Отличия и сходства ревизии и аудита

По цели: аудит – предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации;

ревизия – выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц.

По задачам:

Задачи аудита: подтверждение аудиторским заключением проверенной информации;

Задачи ревизии: обнаружить незаконные и нецелесообразные операции; принять меры относительно возмещения нанесенного вреда и привлечения ответственности виновных лиц; профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.

По характеру отношений:

Аудит: предпринимательская деятельность.

Ревизия: исполнительская деятельность.

По правовому регулированию:

При аудите отношения между аудитором и клиентом регулируются хозяйственным и гражданским правом, отношения строятся на основе договора, имеют горизонтальную связь, характерными признаками которой являются добровольность, равноправие и подотчетность аудита заказчику.

Отношения между ревизором и клиентом строятся по вертикальным связям на основании инструкций и распоряжений вышестоящих организаций или государственных органов. Ревизора назначают, а не выбирают.

По объектам:

Данные аудита не точные, а приблизительные. Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации и ухудшению финансового состояния предприятия.

Данные ревизии максимально точные. Ревизор выявляет все, что нарушает действующее законодательство. В качестве объекта ревизии выступают различные осуществленные на предприятии хозяйственные, финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и нашли свое соответствующее документальное отражение. Ревизия на каждом конкретном субъекте хозяйствования охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в капитале.

По затратам:

Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и на себестоимость продукции.

При ревизии оплату проводят за счет бюджета.

По практическим задачам:

Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, оказание консультационных услуг.

Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений.

По ответственности:

Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и пользователями согласно нормам гражданского права, перед АПУ – согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности».

Ревизор несет ответственность перед органом, назначившим ревизию согласно нормам трудового права.

По результатам проверки:

Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудируемой информации, высказывает мнение относительно достоверности финансовой отчетности. При написании письма руководству (отчета аудитора) предоставляет рекомендации для заказчика. Сохраняет конфиденциальность информации, полученной от заказчика.

Ревизор составляет акт ревизии, в котором указывает все выявленные недостатки и вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба. Передает информацию вышестоящему органу, при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным условием является освещение информации.

Между аудитом и ревизией имеется следующее основное сходство:

1) аудит или ревизия как способы проверки фактического материала с целью выявления отклонений от установленных критериев могут проводиться как внешним аудитором (внешним ревизором), так и внутренним аудитором (внутренним ревизором);

2) при проведении аудита применяются специальные методы документального и фактического ревизионного контроля (экспертные оценки, методы анализа и другие инструментарии, методики ревизии отдельных объектов учета). При ревизионной проверке составления бухгалтерских (финансовых) отчетов могут быть использованы (с определенными оговорками) нормы и стандарты аудита;

3) так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово хозяйственной деятельностью экономических субъектов, имеется много общего в организационных подходах к их проведению и общая база для контроля – проверяемая документация.

Есть и существенное различие, в основном касающееся причин, на основании которых проводится проверка.

При командно административной системе в связи с жесткой административно принудительной подчиненностью низшего звена управления у высшего звена возникала необходимость в ревизии по вертикали, цель которой – сбор информации о качестве выполнения команд каждым нижестоящим звеном.

В условиях цивилизованного рынка элементы такой вертикальной подотчетности в определенной степени остаются (например, подчиненность филиалов головной организации), однако возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компаний с партнерами, кредиторами, акционерами и др.

Таким образом, ревизор проводит проверку «вертикально» – по указанию начальства свыше, аудитор же ведет деятельность на договорной коммерческой основе за счет средств проверяемой организации, а сама проверка осуществляется по горизонтальным связям (по горизонтали).

Планирование аудита, принципы, этапы

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Планирование аудита должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:

-- комплексности;

-- непрерывности;

-- оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным в отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить его вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:

-- предварительное планирование;

-- подготовка и составление общего плана;

-- подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор знакомится сбизнесом клиента с целью облегчения проведения аудита и повышенияего качества, предоставления клиенту действенной консультативнойпомощи, основанной на изучении его финансово-экономическогосостояния. Существенное значение на предварительном этапепланирования проверки имеет также анализ финансовой отчетности,который позволяет оценить финансовое положение клиента, определитьважнейшие показатели его хозяйственной деятельности, что поможетправильно установить плановый уровень существенности, выявить слабыеместа в отчетности предприятия.

33.Характеристика общего плана аудита.

8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Наши рекомендации