Объект, предмет и метод бухгалтерского учета
ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
Хозяйственные операции |
Капитал организации |
Обязательства организации |
Имущество организации |
Рис. 1.2.Объекты бухгалтерского учета
Объект бухгалтерского учета – это совокупность объектов, обеспечивающих и составляющих хозяйственную деятельность предприятий (имущество организации, капитал, обязательства и хозяйственные операции).
В целях наиболее эффективного использования активов организации нужно классифицировать имущество: а) по составу и размещению, б)по источникам образования и назначения.
По составу и размещению средства предприятия делятся на 3 группу:
1. Средства производства:
- средства труда (здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, транспортные средства, инвентарь…);
- предметы труда (основные средства, полуфабрикаты, незавершенное производство…).
2. Средства в сфере обращения:
- предметы обращения (готовая продукция на складе и отгруженная покупателю);
- денежные средства (расчетный счет и касса);
- средства в расчетах (покупатели, подотчетные лица и прочие дебиторы);
- средства, обслуживающие обращение (торгово-складские помещениия, оборудование и инвентарь).
3. Средства непроизводственной сферы:
- здания жилые, культурно бытового назначения и здравоохранения;
- оборудование и инвентарь в вышеперечисленных зданиях.
По источникам образования и назначению средства предприятия подразделяются на:
1. Источники собственных средств:
- фонды;
- резервы;
- прибыль;
- финансирование из бюджета
2. Источники заемных средств:
- кредиты и займы;
- кредиторская задолженность;
- обязательства по распределению.
Метод бухгалтерского учета -совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется ведение бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя:
- документацию и инвентаризацию;
- калькуляцию и оценку;
- счета и двойную запись на счетах;
- баланс и отчетность.
Документация– отражение деятельности предприятия, каждого совершившегося факта в деятельности предприятия с помощью документов, которые придают юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документы должны быть составлены своевременно, содержать все необходимые реквизиты, в них должна содержаться полная и достоверность информации.
Инвентаризация – проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. С помощью инвентаризации сравнивают данные учета и фактическое наличие имущества. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. Помимо этого, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежавшие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете.
Оценка -это способ стоимостного выражения имущества и обязательств организации, определение стоимости, по которой объекты принимаются к бухгалтерскому учету. Стоимость, по которой объекты принимаются к учету, может быть первоначальной, рыночной и согласованной. В данном случае эта стоимость зависит от способа поступления объектов на предприятие. При приобретении объекта за деньги, его стоимость будет равна первоначальной стоимости, включающая в себя сумму всех затрат на приобретение и установку. В случае безвозмездного поступления объекта на предприятие, стоимость принятия объекта к учету равна рыночной стоимости. Если же объект получен в качестве вклада в уставный капитал, то объект принимается к учету по согласованной с учредителями оценке.
Калькуляция – расчет затрат на единицу продукции, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции.
По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции.
Таблица 1
Перечень основных статей калькуляции
№ строки | Наименование статей калькуляции |
Затраты на материалы – всего в том числе: | |
Сырье и основные материалы | |
Вспомогательные материалы | |
Покупные полуфабрикаты | |
Возвратные отходы (вычитаются) | |
Комплектующие изделия | |
Работы и услуги сторонних организаций производственного характера | |
Транспортно – заготовительные расходы | |
Топливо на технологические цели | |
Энергия на технологические цели | |
Тара (невозвратная) и упаковка | |
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих – всего в том числе: | |
Основная заработная плата | |
Дополнительная заработная плата | |
Отчисления на социальные нужды | |
Затраты на подготовку и освоение производства – всего в том числе: | |
Затраты на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы) | |
Затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов | |
Затраты на специальную технологическую оснастку | |
Специальные затраты | |
Общепроизводственные затраты | |
Общехозяйственные затраты | |
Прочие производственные затраты | |
Производственная себестоимость | |
Внепроизводственные затраты | |
Полная себестоимость |
Счет– это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных операциях.
Классификация счетов |
По отношению к балансу |
По степени детализации |
По экономическому содержанию |
Активные |
Пассивные |
Активно - пассивные |
Балансовые |
Забалансовые |
Синтетические |
Аналитические |
Основные |
Оборотные |
Собственные |
Привлеченные |
Снабжения |
Производства |
Продажи |
Рис.. Классификация счетов бухгалтерского учета
Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Счета, отражающие состав и размещение средств называются активными, счета, отражающие источники формирования и целевого назначения средств называют пассивными.
Активный счет:
Д | К |
Сальдо начальное | |
Поступление актива | Выбытие актива |
Обороты дебетовые | Обороты кредитовые |
Сальдо конечное |
Рис…Схема активного счета
Сальдо на конец периода в активных счетах рассчитывается по следующей формуле:
СКакт.счета. = СНд + Обд – Обк
СК – сальдо конечное;
СНд – Сальдо начальное дебетовое;
Обд – оборот дебетовый;
Обк - оборот кредитовый.
Пассивный счет:
Д | К |
Сальдо начальное | |
Выбытие актива | Поступление актива |
Обороты дебетовые | Обороты кредитовые |
Сальдо конечное |
Рис…Схема пассивного счета
Сальдо на конец периода в пассивных счетах рассчитывается по следующей формуле:
СК = СНк + Обк – Обд
Активно – пассивные счета, например счет «прибыли и убытки» можно разделить на 2 части: активный счет убытков и пассивный счет прибыли. Этот счет имеет сальдо по дебету и кредиту, такое сальдо называют развернутым.
На активно-пассивных бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской и кредиторской задолженности.
Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.
Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию - дебиторской.
Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».
Активно-пассивные счета:
Д | К |
Сальдо начальное (Деб. Задолженность (ДЗ)) | Сальдо начальное(Кредиторская задолженность (КЗ)) |
Увеличение дебиторской задолженности (+ДЗ) Уменьшение кредиторской задолженности (-КЗ) | Увеличение кредиторской задолженности (+КЗ) Уменьшение дебиторской задолженности (-ДЗ) |
Обороты дебетовые | Обороты кредитовые |
Сальдо конечное = КЗ на начало+КЗ-Кз | Сальдо конечное = ДЗ на начало + ДЗ-ДЗ |
Рис..Схема активно-пассивного счета
Двойная запись– способ единовременной регистрации каждой хозяйственной операций на двух счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах (бухгалтерская запись, корреспонденция счетов).
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Как элемент метода бухгалтерского учета он характеризуется следующими особенностями.
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Активы хозяйства и источники их образования представлены раздельно: экономические ресурсы - в активе, а источники - в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:
АКТИВЫ = ПАССИВЫ
Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации данное равенство можно представить в следующем виде:
АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в стоимостных показателях.
Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса позволяет получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина.
Любая статья пассива баланса позволяет получить следующую характеристику источников образования экономических ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.
Все статьи актива и пассива баланса, исходя из их экономической однородности, сведены в определенные разделы баланса.
Актив баланса содержит два раздела:
I Внеоборотные активы;
II Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III Капитал и резервы;
IV Долгосрочные обязательства;
V Краткосрочные обязательства.
Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.
Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются нормативными актами.
В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства и источники их формирования на определенную дату.
Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:
- время составления;
- источник составления;
- объем информации;
- характер деятельности;
- форма собственности;
кооперативных |
ликвидационный |
санируемый |
промежуточный |
Классификация балансов |
По времени составления |
По источнику составления |
По объему информации |
По характеру деятельности |
По форме собственности |
вступительный |
текущий |
начальный |
разделительный |
объединительный |
инвентарный |
книжный |
генеральный |
единичный |
сводный |
консолидированный |
основной деятельности |
неосновной деятельности |
государственных предприятий |
коллективных |
частных |
смешанных |
Рис. 10. Классификация балансов
1. По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.
Вступительный(организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.
Текущиебалансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).
Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный - на конец отчетного года.
Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса, во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная
инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
Санируемыебалансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.
Ликвидационныебалансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой
своих статей, производимой не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.
Разделительныебалансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.
Объединительныйбаланс формируют при объединение нескольких предприятий в одно.
По способу очистки могут быть балансы - брутто и балансы - нетто. Баланс - брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс - нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены.
Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т. д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идет о балансе - брутто.
2. По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарныебалансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.
Книжныйбаланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации.
Генеральныйбаланс составляют на основании учетных записей
и данных инвентаризации.
3. По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.
Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводныйбаланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.
Консолидированныйбаланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
4. По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности — неосновные.
5. По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.
Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ группировки активов хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату, форма которого представлена на рисунке 11.
Приложение
к Приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 июля 2003 г. N 67н
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
АКТИВ | Код пока- зателя | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
расчет | |||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | 110 | Дебет 04 счета – Кредит 05 счета | |
Основные средства | Д01-к02 | ||
Незавершенное строительство | Сальдо 08 | ||
Доходные вложения в материальные ценности | 135 | Сальдо03счета | |
Долгосрочные финансовые вложения | Счет 58+595-59 | ||
Отложенные налоговые активы | Сальдо09больше77 | ||
Прочие внеоборотные активы | |||
ИТОГО по разделу I | Сумма строк 110…150 | ||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 210 | ||
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности | Сальдо 10 | ||
животные на выращивании и откорме | Сальдо 11 | ||
затраты в незавершенном производстве | Сальдо 20и, или 44 | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | Д42,43-Д14 | ||
товары отгруженные | Д45 | ||
расходы будущих периодов | Сальдо 97 | ||
прочие запасы и затраты | |||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 | Сальдо 19 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | ||
в том числе покупатели и заказчики | Сальдо 62 в части деб.зад. | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | 62-1, 60-2, 68 | |
в том числе покупатели и заказчики | 62-1 | ||
Краткосрочные финансовые вложения | Счет 58+55-59в части финн. Вложений менее года | ||
Денежные средства | 50,51,52,55,57 | ||
Прочие оборотные активы | |||
ИТОГО по разделу II | Сумма строк с 211…270 | ||
БАЛАНС | Строка 190+290 |
ПАССИВ | Код пока- зателя | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал | 410 | Сальдо 80 | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ( сальдо 81 ) | ( ) | |
Добавочный капитал | Сальдо 83 | ||
Резервный капитал | Сальдо 82 | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | Сальдо 84 | |
ИТОГО по разделу III | Сумма строк 410…470 | ||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 510 | Сальдо 67 | |
Отложенные налоговые обязательства | Сальдо 77больше 09 | ||
Прочие долгосрочные обязательства | 60,76,52 | ||
ИТОГО по разделу IV | Сумма строк 510-520 | ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 610 | ||
Кредиторская задолженность | Строки с 621по 625 | ||
в том числе: поставщики и подрядчики | 60-1 | ||
задолженность перед персоналом организации | Сальдо по кредиту 70счета | ||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | Сальдо по кредиту 69 счета | ||
задолженность по налогам и сборам | Сальдо по кредиту 68 | ||
прочие кредиторы | Кредит 62-2,71 | ||
Доходы будущих периодов | К96 | ||
Резервы предстоящих расходов | Строка 620 | ||
Прочие краткосрочные обязательства | |||
ИТОГО по разделу V | 620+640+650 | ||
БАЛАНС | 490+590+690 |
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства | |||
в том числе по лизингу | |||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | |||
Товары, принятые на комиссию | |||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | |||
Обеспечения обязательств и платежей полученные | |||
Обеспечения обязательств и платежей выданные | |||
Износ жилищного фонда | |||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | |||
Нематериальные активы, полученные в пользование | |||
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
Рис. 11. Форма бухгалтерского баланса
Бухгалтерская (финансовая отчетность) -это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерская финансовая отчетность включает следующие формы:
- Форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
- Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- Форма №3 «Отчет об изменениях капитала»;
- Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
- Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
- Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Вышеуказанные формы имеют следующий вид:
Отчет о прибылях и убытках
за | г. | Коды | ||||||||||||
Форма № 2 по ОКУД | ||||||||||||||
Дата (год, месяц, число) | ||||||||||||||
Организация | по ОКПО | |||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН | ||||||||||||||
Вид деятельности | по ОКВЭД | |||||||||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности | ||||||||||||||
по ОКОПФ/ОКФС | ||||||||||||||
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ | 384/385 | |||||||||||||
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период преды- дущего года | |
наименование | код | ||
расчет | |||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | К90-1-Д90-3 | ||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | (сумма по проводке д90К43) | () | |
Валовая прибыль | Строка 010-020 | ||
Коммерческие расходы | (сумма по проводке ДД90-8 К 26) | () | |
Управленческие расходы | (сумма по проводкеД26К90-2) | () | |
Прибыль (убыток) от продаж | Строка 029-040 | ||
Прочие доходы и расходы Проценты к получению | Сумма по проводке Д 91-1К51,52,76 | ||
Проценты к уплате | Сумма по проводке (Д91-2К60,66,76) | () | |
Доходы от участия в других организациях | Сумма по корреспонденции Д91-1К76-3 | ||
Прочие доходы | Сумма оборотов по кредиту 91-1 | ||
Прочие расходы | (сумма оборотов по дебету 91-2) | () | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | Строка 050+060-070+090-100+120-130+-136 | ||
Отложенные налоговые активы | Д09-к09 | ||
Отложенные налоговые обязательства | Д77-КК77 | ||
Текущий налог на прибыль | (сальдо 68) | () | |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | Строка 140+141-150-180 |
Рис. 12. Отчет о прибылях и убытках
Приложение к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
(с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ
от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)