Особенности ведения бухгалтерского учёта и налогообложения на малых предприятиях
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»от 14.06.95 г. № 88-ФЗ несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в два раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.
В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.
Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.
Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов.
При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости:
- учета основных средств, амортизационных отчислений (ф. № В-1);
- учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);
- учета затрат на производство (ф. № В-3);
- учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);
- учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);
- учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));
- учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);
- учета оплаты труда (ф. № В-8);
- шахматную (ф. № В-9).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ ряд организаций и индивидуальные предприниматели получили право перейти с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения.
Применительно к организациям упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
По отношению к индивидуальным предпринимателям предусматривается замена уплаты налога на доходы физических лиц, НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения следующим организациям и индивидуальным предпринимателям:
- занимающимся банковской и страховой деятельностью, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;
- занимающимся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением обще распространенных;
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг, инвестиционным фондам, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции;
- нотариусам, занимающимся частной практикой.
При упрощенной системе объектом налогообложения признается один из показателей:
- доходы (налоговая ставка 6%);
- доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%).
Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения-иного имущества и имущественных прав.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
- приобретение основных средств и нематериальных активов;
- ремонт основных средств и арендные платежи за арендуемое имущество;
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам);
- командировки;
- обеспечение пожарной безопасности, услуги по охране имущества, содержание служебного транспорта, компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных норм, рекламу и др.
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях?
2. Каково назначение Книги учета хозяйственных операций?
3. Назовите обязательные учетные регистры при упрощенной форме учета.
4. На каких малых предприятиях может использоваться упрощенная система налогообложения, учета и отчетности?
5. Что является объектом обложения единым налогом на малых предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения?
6. Каковы ставки единого налога на совокупный доход?
7. Каковы ставки единого налога на валовую выручку?
8. Нужно ли использовать двойную запись для ведения Книги учета доходов и расходов?
9. Имеются ли особенности учета кассовых операций на малых предприятиях?
10. Может ли руководитель малого предприятия вести бухгалтерский учет лично?
Тесты для самостоятельного контроля: