Раскройте классификацию основных средств. Перечислите и охарактеризуйте виды оценки основных средств.

В основу методики и организации учёта, контроля и планирования основ­ных средств в организациях положена их научно обоснованная классифика­ция. Министерством статистики и анализа Республики Беларусь установлена единая классификация основных средств, которая применяется в учёте для группировки средств труда по следующим признакам:

1. По отраслям народного хозяйства;

2. По функциональному назначению;

3. По натурально-вещественному составу;

4. По степени использования;

5. По принадлежности.

В зависимости от вида деятельности организации основные средства от­носятся к определенным отраслям. В соответствии с данной классификацией основные средства подразделяются по 19 отраслям:

- Промышленность; Строительство; Сельское хозяйство; Лесное хозяйство; Транспорт; Связь; Заготовки; Материально-техническое снабжение и сбыт; Торговля и общественное питание; Прочие отрасли материального производства; Жилищное хозяйство; Коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; Здравоохранение; Просвещение и подготовка кадров; Наука и научное обслуживание; Искусство; Кредитование и государственное страхование; Управление; Профсоюзные и другие общественные организации.

Такая группировка позволяет получить информацию о стоимости основ­ных средств в каждой отрасли и обоснованно планировать их развитие.

По функциональному назначению основные средства подразделяются на:

1. промышленно-производственные,

2. производственные других отраслей нацио­нальной экономики;

3. непроизводственные.

К промышленно-производственным относятся основные средства, непосредственно участвующие в произ­водственном процессе, при помощи которых рабочими или средствами авто­матики осуществляется воздействие на предметы труда при изготовлении про­дукции (системы машин, комплексы технологического оборудования, инстру­менты и т.п.) или которые создают необходимые материальные условия для осуществления производства (здания, сооружения, передаточные устройства и т.п.).

К производственным основным средствам в торговле и обществен­ном питании относятся здания складов, магазинов, столовых, кафе, рестора­нов, торгово-технологическое, подъемно-транспортное оборудование и дру­гие объекты основных средств, непосредственно обслуживающие процессы производства пищи и реализации товаров и собственной продукции.

К непроизводственным основным средствам относятся объекты жилищ­но-коммунального и культурного назначения, бытового обслуживания, здра­воохранения, просвещения и т.п.

По натурально-вещественному составу производственные основные средства учитываются следующими группами:

1. Здания. К ним относятся архитектурно-строительные объекты, создаю­щие условия для труда и хранения товарно-материальных ценностей. В торгов­ле и общественном питании в эту группу входят здания баз, складов, магази­нов, столовых, кафе, ресторанов, административно-хозяйственного назначе­ния и др.

2. Сооружения. Они включают инженерно-строительные объекты для осу­ществления процесса производства путем выполнения тех или иных техничес­ких функций, не связанных с изменением предметов труда. В эту группу входят шахты, насосные станции, водонапорные башни, мосты, эстакады, подъездные железнодорожные пути, подвесные и автомобильные дороги и т.п.

3. Передаточные устройства. К ним относятся инженерно-технические объекты, которые предназначены для передачи электрической, тепловой или механической энергии к рабочим машинам, а также для передачи жидких и газообразующих веществ от одного инвентарного объекта основных средств к другому.

4. Машины и оборудование. Эта группа включает средства труда, прини­мающие участие в производственно-торговом процессе и воздействующие непосредственно на предметы труда.

5. Транспортные средства. К ним относятся подвижной состав железно­дорожного, автомобильного и других видов транспорта для транспортировки пассажиров, товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и др.

6. Инструменты. В данную группу входят инструменты: бурильные и отбойные молотки, пистолеты-распылители и т.д.

7. Производственный и хозяйственный инвентарь и принад­лежности. К ним относятся хозяйственный и торговый инвентарь и другие предметы труда, обес­печивающие выполнение производственных, торговых и других операций, со­хранность товарно-материальных ценностей: контейнеры для складирования и хранения товаров, мебель, ковры и ковровые дорожки, стеллажи, сейфы и шкафы металлические, компьютеры, палатки, используемые для выездной торговли и т.п.

8. Рабочий и продуктивный скот.

9. Многолетние насаждения.

10. Капитальные затраты по улучшению земель.

11. Прочие основные средства. К ним относятся библиотечные фонды, капитальные затраты в арендованные основные средства и другие средства труда, не вошедшие в предыдущие группы.

Классификация основных средств по натурально-вещественному составу положена в основу их аналитического учёта.

По использованию в производственном и торговом процессах различа­ют:

- действующие основные средства;

- основные средства, находящиеся в запасе;

- бездействующие основные средст­ва.

Такое деление необходимо для получения информации о загрузке и эф­фективности использования основных средств, а также для правильного рас­чета их износа (для включения износа основных средств в издержки производ­ства и обращения). К действующим относятся основные средства, использу­емые в производственно-торговой и другой деятельности организаций. Нахо­дящиеся в запасе основные средства предназначены для замены выбываю­щих объектов основных средств. Бездействующие – это основные средства, которые по различным причинам не используются в хозяйственной и другой деятельности организаций (например, находятся на реконструкции, консерва­ции и т.п.).

По характеру участия в основной деятельности организации и спосо­бу перенесения своей стоимости на издержки производства и обращения ос­новные средства подразделяются на активные и пассивные. Активные основ­ные средства включают машины, оборудование, транспортные средства и т.п. Активное участие этой группы основных средств может быть измерено количеством часов их работы, объемом выполненных работ. Пассивная часть основных средств представлена зданиями, сооружениями, передаточными устройствами.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства принадлежат данной организации, а арендованные являются собственностью других организаций и в соответствии с договором аренды используются в данной организации.

Для правильного учёта основных средств большое значение имеет их оцен­ка. Различают четыре вида оценки основных средств: первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства; переоцененная стоимость – стоимость основного средства после его переоценки; остаточная стоимость – разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения; текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

В условиях инфляции по решению правительства периодически прово­дится переоценка основных средств, позволяющая устранить несоответствие первоначальной стоимости основных средств, приобретенных ранее, совре­менным ценам. В нашей стране переоценка основных средств обычно проводится один раз в год в соответствии с приказом Министерства статистики и анализа Республи­ки Беларусь с применением альтернативных методов их переоценки:

- индексацией первоначальной (восстановительной) стоимости путем при­менения коэффициентов переоценки;

- прямым пересчетом первоначальной (восстановительной) стоимости по сложившимся рыночным ценам на определенные виды основных средств по состоянию на 1 января соответствующего года.

33. Охарактеризуйте документальное оформление и учёт поступления основных средств в организации.

Документальное оформление и методика учёта поступления основных средств во многом зависят от условий их приобретения и источников поступ­ления. Основные средства могут поступать в организации торговли и об­щественного питания в результате:

- произведенных капитальных вложений (строительство объектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, а также приобретение за плату у юридических и физических лиц);

- безвозмездного поступления (в том числе в порядке благотворительной помощи);

- внесения в качестве вклада в уставный капитал;

- получения в обмен на другое имущество;

- получения в аренду;

- оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентари­зации;

- получения в иных случаях, установленных законодательством.

Приемка в эксплуатацию основных средств в торговых организациях, как правило, осуществляется постоянно действующей комиссией, которая назна­чается приказом (распоряжением) руководителя хозяйствующего субъекта. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инже­нера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного под­разделения организации, которому передаются в эксплуатацию основные сред­ства. На принятые в эксплуатацию объекты основных средств комиссия со­ставляет акт (накладную) приемки-передачи (внутреннего перемещения) ос­новных средств.

Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основ­ных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В нем дается подробная характеристика объекта, источник приобре­тения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуа­тации и учёта основных средств. К акту приемки-передачи основных средств прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к принимаемому объекту (паспорта, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплу­атации основных средств. Полностью оформленный акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств вместе с приложенной техни­ческой документацией передается на утверждение руководителю организации, а затем - в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает инвентарные карточки. Инвентар­ные карточки составляются в одном экземпляре. В них указываются: наимено­вание объекта, его краткая характеристика, первоначальная стоимость, норма амортизационных отчислений (износа), предприятие-изготовитель, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и другие индивидуальные характеристики объекта. Инвентар­ные карточки хранятся в бухгалтерии.

Инвентарный номер присваивается каждому инвентарному объекту основных средств. Инвентарный номер сохраняется за объектом основных средств весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера обозначают прикреплением металлического жетона или нанесением несмываемой краской на объекты основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств в организации оформля­ется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) в двух экземплярах работником подразделения, которое передает ос­новные средства. Первый экземпляр накладной с распиской получателя пе­редается в бухгалтерию, а второй остается в подразделении организации, передавшем основные средства. На основании данных первого экземпляра накладной бухгалтерия торговой организации делает запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения объекта. По данным второго экземпляра накладной сдатчиком делаются отметки в инвен­тарном списке о выбытии объекта. При перемещении основных средств внутри организации, ремонте и выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Основанием для этого служат данные документов о перемещении, ремонте, ликвида­ции основных средств.

Инвентарные карточки хранятся по классификационным группам ос­новных средств, а внутри каждой группы по местам их нахождения и ви­дам. Это позволяет легко установить наличие основных средств по каж­дой группе и местам их нахождения. При выбытии основных средств ин­вентарные карточки из картотеки изымаются.

Организации, имеющие небольшое количество объектов основных средств, могут вести их пообъектный учёт в инвентарной книге (форма № ОС-11). Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения.

Для обеспечения контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в специальной "Описи инвентарных карточек по учёту ос­новных средств" (форма № ОС-10), составляемой в одном экземпляре. В ней указываются наименование основных средств, их назначение, инвен­тарный номер и номер карточки по каждому объекту, а также делаются отметки об их выбытии. Описи инвентарных карточек ведутся в разрезе классификационных групп основных средств. Организации, учитываю­щие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.

Синтетический учёт основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, ведется на счете 01 «Основные средства». Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении собственных основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации. Счет 01 «Основные средства» явля­ется активным. Синтетический учёт собственных основных средств на этом счете ведется по первоначальной (восстановительной) стоимости в течение всего срока их эксплуатации. По дебету счета отражаются оприходование и дооценка основных средств; по кредиту - списание выбывших и ликвиди­рованных основных средств, их уценка. Дебетовое сальдо по счету 01 «Ос­новные средства» показывает стоимость собственных основных средств организации на отчетную дату.

Амортизацию основных средств учитывают на регулирующем счете 02 «Амортизация основных средств». По кредиту этого счета отражается сумма начисленной амортизации, а также амортизация по вновь поступившим основным средствам, бывшим ранее в эксплуатации. По дебету счета списывается амортизация, относящаяся к выбывшим основным средствам.

Все затраты торговой организации на строительство и приобретение основных средств вначале концентрируются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Аналитический учёт поступления основных средств ведется по каждой операции поступления объектов

Поступление основных средств: - полученных за плату от поставщиков - созданных в организации - поступивших от учредителей в счет их вклада в капитал     02,07,10,70,69,76 и др.
Введение в эксплуатацию поступивших основных средств
Отражение в учёте излишков основных средств, выявленных при инвентаризации (по рыночной стоимости)

34. Охарактеризуйте документальное оформление и учёт выбытия основных средств на предприятиях.

Методика документального оформления и отражения в бухгалтерском учёте выбытия основных средств зависит от причины выбытия. Чаще всего основные средства выбывают по следующим причинам:

- при их реализации юридическим и физическим лицам;

- при безвозмездной передаче основных средств другим организациям и лицам;

- при их внесении в качестве взноса в уставный капитал других организаций;

- вследствие физического износа;

- частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления;

- при выявлении недостачи основных средств в результате проведенной ин­вентаризации и т.д.

Организации имеют право про­дать другим юридическим и физическим лицам ненужные основные средст­ва. Продажная стоимость основных средств согласуется собственником с по­купателем. Она зависит от остаточной стоимости продаваемого объекта, его физического износа, спроса и предложения на рынке на анало­гичные основные средства. Цена, по которой организация реализует основ­ные средства, может быть на уровне остаточной стоимости, выше или ниже ее.

При продаже основных средств между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, на основании которого материально ответственное лицо выписывает товарно-транспортную накладную. В товарно-транспортной накладной указывают необходимые дан­ные по основным средствам (наименование объекта, первоначальную сто­имость, сумму начисленной амортизации, отпускную цену и т.п.). К накладной прилагается необходимая техническая документация на основные средства. На реализуе­мый объект основных средств комиссия в составе представителей администрации организации, материально-ответственного лица составляет «Акт приемки-передачи основных средств» (форма № ОС-1) в двух экземплярах (для сдающей и принимающей стороны).

Если основные средства пришли в негодность и реализовать либо пере­дать безвозмездно другому субъекту хозяйствования невозможно, то они под­лежат списанию и ликвидации. Ликвидацией называется выбытие основных средств вследствие их физического износа, ветхости, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением организации и по другим причинам. Ликвидация связана с разборкой (демон­тажем) оборудования, транспортных средств, перевозкой ликвидированных основных средств, очисткой территории и т.п.

Для списания пришедших в негодность основных средств создается комиссия, которая производит оценку пригодности объектов к даль­нейшему использованию, возможности и целесообразности восстановления основных средств. На многих организациях приемку и списание основных средств осуществляет одна и та же комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет «Акт ликвидации основных средств» (фор­ма № ОС-4) в двух экземплярах. В нем указываются: наименование объекта основных средств, год изготовления или постройки, дата поступления в организацию и ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, причины выбытия.

Безвозмездная передача объектов основных средств в собственность другого юридического или физического лица или в обмен на другие объекты оформляется договором и «Актом приемки-передачи основных средств» (форма № ОС-1).

Списание основных средств при недостачах и хищениях оформляется актом о недостачах и хищениях (акты о недостачах и хищениях составляются с участием представителей органов милиции).

Все акты на выбытие основных средств подписываются членами комиссии, главным бухгалтером, утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии на основании актов делаются соответствующие отметки в инвентарных карточках. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются записи в описи инвентарных карточек и инвентарных списках объектов основных средств.

Для отражения в учёте выбытия основных средств предназначен активно-пассивный синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражается остаточная стоимость выбывших ос­новных средств, расходы, связанные с их выбытием, а также сумма НДС начисленного при выбытии основных средств; по кредиту - суммы выручки от реализации основных средств, стоимость материальных ценностей, полученных в связи со списанием объектов основных средств.

К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты следующие субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Налог на добавленную стоимость»;

91-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов»;

91-4 «Прочие расходы»;

91-5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Записи по счету 91 производятся накопительно в течение отчетного периода. Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 91 определяют сальдо прочих доходов и расходов (финансовый результат от выбытия основных средств) за отчетный период.

Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 91/5 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль, полученная от выбытия основных средств, отражается бухгалтерской записью: Дт 91/5 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кт 99 «Прибыли и убытки».

Полученный убыток от выбытия основных средств отражается обратной проводкой: Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91/5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.

Аналитический учёт выбытия основных средств ведется по каждой операции реализации, списания и прочего выбытия объектов основных средств.

Выбытие основных средств в результате их реализации:    
  списывается сумма начисленной амортизации
  отражается остаточная стоимость 91/4
  отражаются расходы, связанные с реализацией основных средств 91/4 10,60,70,69, 76 и др.
  отражается передача основных средств покупателю по договорной цене 91/1
  поступили денежные средства от покупателя
Выбытие основных средств в результате ликвидации:    
  списывается сумма начисленной амортизации
  отражается остаточная стоимость 91/4
  отражаются расходы, связанные с ликвидацией основных средств 91/4 60,70,69,76, и др.
  отражается стоимость полученных в результате ликвидации материалов 91/1
Выбытие основных средств в результате безвозмездной передачи:    
  списывается сумма начисленной амортизации
  отражается остаточная стоимость 91/2
  отражаются расходы, связанные с безвозмездной передачей основных средств 91/2 10,60,70,69, 76 и др.
Выбытие основных средств в результате их недостачи:    
  списывается сумма начисленной амортизации
  отражается остаточная стоимость
  отнесена недостача на виновное лицо 73/2
  списывается недостача на финансовые результаты 91/4
Начислен НДС в бюджет при выбытии основных средств 91/2
Отражен финансовый результат от выбытия основных средств:    
  - прибыль 91/5
  - убыток 91/5

Наши рекомендации