Порядок открытия и ведения операций по банковским счетам.
Открытие, ведение и закрытие банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан
регулируется Правилами открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан. Открытие счета в банке возможно только при предоставлении свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства об учетной регистрации филиала и представительства.
Банковские счета могут открываться и вестись как в тенге, так и в иностранной валюте и подразделяются на текущие, сберегательные счета, карт-счета и корреспондентские счета.
Порядок открытия текущих счетов и карт-счетов по договору банковского счета
При открытии текущего или карт-счета по договору банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе (выдаче) клиенту или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором банковского счета.
Договор банковского счета должен содержать следующее:
1) предмет договора;
2) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии банковского счета не требуется;
3) порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке;
4) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.
В договоре банковского счета могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.
Для открытия банковского счета клиенту необходимо представить:
для юридических лиц:
1) документ с образцами подписей и оттиска печати; 2) копию документа, выданного органом налоговой службы, подтверждающего факт постановки клиента на регистрационный учет ;
3) копию статистической карточки;
4) копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);
5) нотариально удостоверенную копию устава либо документа, подтверждающего факт деятельности клиента на основании типового устава;
6) копию документа (-ов), удостоверяющего (-их) личность лица (лиц), уполномоченного (-ых) подписывать платежные документы при совершении операций, связанных с ведением банковского счета клиента (распоряжением деньгами на банковском счете) в соответствии с документом с образцами подписей и оттиска печати ;
для индивидуальных предпринимателей
1) документ с образцом подписи;
2) копию документа, выданного органом налоговой службы, подтверждающего факт постановки клиента на регистрационный учет;
3) документ, удостоверяющий личность;
Порядок открытия сберегательных счетов по договору банковского вклада
При открытии сберегательного счета по договору банковского вклада банк обязуется принимать от вкладчика деньги (вклад), выплачивать по ним вознаграждение в размере и порядке, предусмотренными договором банковского вклада, и возвратить вклад на условиях и в порядке, предусмотренных для вклада данного вида законодательными актами и договором банковского вклада. При открытии сберегательного счета по договору банковского вклада деньги (вклад) могут быть внесены на имя самого вкладчика, либо на имя определенного третьего лица, которые в дальнейшем будут являться клиентами банка.
Договор банковского вклада должен содержать следующее:
1) предмет договора;
2) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии сберегательного счета не требуется;
3) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.
В договоре могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
В договоре банковского вклада должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством.
Для открытия сберегательного счета вкладчику-клиенту необходимо представить:
1) для вкладчиков - юридических лиц-резидентов Республики Казахстан и их обособленных подразделений (филиалов и представительств):
документ с образцами подписей и оттиска печати;
копию документа, выданного органом налоговой службы, подтверждающего факт постановки клиента на налоговый учет;
копию статистической карточки;
копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);
для индивидуальных предпринимателей
1) документ с образцом подписи;
2) копию документа, выданного органом налоговой службы, подтверждающего факт
постановки клиента на налоговый учет;
3) для индивидуальных предпринимателей - копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);
4) документ, удостоверяющий личность;
В случае открытия клиентом нескольких счетов в одном банке (его филиалах и подразделениях), банк вправе не требовать повторного представления клиентом документов, предусмотренных для открытия счета (за исключением документа с образцами подписей и оттиска печати - для клиентов - юридических лиц и документа, удостоверяющего личность - для клиентов - физических лиц) в одном из следующих случаев:
1) если клиент открывает банковский счет в том же банке (филиале, подразделении), в котором открыт первый счет;
2) либо если имеется подтверждение банка (филиала, подразделения), в котором клиенту открыт первый счет, о наличии полного пакета документов, необходимых для открытия банковского счета в соответствии с настоящими Правилами.
Допускается открытие нескольких банковских счетов клиента-юридического лица в одном банке (филиале, подразделении) на основании одного документа с образцами подписей и оттиска печати
при наличии в банке других документов, предусмотренных настоящими Правилами для открытия банковского счета, а также выполнении следующих условий:
1) банк (филиал, подразделение) располагает необходимым программным обеспечением по формированию дела по каждому клиенту в электронном виде (далее - электронное досье) и информацией о наличии банковского счета в банке (филиале, подразделении);
2) отсутствие изменений в электронном досье клиента на момент открытия банковского счета.
Порядок подтверждения банком (филиалом, подразделением) о наличии у клиента полного пакета документов в другом филиале (подразделении) данного банка, в котором у клиента был открыт первый счет, в том числе путем передачи имеющихся документов в электронном виде, определяется банком самостоятельно.
В зависимости от видов открываемых счетов и правосубъектности клиента банк вправе потребовать представления дополнительных документов, если это прямо установлено законодательством Республики Казахстан или банком.
Доверенность на право совершения операций в банке оформляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан, и должна содержать наименование банка, в котором открыт банковский счет доверителя. Представленные клиентом для открытия счета документы, за исключением оригинала документа, удостоверяющего личность клиента (свидетельства о рождении несовершеннолетнего клиента), должны подшиваться и храниться в банке в специально заведенном деле по каждому клиенту вместе с оригиналом договора и ксерокопией документа, удостоверяющего личность клиента (свидетельства о рождении несовершеннолетнего клиента) . В специально заведенном деле по каждому клиенту подшивается и хранится также копия доверенности на право совершения операций в банке.
В течение трех рабочих дней после открытия банковского счета юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, банки обязаны письменно или электронным способом уведомить об этом соответствующие органы налоговой службы.
Платежи и переводы денег, осуществляемые через корреспондентский счет банка-нерезидента, открытый в уполномоченном банке, производятся только в безналичном порядке. Выдача выписок по банковским счетам производится банками в соответствии с договором. Банк вправе предоставлять услуги по передаче (доставке) клиенту выписок по их счетам электронным способом либо нарочно, если это предусмотрено в договоре.