Оценка материально-производственных запасов

Материальные запасы принимаются к учету по фактиче­ской себестоимости, которая исчисляется в зависимости от спо­соба приобретения (получения) данного имущества.

При приобретении материалов за плату у других организа­ций их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стои­мость. Фактические затраты могут включать2:

· суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с догово­ром;

· суммы уплачиваемые другим организациям за информаци­онно-консультативные услуги, связанные с приобретением запасов;

· таможенные пошлины и иные платежи; невозмещенные на­логи, уплачиваемые в связи с поступлением каждой едини­цы запасов (например, налог с продаж);

· вознаграждения, уплачиваемые посредническим организа­циям;

· затраты по заготовлению и доставке материально-производ­ственных запасов до места их использования, включая рас­ходы по страхованию грузов;

· иные затраты на приобретение материально-производствен­ных запасов.

При изготовлении различных видов материальных запасов собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на производство со­ответствующего вида продукции согласно действующему по­рядку формирования себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вкла­да в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями.

При безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет органи­зацией-получателем. При приобретении материалов в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) их фактиче­ская себестоимость определяется исходя из стоимости обме­ниваемого имущества по балансу организации на момент об­мена.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов орга­низации не подлежит изменению, кроме случаев, предусмот­ренных законодательством РФ и Положением ПБУ 5/01.

Материальные ресурсы, не принадлежащие данной ор­ганизации, но временно находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником (например, давальческое сы­рье), показываются на забалансовых счетах в оценке по до­говору.

При приобретении запасов за иностранную валюту про­изводится пересчет их стоимости в рубли по курсу Цен­трального банка России на дату принятия ценностей к бух­галтерскому учету организацией-получателем в соответст­вии с договором.

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая опре­деляется самой организацией по сложившемуся уровню по­купных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или сред­невзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец от­четного периода по отдельным видам запасов. В том и дру­гом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отра­жается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии они могут оцениваться:

· по себестоимости каждой единицы;

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

· по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

По себестоимости каждой единицы оценивают МПЗ, используе­мые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драго­ценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости едини­цы запаса:

· включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

· включая только стоимость запаса по договорной цене.

Применение второго (упрощенного) варианта допускается при не­
возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на
себестоимость (например, при централизованной поставке материалов). В этом случае разница между фактической себестоимостью приобретенных запасов и их стоимостью по договорным ценам распределяется пропорционально стоимости отпущенных материалов по договорным ценам.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себе­стоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступив­шим запасам в течение месяца.

В тече­ние отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производ­ство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости ма­териальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на при­ход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают ма­териалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыду­щей и т.д.

Применение методов ФИФО и ЛИФО при оценке материалов ориентирует на организацию аналитического учета по отдель­ным партиям, а не только по видам материалов. Оценить израс­ходованные материалы можно расчетным путем по формуле:

Р = Он + П - Ок,

где Р - стоимость израсходованных материалов;

Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков мате­риалов;

П - поступление за месяц.

Оценка МПЗ на конец отчетного периода производится в зависи­мости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

1.1 Учет поступления и документальное оформление производственных запасов

Формы первичной документации для учета материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». К ним, в частности, относятся3:

Номер унифицированной формы Наименование формы
По учету материалов
М-2 Доверенность
М-2а Доверенность
М-4 Приходный ордер
М-7 Акт о приемке материалов
М-8 Лимитно-заборная карта
М-11 Требование-накладная
М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону
М-17 Карточка учета материалов
М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений
По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов
МБ-2 Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов
МБ-4 Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов
МБ-7 Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений
МБ-8 Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Документами по учету материально-производственных за­пасов являются:

· Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) - применяется для
оформления права должностного лица выступать в качест­ве доверенного лица организации при получении матери­альных ценностей от поставщика. Доверенность составля­ется в одном экземпляре бухгалтерией организации и вы­дается под расписку получателю. Срок действия доверен­ностей, как правило, не может превышать 15 дней; в ис­ключительных случаях она может выдаваться на кален­дарный месяц.

· Приходный ордер (ф. № М-4) - используется для учета мате­риалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре матери­ально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое коли­чество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерован­ном виде.

• Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для
оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт яв­ляется юридическим основанием для предъявления пре­тензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя постав­щика или представителя незаинтересованной организа­ции. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передаете бухгалтерию для учета движения материальных ценно­стей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для на­правления претензионного письма поставщику.

• Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) нужна для учета отпус­ка со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определя­ется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с
учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного
периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объе­мах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу. Лимит­но-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использо­вания лимита.

• Требование-накладная (ф. № М-11) применяется для учета
движения материальных ценностей внутри организации, их
отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при
продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей при­нимающей стороной (складом, цехом).

• Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15)
используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других доку­ментов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценно­стей, заполненной в установленном порядке. Первый экземп­ляр передается на склад в качестве основания для отпуска мате­риалов, второй - получателю.

· Карточка учета материалов (ф. № М-17) служит для учета
движения материалов на складе по каждому сорту, виду, раз­меру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответст­венное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

· Акт об оприходовании материальных ценностей, получен­ных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) применяется для учета материальных ценностей, получен­ных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликви­дации соответствующих объектов.

Наши рекомендации