Типовые операции по учету заготовления материалов

На счете 10 «Материалы»

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
Отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика
Учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации) 60 (76)
Отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации)
Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации (на основании счета-фактуры посредника)

УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспорт-но-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле:

Типовые операции по учету заготовления материалов - student2.ru

где УЦн – стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;

УЦп – стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на вы-бывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности, по учетным ценам в корреспонденции: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10ДЗР.

Если организация использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма отклонения фактической себестоимости от учетной цены учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Пример расчета сумм и процента транспортно-заготовительных расходов материалов Счет 10, субсчет 1

Содержание операций Оценка материалов ТЗР (отклонение)
по учетным ценам по фактической себестоимости Фактическая себестоимость – договорная цена
Остаток на начало месяца 30 000 31 000
Поступило за отчетный месяц 26 750 28 120
Итого поступило с остатком 56 750 59 120
Процент транспортно-заготовительных расходов     2370 : 56 750 х 100 = 4%
Израсходовано в отчетном месяце: на изготовление продукции на ремонт здания цеха на общехозяйст­венные нужды   19 600     19 600 + 784 = = 20 384 8270 + 331 = = 8601 4640 + 186 = = 4826 19 600x4% = = 784 8270 х 4% = = 331 4640 х 4% = = 186
Итого расход 32 510 33 811
Остаток на конец месяца 24 240 25 309

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ

Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.

Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным но-мерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомости учета остатков материалов (сальдовые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. Поданным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличи­тельные) составляются на машинах.

Основным регистром аналитического учета движения материалов в бухгалтерии является ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выраже­нии)».

Ведомость состоит из трех разделов:

1) «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

2) «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам) – по учетным ценам и фактической себестоимости»;

3) «Расход и остаток на конец месяца (по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе учетных групп материалов)».

Ведомость № 10 позволяет осуществлять:

- контроль сохранности материалов по местам их хранения;

- учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам и фактической себестоимости);

- учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сдачи документов, ведомостей по движению материалов, производственных отчетов цехов, требований-накладных.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организа­циями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.

Поставщики одновременно с отгрузкой выписывают покупателю расчетные доку­менты (платежное требование, счет-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитан­цию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы поступают в от­дел маркетинга покупателя. Там проверяют правильность их заполнения, соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), акцептуют их, т. е. дают согласие на оплату.

После регистрации платежные документы получают внутренний номер и переда­ются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные переда­ются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается

к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу поставщика.

При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, экспе­дитор при приемке груза в транс-портной организации может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный.

Сальдо кредитовое на счете 60 свидетельствует о суммах задолженности предприя­тия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным постав­кам:

- оборот по кредиту – суммы акцептованных счетов поставщиков за отчетный ме­сяц;

- оборот по дебету – суммы оплаченных счетов поставщиков.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Ана­литический учет в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, акта приемки. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется он на основании акцептованных платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приеме материалов, выписок банка.

Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценно­стей – общей суммой, а по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (ос­новные, вспомогательные, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов о приемке материалов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Суммы недостач, выявленных при приемке материальных ценностей, относятся в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается в журнале-ордере № 6 в корреспонденции: Д-т 76/2 К-т 60.

Организации пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получе­ния оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.

Наши рекомендации