Учет материальных запасов на складах и в бухгалтерии.
Для обеспечения сохранности продукции и прочих товарно-материальных ценностей на сельскохозяйственных предприятиях организуется складское хозяйство.
На всех складах, в кладовых и других местах хранения учет движения материальных ценностей ведут на карточках складского учета материалов, которые выдают материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек. На складе карточки хранятся в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы — по номенклатурным номерам. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер продукции и материалов.
На складах и в кладовых с небольшой номенклатурой материалов и продукции вместо карточек допускается ведение книги складского учета, имеющей те же реквизиты, что и карточки. До передачи книги на склад все страницы в ней должны быть пронумерованы, о чем делают соответствующую запись на последней странице книги.
Записи в книге (карточках) складского учета должны вестись только на основании документов. Без правильно оформленных документов на оприходование или выдачу продукции кладовщик (заведующий складом) не имеет права принимать или отпускать продукцию. Кладовщик должен иметь у себя образцы подписей тех лиц, которые уполномочены распоряжаться материальными ценностями в хозяйстве. После каждой записи о поступлении или расходовании материалов или продуктов на счетах в книге (карточках) складского учета выводят остаток. Записи в книге (карточках) производят строго по каждому документу; объединение нескольких документов в одну запись не допускается.
В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в книге (карточках) складского учета материально ответственные лица составляют отчет о движении материальных ценностей, а по нефтепродуктам — отчет о движении горючего и смазочных материалов. К отчету прилагают все первичные документы за месяц. Отчеты составляют материально ответственные лица обычно в натуральных измерителях; оценку отраженных в отчете материальных ценностей производят в бухгалтерии. Отчеты о движении материальных ценностей составляют в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера в приемке возвращается кладовщику после сверки его данных с документами.
Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии:
1. В бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.
2. Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.
3. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.