со счетов третьих банков допускается только с разрешения Центрального банка РФ.
При отсутствии инвалютных средств у импортера Российской Федерации для оплаты импорта он может приобрести инвалюту на бирже или на межбанковском валютном рынке с обязательным зачислением инвалюты на текущий валютный счет. Банк импортера может предоставить ему инвалютный кредит для оплаты импорта.
Статья 318 Таможенного кодекса РФ устанавливает основной состав таможенных платежей, уплачиваемый участниками внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ:
• таможенную пошлину;
• НДС;
• акцизы;
• сборы за выдачу лицензий таможенными органами;
• сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
• таможенные сборы за хранение товаров;
• таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
• плата за информирование и консультирование;
• плата за принятие предварительного решения;
• плата за участие в таможенных аукционах и др.
Таможенная пошлина определяет размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные — исчисляются в процентах к таможенной стоимости товара;
- специфические — исчисляются в установленном размере на единицу облагаемых товаров, веса или объема;
- комбинированные — представляют собой сочетание двух первых, с условием, что исчисленная сумма пошлины путем умножения соответствующего процента от таможенной стоимости товара не будет меньше суммы в валюте, установленной за единицу веса или объема перемещаемых товаров через таможенную территорию РФ.
Различают так же следующие виды особых пошлин:
- специальные;
- антидемпинговые;
- компенсационные.
Таможенная стоимость исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:
1. По цене сделки с ввозимыми товарами.
2. По цене сделки с идентичными товарами.
3. По цене сделки с однородными товарами.
4. Вычитание стоимости.
5. Сложение стоимости.
6. Резервный метод.
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами предусматривает, что в цену сделки включена таможенная стоимость в сумме фактически понесенных затрат по приобретению товара на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза). К такого рода затратам обычно относят затраты, понесенные при изготовлении, расходы по транспортировке от пункта их отправки грузоотправителем до таможенной территории России, затраты на брокерские услуги, кроме комиссионных расходов по закупке товаров и др.
Метод по цене сделки с идентичными товарами предполагает использование в качестве основы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными товарами, под которыми понимаются товары с одинаковыми признаками (физическими характеристиками, качеством и репутацией на рынке, страной происхождения, производителем). Подтверждением обоснованности выбранного импортером метода является Декларация таможенной стоимости (ДТС), где в обязательном порядке обосновывается, почему не может быть применен метод по цене сделки с ввозимыми товарами к данному контракту или поставке, а также указывается перечень источников информации, использованных для обоснования таможенной стоимости. Кроме того, если при применении данного метода выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, то в качестве таможенной стоимости необходимо признать самую низкую.
Суть метода оценки по цене сделки с однородными товарами состоит в том, что за основу определения таможенной стоимости импортных ценностей принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Для определения однородности используются следующие критерии: технический (наличие сходных характеристик и компонентов); функциональный (выполнение тех же функций); коммерческий (коммерческая взаимозаменяемость). Кроме того, на практике при определении однородности товаров в расчет принимаются качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения, производитель.
Метод на основе вычитания стоимости применяется, когда ввозимые товары предназначены для продажи на территории Росси без изменения своего первоначального состояния. За базу расчета таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые материальные ценности продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров. При этом из единицы товара, вычитаются: расходы на выплату комиссионных вознаграждений; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов, иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров; обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При использовании метода сложения за основу расчета таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная исходя из суммы трех компонентов: стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения российской таможенной границы и др.; прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки оцениваемых товаров в Российскую Федерацию.
Резервный метод применяется в случаях, когда рассматриваемые выше методы не могут быть обоснованно с точки зрения таможенного органа заявлены декларантом по ввозимому товару. Данный метод предполагает определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики. При этом базой для расчета будет служить один из пяти вышеописанных методов, гибкое использование которых позволяет оцените стоимость ввезенных импортных материальных ценностей.
Правила учета ввозных пошлин и таможенных сборов зависят от того, что импортирует предприятие: товары для перепродажи, материалы или основные средства.
В налоговом учете товары отражают по той цене, которую заплатили продавцу. Таможенные же пошлины и сборы относят на издержки обращения и в конце месяца полностью списывают в уменьшение налогооблагаемой прибыли (статья 820 Налогового кодекса РФ).
В бухгалтерском учете оценкой товаров значительно сложнее. Несомненное право списать все пошлины и сборы на издержки производства имеют только те фирмы, у которых закупкой товаров занимается торговою подразделение или для которых торговля является единственным видом деятельности. Такие предприятия учитывают таможенные платежи на субсчете «Коммерческие расходы по товарам» счета 44 «Расходы на продажу». Это прописано в пункте 223 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. По окончании месяца все пошлины и сборы, учтенные на счете 44, списывают в дебет субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 «Продажи» (п. 228 Методических указаний).
На производственных предприятиях, для которых торговля является далеко не первостепенным видом деятельности фирмах товары зачастую закупает подразделение, параллельно занимающееся заготовкой материалов для производственной деятельности, и в этом случае товары нужно оценивать в бухучете по тем же правилам, что и материалы (п. 222 Методических указаний). Таможенные пошлины и сборы следует включать в стоимость материалов в соответствии пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
При импорте материалов и в бухгалтерском, и в налоговом учете таможенные пошлины и сборы следует включать в их стоимость. Что позволяет пошлины и сборы по импортным материалам списать в расходы только после того, как эти материалы будут списаны на себестоимость реализованной продукции.
Таможенные пошлины и сборы по основным средствам в бухгалтерском учете следует включать в их первоначальную стоимость (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)).
Налоговый учет пошлин и сборов по основным средствам имеет ряд нюансов.
Так пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ требует включать в первоначальную стоимость основных средств все истраченное на их покупку, за исключением налогов, которые по кодексу следует относить на расходы. И так как таможенная пошлина считается федеральным налогом то, казалось бы, как и все другие налоги, ее можно не включать в стоимость импортного основного средства, а полностью списать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Однако в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 кодекса говорится лишь о тех налогах, которые начислены в соответствии с налоговым законодательством, таможенные же пошлины рассчитывают по правилам, установленным в главе 28 Таможенного кодекса РФ. Поэтому Налоговый кодекс не требует списывать ввозные пошлины на прочие расходы, и их вместе со сборами нужно включать в первоначальную стоимость основных средств, что не позволяет сразу списать на расходы всю сумму, уплаченную на таможне, ее придется погашать по мере начисления амортизации.
Если организация приобретает товары за границей Российской Федерации, то при осуществлении ввоза таких товаров на таможне нужно будет уплатить НДС.
Одной из особенностей налога на добавленную стоимость является то, что данный налог взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. В связи с этим все налогоплательщики налога на добавленную стоимость разделяются фактически на две группы:
§ плательщики налога;
§ плательщики НДС на таможне.
Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. То есть, при отнесении хозяйствующих субъектов к данной категории, необходимо руководствоваться нормами таможенного права.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно статье 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) является одним из видов таможенных платежей.
Поскольку плательщики НДС на таможне определяются по нормам таможенного права, то статьи 144 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Постановка на учет в качестве налогоплательщика» и 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» в отношении плательщиков НДС на таможне не применяются. Нормы, изложенные в названных статьях (144, 145) применяются только к категории плательщиков НДС (к организациям и индивидуальным предпринимателям).
Однако необходимо отметить, что если осуществляется ввоз товаров на территорию Российской Федерации в соответствии с перечнем товаров, содержащихся в статье 150 НК РФ, то НДС на таможне не уплачивается:
«Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
2) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации».
Нормы главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в отношении операций по импорту, содержат несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание.
Во-первых, при осуществлении операций по импорту товаров, порядок и сроки уплаты НДС несколько отличаются от обычного порядка. Так как при ввозе товаров из-за границы данный налог выступает в качестве таможенного платежа, плательщик НДС должен руководствоваться нормами таможенного права и действовать в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК РФ «Об утверждении инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (далее - Инструкция №131).
Согласно пункту 24 Инструкции №131 при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте и прибытия. В необходимых случаях, по мотивированному письменному обращению декларанта, таможенные органы могут продлить срок подачи таможенной декларации. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
Кроме того, если плательщик НДС на таможне не заплатил НДС в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню, таможенные органы вправе начислить пени. Начисление пени производится в соответствии со статьей 349 ТК РФ.
По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДС на таможне, начиная со дня, следующего за днем истечения срока уплаты, по день исполнения обязанности по уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты включительно. Пени начисляются в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченного налога, при этом применяется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки.
Во-вторых, при определении суммы налога необходимо руководствоваться статьей 160 НК РФ и положениями Инструкции №131.
«Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, и с учетом статей 150 - 152 настоящего Кодекса) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
3. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
4. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, налоговая база определяется как сумма:
стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации;
подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров»).
Таким образом, исходя из положений налогового и таможенного законодательства, при расчете НДС, который нужно заплатить на таможне, в отношении товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизами, можно использовать следующую формулу:
1. СНДС = (СТ + ПС + АС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
В том случае, если из-за границы ввозится товар, который освобожден от таможенных пошлин, но облагается акцизами, при расчете НДС будет использована формула:
2. СНДС = (СТ + AС) x Н
Если завозится товар, который облагается таможенными пошлинами, но освобожден от акцизов, то
3. СНДС = (СТ + ПТ ) x H
Если товар освобожден от уплаты таможенных пошлин и акцизов, то применяется формула:
4. СНДС = СТ x H
Третье, на что следует обратить внимание, это то, что НДС, уплаченный российским налогоплательщиком, можно принять к вычету. Это право налогоплательщика закреплено в статье 171 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 этой статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
§ товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с 21 главой НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
§ товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Таким образом, если выполняются требования налогового законодательства в отношении дальнейших операций, связанных с товарами, ввезенными на территорию России, то «входной» НДС, уплаченный на таможне, можно возместить из бюджета.
Причем в данном случае документами, подтверждающими право налогоплательщика на вычет НДС, будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) иностранного контрагента и грузовая таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченного импортером на таможне.
Таким образом, НДС можно принять к вычету в том налоговом периоде, в котором товары, приобретенные по импортной сделке, были приняты к учету покупателем. В данной ситуации отсутствует требование налогового законодательства об оплате данных товаров контрагенту, ведь импортер уплачивает НДС не поставщику, а непосредственно таможенному органу.
Четвертый момент, на который следует обратить внимание организациям, осуществляющим операции по импорту товаров, это то, что налоговое законодательство предусматривает случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, не подлежит вычету, а включается в стоимость материальных ресурсов. На это указывает пункт 2 статьи 170 НК РФ:
«2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса».
Таким образом, если при операциях по импорту, хоть одно из указанных положений имеет место, то в этом случае, НДС, уплаченный на таможне, будет учтен в стоимости импортных товаров.
Тема акцизов всегда актуальна, особенно если дело касается товаров активного потребления. Ведь повышение или понижение сборов сказывается, прежде всего, на конечном покупателе.
Подакцизный список
Согласно статье 181 Налогового кодекса это:
· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением коньячного;
· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
· прямогонный бензин;
· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
· пиво;
· табачная продукция;
· легковые автомобили и мотоциклы, мощность двигателей которых превышает 150 лошадиных сил;
· автомобильный бензин;
· дизельное топливо;
· моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей.
Если на территории Российской Федерации производитель реализует подакцизные товары, то такая деятельность становится объектом налогообложения в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что передача прав собственности на такие товары от одного лица другому, а также их использование, являются реализацией подакцизных товаров. При этом не важно, как это делается — на возмездной или безвозмездной основе.
Подлежит обложению акцизом передача произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных. Например, если организация передает внутри собственной структуры от одних подразделений другим, произведенный ею же спиртосодержащий раствор краски для дальнейшего производства неподакцизных товаров (полиэтиленовых пакетов), у нее в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ возникает объект налогообложения по акцизам. В связи с этим организация обязана по данной операции начислить и уплатить акциз в установленном законодательством порядке.
Если компания передает произведенные подакцизные товары для собственных нужд, то она тоже является плательщиком акциза. Данное правило действует и в том случае, когда осуществляется передача товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, и в качестве взноса по договору простого товарищества или договору о совместной деятельности.
Данная выплата касается и некоторых других операций, которые перечислены в статье 182 НК РФ. Здесь имеет смысл подробнее остановиться на таком вопросе, как ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Существуют и операции, которые освобождены от уплаты акцизов. Рассмотрим их подробнее.
Так, от налогообложения освобождается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации для производства иных подакцизных товаров.
Также не подлежит обложению акцизом реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Это же относится и к ввозу подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части российской территории. Отметим, что освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса РФ.
К аналогичным действиям относится первичная реализация или передача конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, равно как и продукции, от которой отказались в пользу государства и которая подлежит обращению в государственную и муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожение.
Но следует помнить, что эти операции не подлежат налогообложению только при наличии и ведении отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Кроме того, от налогообложения освобождается ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Налоговая база по акцизам определяется как сумма таможенной стоимости подакцизных товаров <