Сущность и значение бухгалтерской отчетности
Отчетность характеризует хозяйственно-финансовую деятельностьи имущественное состояние организации,она используется для внутреннего управления, а также предоставляется внешнимпользователям информация. Таким образом, бухгалтерская отчетность – система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь и давать достоверное и полное представлениеоб имущественном и финансовом положении организации, атакже офинансовых результатах ее деятельности.
Она составляется на основании данных всех видов учета (бухгалтерского, статистическогои оперативно-технического). Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Данные отчетности используются внешними пользователями (инвесторами, заимодавцами, поставщиками, подрядчиками, кредиторами, налоговыми органами и др.) для удовлетворения информационных потребностей определения эффективности деятельности организации, а внутри организации она предназначена для оценки и дальнейшего планирования показателей финансовой устойчивости и др.
При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:
• полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
• тождество данных аналитического и синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
• экономичность, полнота и соответствие международной системе отчетности, международным и национальным стандартам.
Состав бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, определяется Министерством финансов Республики Беларусь. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции по их заполнению утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.
Состав промежуточной и консолидированной бухгалтерской отчетности определяется Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
9.2. Виды отчетности и ее содержание
Отчетность организаций классифицируется по ряду признаков.
В зависимости от ее содержания и источников получения отчетных данных она делится по видам на: бухгалтерскую; статистическую; оперативную.
Бухгалтерская отчетность основывается непосредственно на данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета и подтверждается бухгалтерскими документами. Поэтому показатели ее являются документально аргументированными.
Статистическая отчетность составляется не только по данным статистического, а также на основании бухгалтерского и оперативного учета. Она характеризует показатели экономического и социального развития общества, например, по объему производства, труду, себестоимости продукции, товарообороту и др.
Оперативная отчетность применяется для оценки наиболее важных показателей в момент совершения операций или сразу после их завершения. Например, ежедневная или 3-5дневная отчетность материально-ответственных лиц о наличии и движении на складе материалов, товаров, о ходе выполнения работ и др.
В зависимости от периодичности составления и представления бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную и годовую.
Промежуточная бухгалтерская отчетность характеризует деятельность организаций за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев, а годовая – за отчетный год.
В зависимости от категории пользователей отчетность подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя отчетность представляется учредителям или собственникам организации в соответствии с учредительными документами. Ею пользуются также персонал и администрация организации. Состав внутренней отчетности определяется самой организацией.
Внешняя отчетность представляется вышестоящим государственным органам управления, банкам и иным пользователям, на которые в законодательном порядке возложена проверка отдельных сторон деятельности организаций. Отчетность может представляться и другим внешним пользователям, т.е. юридическим и физическим лицам, заинтересованным в информации о деятельности организации.
По степени обобщения отчетных данных отчетность подразделяется на единичную и сводную (консолидированную).
Единичная отчетность составляется в конкретной организациипо данным текущего учета и характеризует ее хозяйственно-финансовую деятельность.
Сводную (консолидированную) отчетность составляют вышестоящие илиматеринские организации на основании единичных отчетов подведомственных организаций.
Сводная (консолидированная) отчетность составляется по тем же формам, что и отчетность субъектов хозяйствования. Основное количество показателей определяется суммированием соответствующих показателей отчетныхформ юридического лица и его подведомственных подразделений. Некоторые показатели определяются расчетным путем.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;
• отчета об изменении капитала;
• отчета о движении денежных средств;
• пояснительной записки.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, правила составления и инструкция по их заполнению приведены в Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г., №19 (с изменениями и дополнениями).
Формы бухгалтерской отчетности банков, финансовых, страховых организаций разрабатывают соответствующие ведомства по согласованию с Министерством финансов.