Глава 2. Анализ содержания ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Содержание

Глава 1. Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.1 Анализ содержания главы 1 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.2 Анализ содержания главы 2 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.3 Анализ содержания главы 3 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.4 Анализ содержания главы 4 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Глава 2. Анализ содержания ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

2.1 Анализ содержания раздела I «Общие положения» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.2 Анализ содержания раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.3 Анализ содержания раздела III «Изменение учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.4 Анализ содержания раздела IV «Раскрытие учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

Итоги

3. Конструктор учетной политики

Библиографический список

Глава 1. Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Введение

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ - он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон - относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете. Новый закон «О бухгалтерском учете» - это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности.

402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

Анализ содержания главы 1 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Первая глава - «Общие положения» - состоит из четырех статей.

Статья 1«Цели и предмет настоящего Федерального закона»устанавливает цели и предмет Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. А предмет – непосредственно бухгалтерский учет, под которым понимается процесс, связанный с формированием «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Статья 2«Сфера действия настоящего Федерального закона»определяет сферу действия самого закона.

Требования Закона № 402-ФЗ распространяются и на «индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой)». При этом индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой и осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, разрешается не вести бухгалтерский учет при условии, что они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Следует отметить, что нормы Закона № 402-ФЗ должны распространяться в полном объеме как на отдельные лица – экономические субъекты, так и на соответствующие виды экономических отношений, в частности, при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности. То же касается бухгалтерского учета при доверительном управлении имуществом и при осуществлении операций, связанных с выполнением соглашения о разделе продукции.

В 3 статье приводятся основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Статья 4 «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете» Закона № 402-ФЗ включает в состав законодательства о бухгалтерском учете не только законы, указы Президента России и постановления Правительства РФ, как это было ранее, но и принятые в соответствии с законами другие нормативные правовые акты. Таким образом, снимается юридическая коллизия, когда различные методические материалы (инструкции, методические указания и т.п.) не признавались в судах и налоговых органах на том основании, что их статус не был закреплен в Законе «О бухгалтерском учете».

Анализ содержания главы 2 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.

В статье 5 настоящего закона перечислены объекты бухгалтерского учета: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии с требованиями статьи 6«Обязанность ведения бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты, перечисленные в статье 2 данного закона. В то же время определенные субъекты по своему усмотрению могут освобождаться от такой обязанности (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Кроме того, для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково», предусматривается возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. В данном случае речь не идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета, а лишь о применении его упрощенной модели.

В частности, возможности объединения учета близких по экономическому содержанию операций на одном синтетическом счете (например, учет операций на расчетных, валютных и прочих счетах, учет долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и т.п.). Возможность списывать остатки незавершенного производства на расходы текущего периода, использовать «кассовый» метод при учете выручки и т.д.

Как и ранее, подтверждается требование ведения бухгалтерского учета непрерывно – с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, статье 7 устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в АО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.

Важным моментом следует считать ограничение прав руководителей, которые смогут принять на себя функции по ведению бухгалтерского учета только в случае, если данные субъекты относятся к организациям малого и среднего предпринимательства. В организациях, не относящихся к указанным субъектам, ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо должен быть заключен договор с иным юридическим или физическим лицом об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Статья 8 посвящена Учетной политике. В указанной статье дано определение учетной политики, раскрывается ее назначение, устанавливаются субъект формирования учетной политики и важнейшие требования к ней. В этой же статье определены и случаи, когда организация вправе вносить необходимые изменения в учетную политику, а также оговаривается порядок внесения подобных изменений.

Обязанность формирования учетной политики возлагается на экономический субъект. В то же время персональная ответственность главного бухгалтера (иного лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета) за формирование учетной политики сохраняется.

Важный аспект настоящего закона- право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется - «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит.

В статье 10 «Регистры бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ, в частности, установлено, что «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета», тем самым обеспечивается принцип полноты отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Помимо этого вводятся обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, а также право (ответственность) должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то есть главного бухгалтера, разрабатывать и представлять руководителю организации формы данных регистров для утверждения.

Статья 11 «Инвентаризация активов и обязательств». В тексте закона нет некоторых конкретных указаний о правилах проведения инвентаризации.

В частности, отсутствует перечень случаев, при которых инвентаризации проводятся в обязательном порядке, а также указания об отражении возможных расхождений в бухгалтерском учете.

Вместо этого прописана общая норма, согласно которой «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Статья 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ определяет обязательность измерения всех объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и др.) в денежном измерении, то есть в рублях. Сохранена норма об обязательном пересчете в рублевый эквивалент объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте.

В то же время в текст Закона № 402-ФЗ не включены положения, определяющие правила оценки имущества.

Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности». В данной статье содержится и ряд норм, имеющих конкретный характер.

Так, подтверждено требование о полноте информации, содержащейся в отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».

Кроме того, установлен момент, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной – это момент подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Поэтому считаем целесообразным в обязательном порядке указывать в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности дату подписания соответствующих документов

Статья 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» Закона № 402-ФЗ определяет состав отчетности для соответствующих групп организаций. При этом годовая отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Что же касается отчетности организаций государственного сектора, то он устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка РФ – в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Непосредственно в тексте Закона № 402-ФЗ содержится норма, согласно которой определение состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является прерогативой федеральных стандартов. В свою очередь, федеральные стандарты утверждает уполномоченный федеральный орган, а таковым является Минфин России.

Статья 15«Отчетный период, отчетная дата»

В тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода. Отчетным периодом (отчетным годом) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Вместе с тем устанавливается понятие «первого отчетного периода» для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым будет считаться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Кроме того, на законодательном уровне закреплено определение даты, на которую составляется отчетность, а именно «…последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».

В статье 16 «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица» Закона № 402-ФЗ представляется существенным официальное определение «последнего отчетного года», который исчисляется (определяется) в зависимости от формы реорганизации хозяйствующего субъекта.

Особенно важным можно считать решение законодателя об определении последнего отчетного года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».

Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

Соответствующее определение «первого отчетного года» установлено и для организаций, возникших в результате реорганизации, под которым понимается период с даты государственной регистрации этого лица по 31 декабря года, в котором произошла данная реорганизация (кроме организаций государственного сектора).

Статья 17«Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица».

Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Статья 18«Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности».

С целью формирования государственного информационного ресурса статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам – на основании корпоративного законодательства.

Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на содержащиеся в статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя должна быть представлена (направлена) в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Тем самым фактически установлен срок составления и представления бухгалтерской отчетности, который будет равен 90 дням после окончания отчетного периода.

Что касается утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними.

Статья 19 «Внутренний контроль» Закона № 402-ФЗ вводит на законодательном уровне в хозяйственную практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.

Анализ содержания главы 3 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие. 3 Глава настоящего Закона состоит из 9 статей.

В статье 20 «Принципы регулирования бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ перечисляются основные принципы его регулирования, которые направлены на обеспечение выполнения требований достоверности, непротиворечивости, единства нормативной базы и рациональности ведения бухгалтерского учета.

Перечень видов документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, определен статьей 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ. Данные документы, образуя единую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, формируются различными субъектами регулирования, а именно:

· государственными органами – федеральные стандарты, отраслевые стандарты;

· негосударственными (саморегулируемыми) организациями – рекомендации в области бухгалтерского учета;

· непосредственно хозяйствующими субъектами – стандарты экономического субъекта.

Несомненным достоинством Закона № 402-ФЗ можно считать и установленные в статье 21 обязательные требования к содержанию федеральных стандартов, включая безусловное наличие в них определений и признаков рассматриваемых в документах объектов бухгалтерского учета, условий их принятия к бухгалтерскому учету, способов денежного измерения, требований к учетной политике и другие наиболее существенные аспекты.

Важным положением данной статьи Закона № 402-ФЗ является и содержащаяся в ней норма о взаимосвязи документов, регулирующих бухгалтерский учет, их иерархической последовательности, при которой документы более низкого уровня не должны противоречить документам более высокого уровня: «Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

Статья 22 «Субъекты регулирования бухгалтерского учета».

Как уже было отмечено выше, органами регулирования бухгалтерского учета определены не только государственные структуры в лице уполномоченного федерального органа (Минфина России) и Центрального банка РФ, но и саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также других некоммерческих организаций (ст. 22 Закона № 402-ФЗ).

Статьи 23 «Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета и 24 «Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ определяют полномочия каждого из указанных видов субъектов. При этом полномочия каждой из «ветвей» нормотворческой деятельности взаимно дополняют друг друга.

Действительно, уполномоченный федеральный орган, утверждая программу разработки федеральных стандартов и их содержание, в то же время опирается в своей деятельности на негосударственные органы, которые в свою очередь разрабатывают проекты федеральных стандартов, осуществляют мониторинг их применения, разрабатывают и принимают рекомендации в области бухгалтерского учета.

Статья 25«Совет по стандартам бухгалтерского учета».

С целью обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету, выработки и согласования позиций разработчиков федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Полномочия, состав и порядок работы совета излагаются в статье 25 Закона № 402-ФЗ.

Следует отметить, что в составе совета должны преобладать представители субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности. Из их же числа будет избираться председатель совета по стандартам бухгалтерского учета. Работа совета должна иметь открытый характер, а информация о его деятельности быть общедоступной.

Статья 26«Программа разработки федеральных стандартов».

Большое значение в Законе № 402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с чем в статье 26 Закона № 402-ФЗ устанавливаются требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

В этом плане мы также наблюдаем некий симбиоз (сложение усилий) профессиональной общественности, которая может и должна инициировать соответствующие предложения, и органов государственной власти, на которые возлагается ответственность за окончательное утверждение программы.

Статья 27 «Разработка и утверждение федеральных стандартов» Закона № 402-ФЗ посвящена установлению регламента разработки и принятия федерального стандарта. В частности, устанавливается порядок уведомления разработчиком уполномоченного федерального органа о разработке им федерального стандарта.

К сожалению, законодатель при этом не акцентирует внимания на разрешении ситуации, когда разработчик может предложить проект стандарта, не предусмотренный программой. По-видимому, такая ситуация будет дополнительно разъяснена позднее в соответствующих инструкциях Минфина России или решениях Совета по стандартам бухгалтерского учета.

В статье 27 Закона № 402-ФЗ подробно изложена процедура рассмотрения (экспертизы) представленных стандартов, принятия решения по существу и последующей передачи на утверждение (или отклонения) одобренного проекта. При этом, по нашему мнению, недостатком можно считать отсутствие в тексте закона какого-либо упоминания об источниках финансирования работ по разработке федеральных стандартов – хотя бы в части компенсации расходов разработчика по принятым уполномоченным органом стандартам.

В статье 28 «Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом» Закона № 402-ФЗ рассматривается ситуация, когда ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт. В этом случае разработка федерального стандарта должна (может) осуществляться уполномоченным федеральным органом.

Анализ содержания главы 4 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

В главе 4 Закона № 402-ФЗ излагаются вопросы, связанные с особенностями применения данного закона, установлением требований к хранению бухгалтерских документов, а также с отменой действующих нормативных актов в сфере регулирования бухгалтерского учета и порядком вступления Закона № 402-ФЗ в силу.

В статье 29 «Хранение документов бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ устанавливается обязанность экономических субъектов хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение установленных законодательством сроков, но не менее пяти лет после отчетного года. Дополнительные требования вводятся и к документам, связанным с организацией бухгалтерского учета (учетная политика, стандарты экономического субъекта и др.), для которых также установлены сроки хранения - не менее пяти лет.

В статье 30 «Особенности применения Закона» Закона № 402-ФЗ устанавливается чрезвычайно важная норма, согласно которой до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные (до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ.

Статья 31 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Статья 32 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Отметим, что ФЗ о БУ - это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ - положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.


Введение

Учет представляет вид деятельности, предметом которой является информация. Учет устанавливает наличие, измеряет и регистрирует результаты хозяйственной деятельности с количественной и качественной стороны. Учетная политика является основным внутренним документом организации, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета. ПБУ «Учетная политика» относится к числу положений по БУ, регламентирующих порядок составления и применения в организации учетной политики. Данное ПБУ имеет порядковый номер 1, первая редакция ПБУ «Учетная политика» была утверждена приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, в настоящий момент действует ПБУ 1/08, которое было утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

ПБУ 1/08 состоит из 4 разделов.

Анализ содержания раздела I «Общие положения» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии и состоит из 3 пунктов.

  • ПБУ распространяется только на юр. лиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования учетной политики должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях учетной политики, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/08 — только фирмы, публикующие бухгалтерскую отчетность.

Филиалы и подразделения иностранных юр. лиц на территории РФ могут составлять учетную политику либо по правилам ПБУ 1/08, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/08).

  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/08).
  • Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 ПБУ 1/08).

Итоги

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» не зря имеет первый порядковый номер среди всех ПБУ, поскольку учетная политика — важнейший документ для организации БУ экономического субъекта. Положение содержит правила составления, утверждения и изменения учетной политики, а также описывает порядок выбора способов ведения БУ.

Библиографический список

1. Гарант

2. Консультант плюс

Содержание

Глава 1. Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.1 Анализ содержания главы 1 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.2 Анализ содержания главы 2 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.3 Анализ содержания главы 3 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1.4 Анализ содержания главы 4 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Глава 2. Анализ содержания ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

2.1 Анализ содержания раздела I «Общие положения» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.2 Анализ содержания раздела II «Формирование учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.3 Анализ содержания раздела III «Изменение учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

2.4 Анализ содержания раздела IV «Раскрытие учетной политики» ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

Итоги

3. Конструктор учетной политики

Библиографический список

Глава 1. Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Введение

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ - он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон - относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете. Новый закон «О бухгалтерском учете» - это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности.

402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

Анализ содержания главы 1 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Первая глава - «Общие положения» - состоит из четырех статей.

Статья 1«Цели и предмет настоящего Федерального закона»устанавливает цели и предмет Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. А предмет – непосредственно бухгалтерский учет, под которым понимается процесс, связанный с формированием «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Статья 2«Сфера действия настоящего Федерального закона»определяет сферу действия самого закона.

Требования Закона № 402-ФЗ распространяются и на «индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой)». При этом индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой и осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, разрешается не вести бухгалтерский учет при условии, что они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Следует отметить, что нормы Закона № 402-ФЗ должны распространяться в полном объеме как на отдельные лица – экономические субъекты, так и на соответствующие виды экономических отношений, в частности, при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности. То же касается бухгалтерского учета при доверительном управлении имуществом и при осуществлении операций, связанных с выполнением соглашения о разделе продукции.

В 3 статье приводятся основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о фин<

Наши рекомендации