Нормативно-правовая база, регулирующая трудовые отношения
Методика учета расчета с персоналом по оплате труда регулируется нормативной правовой базой, которую можно представить в следующем иерархическом порядке:
Первый уровень –Указы Президента, другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики.
Второй уровень представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденные Министерством финансов и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и анализа.
Третий уровень включает указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета и анализа соответствующих объектов.
К четвертому уровню относятся рабочие инструкции, приказы и распоряжения, по учету соответствующих операций, объектов и разделов учета непосредственно в организации.
Первый уровень включает:
Закон от 12.07.2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Налоговый кодекс принят палатой представителей 15.11.2002 года, одобрен Советом республики 02 декабря 2002 года с изменениями от 30.12.2014 года № 224-З устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения.
Трудовой Кодекс от 26.07.1999 № 296-З с изменениями и дополнениями в Законе от 15.07.2015 г. № 305-З, который определяет основные термины и категории законодательства о труде.
Второй уровень содержит следующие нормативные правовые акты:
Постановление Министерства финансов № 80 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных ценах, ошибки» определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации при изменении учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» с изменениями и дополнениями в Постановлении Министерства финансов от 20.12.2012 г. № 77 – введен в действие Типовой план счетов, который предназначен для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Третий уровень представлен следующими документами:
Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерством труда и социальной защиты № 123 от 20.09.2002 г. – определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников.
К четвертому уровню относятся разработанные в ОАО «Торгмаш»:
Устав ОАО «Торгмаш»;
Положение по учетной политике на 2015 год, в котором содержатся общие положения, методические аспекты учетной политики, организационно-технический аспект организации бухгалтерского учета ;
Рабочий план счетов, который разработан и утвержден на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и в котором предусмотрены синтетические счета и субсчета, применяемые в ОАО «Торгмаш» ;
Должностные инструкции работников бухгалтерии;
График документооборота, на основании которого происходит движение документов между подразделениями организации ;
Коллективный договор ОАО «Торгмаш».
Таким образом, учет расчетов с персоналом по оплате труда ОАО «Торгмаш» ведется в соответствии с законодательством ,а также локальными нормативными документами, разработанными в организации. Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета, необходимо приложить значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.