Расходы на ремонт основных средств
а) Период включения в состав расходов затрат на ремонт
С 2002 г. для некоторых организаций действуют ограничения по размеру расходов на ремонт, которые единовременно можно включить в состав расходов для целей налогообложения.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактически произведенных затрат в отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены, только организациями следующих отраслей:
промышленности;
агропромышленного комплекса;
лесного хозяйства;
транспорта и связи;
строительства;
геологии и разведки недр;
геодезической и гидрометеорологической служб;
жилищно-коммунального хозяйства.
Все другие организации могут включить в расходы отчетного (налогового) периода затраты на ремонт в размере, не превышающем 10% совокупной первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств на начало текущего кварталах». У таких организаций порядок включения в состав расходов, связанных с производством и реализацией, затрат на ремонт, произведенных в отчетном (налоговом) периоде и превышающих установленный лимит в 10%, будет зависеть от принадлежности ремонтируемых основных средств к определенной амортизационной группе.
Так, для основных средств, входящих в 1 — 3 амортизационные группы (срок полезного использования до 5 лет включительно) данные сверхнормативные расходы будут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение оставшегося срока их полезного использования начиная с года, следующего за годом, в котором расходы на ремонт фактически были произведены.
Для основных средств из состава 4 — 10 амортизационных групп (срок полезного использования более 5 лет) расходы на ремонт сверх установленного лимита будут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение 5 лет, но не более оставшегося срока полезного использования отремонтированного объекта ОС начиная с года, следующего за годом, в котором расходы на ремонт фактически были произведены. Если сумма фактических расходов на ремонт превышает установленный норматив, то разница между фактической суммой расходов на ремонт и нормативной группируется по расходам на ремонт основных средств из состава разных амортизационных групп. Расходы распределяются по ремонтируемым основным средствам в соответствии с данными первичных документов, если на их основании можно определить, к какой конкретно группе основных средств относятся расходы на ремонт. Если сумму расходов на ремонт невозможно распределить на основании данных первичных учетных документов, сумма расходов на ремонт основных средств, относящихся к той или иной амортизационной группе, определяется исходя из доли стоимости основных средств, включенных в состав соответствующей амортизационной группы, в общей стоимости основных средств. Описанный выше порядок признания расходов на ремонт для целей налогообложения применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если по условиям договора аренды возмещение произведенных расходов арендодателем не предусмотрено. При расчете норматива в совокупную стоимость основных средств налогоплательщики — арендаторы основных средств смогут включать стоимость отремонтированных арендованных основных средств, указанную в актах приемки-передачи основных средств в аренду.
Арендатор может осуществлять ремонт арендуемых основных средств, в том числе входящих в 1 — 3 амортизационные группы. При этом сумма расходов на ремонт арендуемого основного средства может превысить сумму норматива в 10% от совокупной стоимости основных средств. Тогда сумму превышения придется включать равномерно в состав прочих расходов в последующие налоговые периоды в течение оставшегося срока полезного использования отремонтированного основного средства. При этом Налоговый кодекс прямо не указывает, какой срок полезного использования (определенный арендатором или арендодателем) должен использоваться. Так как амортизируемым может быть только то имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, то применяться в данной ситуации должен срок полезного использования, определенный арендодателем. Поэтому в акте приемки-передачи основных средств в аренду целесообразно указать их срок полезного использования, определенный арендодателем.