Функции учетного персонала по формированию учетной политики.

1. Выбор ответственных лиц за формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом (например, специализированной организацией, предоставляющей услуги бухгалтерского учета), на которое, в соответствии с законодательством, возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем организации в соответствии с ПБУ 1/2008. 2. Создание комиссии из руководителей (сотрудников) различных подразделений, учредителей для участия в формировании учетных политики. На первый взгляд, требование ПБУ 1/2008, определяющего ответственность главного бухгалтера за создание учетной политики, достаточно логично - кто еще может грамотно составить данный документ? Однако, от приказа об учетной политике предприятия зависят не только объективное отражение информации в финансовой и налоговой отчетности, но и анализ деятельности предприятия в целом и принятие решений по организации работы предприятия. Кроме того, главный бухгалтер не может сам охватить все участки учетной политики, а в некоторых случаях и сделать правильный выбор. Например, не зная точной технической характеристики основных средств, в основном используемых в организации, трудно выбрать метод амортизации. Поэтому принимать участие в разработке такого документа должны не только бухгалтерская служба (главный бухгалтер), но и руководители различных подразделений, а так же собственники бизнеса.

16.Положение о бухгалтерии как элемент учетной политики: Формирование, содержание, утверждение.

Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером совместно с коллективом бухгалтерии, согласуется со всеми главными специалистами (службами) и утверждается руководителем организации. При разработке Положения о бухгалтерии руководствуются действующими законодательными актами, инструкциями и приказами вышестоящих организаций по вопросам ведения бухгалтерского учета. Положение о бухгалтерии включает следующие разделы: Общие положения. Структура. Задачи. Функции. Права. Взаимоотношения (служебные связи). Ответственность. В разделе «Общие положения» даются общие сведения о бухгалтерии: степень самостоятельности и подчиненности; порядок назначе-ния и освобождения главного бухгалтера; перечень основных правовых, нормативных и директивных документов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей работе. В разделе «Структура» приводится перечень наименований подразделений бухгалтерии (отделы, секторы), штатная численность главной бухгалтерии.Раздел «Задачи» содержит перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию. Это, в частности, организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. В разделе «Функции» приводится перечень основных функций бухгалтерии: •формирование учетной политики; •работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов; •порядок проведения инвентаризаций; контроль за проведением хозяйственных операций; •технология обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота; организация бухгалтерского учета и отчетности в организации на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения технических средств и информационных технологий; •формирование полной бухгалтерской информации о деятельности организации; •разработка и осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины и др. Раздел «Права» фиксирует права бухгалтерии, которые реализуются в процессе выполнения ее задач и функций. В нем указывается, что бухгалтерия разрабатывает положения и указания по внутрихозяйственной организации бухгалтерского учета, контроля и отчетности, которые являются обязательными для всех подразделений предприятия, его специалистов и других работников, связанных с ведением учета. Все подразделения предприятия обязаны соблюдать порядок оформления операций и представления необходимых документов и сведений. Бухгалтерия имеет право контроля за нормами расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм, организацией приемки, хранения материальных ценностей. Работники бухгалтерии имеют право не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству; •по согласованию с руководителем организации привлекать экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета для консультаций, рекомендаций; •в случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) докладывать руководству предприятия для принятия мер и др. В разделе «Взаимоотношения (служебные связи)» дается характеристика взаимосвязей бухгалтерии со всеми службами (планово-экономический отдел, производственные и технические подразделения, отделы контроля качества, отдел сбыта, отдел материально-технического снабжения, отдел маркетинга, отдел организации и оплаты труда) по формированию как входящих, так и исходящих потоков учетной информации. Правильное установление взаимоотношений бухгалтерии со всеми службами и подразделениями предприятия имеет исключительно важное значение для своевременного и точного формирования учетной информации, а также обеспечения специалистов и руководителей структурных подразделений данными для контроля за работой отдельных подразделений предприятия и принятия управленческих решений. Раздел «Ответственность» включает перечень основных позиций, по которым бухгалтерия несет ответственность.





План инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями: порядок формирования и выполнения

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля сохранности имущества организации.Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежавшие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.Полная инвентаризации охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например только денежные средства, материалы и т. п.Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при проведении каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.Проведение инвентаризации обязательно:• при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов можетпроводиться в период их наименьших остатков;• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;• при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации.Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).В состав инвентаризационной комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членовинвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносится в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, приведенные в приложениях 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки ее правильности. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где происходила инвентаризация.Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (приложение 3 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (приложение 4 к Методическим указаниям).

Наши рекомендации