Правовое регулирование, понятие и порядок проведения ревизий и проверок. Отличия ревизии от аудита
Наиболее действенной формой последующего финансового контроля являются документальные ревизии и проверки хозяйственной деятельности организации.
Документальная ревизия – это система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и других должностных лиц, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемой организации.
Полномочия, права и обязанности ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора регламентируются:
1. Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее Положение).
2. Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.
Так, Положением установлены полномочия ревизора, в частности – проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий (п. 5.14.1).
Сотрудники службы:
- при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности;
- при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.
Более детально права и обязанности ревизоров при осуществлении ревизий и проверок установлены Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.
Аудит, являясь методом негосударственной вневедомственной формой контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль. Основными субъектами этой формы контроля являются предпринимательские структуры, а объектом – собственность акционеров и инвесторов.
Отличие аудита от ревизии состоит в следующем:
- ревизия назначается приказом руководителя контрольного органа, аудит проводится либо по инициативе самого хозяйствующего субъекта в целях самоконтроля, либо обязательно (на основе законодательства РФ обязательному аудиту подлежат открытые акционерные общества, страховые организации, банки и др.), но во всех случаях аудиторская деятельность осуществляется на договорной основе и оплачивается проверяемой организацией.
- по цели: ревизия проводится в целях проверки законности совершаемых хозяйственных операций, правильности ведения бухгалтерского учета и контроля за сохранностью собственности, а целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
- результаты ревизии оформляются актом, а аудиторская проверка -заключением.
В то же время, между ревизией и аудитом имеются и черты сходства:
- для проведения контрольных действий используется одна и та же информационная база (данные бухгалтерского учета и отчетности);
- используются одни и те же приёмы и методы документального и фактического контроля.