Метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов (спосо­бов), с помощью которых исследуется предмет бухгалтерского учета (хозяйственные средства, источники их формирования и происходящие в организации хозяйственные процессы).

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечива­ют проведение наблюдения за объектами, их измерение, группи­ровку и обобщение учетных данных.

Способы (приемы), составляющие в совокупности метод бухгалтер­ского учета, слагаются из следующих взаимосвязанных элементов: до­кументации и инвентаризации, оценки и калькуляции, счетов и двой­ственного отражения в них хозяйственных операций, балансового обоб­щения и отчетности.

Бухгалтерский учет начинается с непрерывного и сплошного охвата совершаемых операций с помощью документации. Документацияпредставляет собой способ первичной регистрации совершенных опе­раций. Документы отражают содержание хозяйственных операций и их количественные и качественные показатели. Правильность сведений, отраженных в документах, подтверждают своими подписями лица, от­ветственные за совершение операций, что обеспечивает доказательную силу документов.

Данные бухгалтерского учета должны соответствовать фактическо­му наличию средств. Чтобы подтвердить это соответствие, необходимо периодически проводить инвентаризацию. Инвентаризация – способ проверки фактического наличия имущест­ва, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сро­ки инвентаризации устанавливаются ст. 12 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». При выявлении расхождений учетные данные приводятся в соответствие с фактически выявленным наличием ценностей.

Для получения обобщенных показателей об объектах бухгалтерского учета используется оценка, сущность которой заклю­чается в переводе натуральных и трудовых измерителей в денеж­ный. Она дает возможность получить ре­зультатные показатели всех хозяйственных процессов. Таким образом, оценка – это способ денежного измерения имущества (активов) и источников их формирования. Правила оценки имущества и обязательств регламентируется в ст. 11 «Оценка активов и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Калькуляция– способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себе­стоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретен­ных товарно-материальных ценностей, т.е. исчисление себестоимости одной единицы. Для этого все произведенные затраты по данному виду произво­димой продукции делятся на полученное ее количе­ство. Правила калькулиро­вания себестоимости продукции определяются нормативными актами. Калькуляция является основой принятия решений по выпуску прибыльной и конкурентоспособной продукции.

Все многообразие совершаемых хозяйственныхопера­ций можно изучить, познать и проконтролироватьлишь в том случае, если они будут сгруппированы по экономической однородно­сти. Отраженные в документах хозяйственные операции регист­рируются в специальных таблицах – счетах бухгалтерского уче­та. На каждый объект учета открывается отдельный счет, где накапливается и хранится информация. Счета открываются для отдельных видов имущества (активов) или источников их формирования. Например, для учета наличия и движения основных средств открывается счет «Основные средства». Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества (хозяйственных средств, активов) и источников их формирования.

На счетах бухгалтерского учета хозяйствен­ные операции отражаются способом двойной записи, сущность которой заключается в том, что каждая хозяйственная операция запи­сывается дважды на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах: по дебету одного счета и кредиту другого. Двойная запись обусловлена двойственностью самих хозяйственных операций, она раскрывает смысл и их содер­жание. Примене­ние двойной записи хозяйственных операций на экономически связан­ных счетах бухгалтерского учета обеспечивает постоянное балан­совое обобщение показателей об объектах бухгалтерского учета и возможность самоконтроля. Например, приобретение материальных ценностей, вызывает, с одной стороны, увеличение запасаценностей, а с другой – уменьшение суммы денег.

Отраженные на счетах бухгалтерского учета данные об активах орга­низации, их источниках, хозяйственных процессах и результатах перио­дически подлежат балансовому обобщению. Балансовое обобщениеосуществляется в денежном выражении на первое число каждого ме­сяца по данным, отраженным на счетах бухгалтерского учета. Оно слу­жит для отражения сведений о хозяйственных средствах и показывает, какие средства имеются у организации и за счет каких источников они получены. Балансовое обобщение позволяет сопоставлять наличие ви­дов средств с источниками их формирования в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс делится на две рав­новеликие совокупности показателей – актив и пассив. Он включает остатки счетов, которые показывают имущество организации (актив), ее собственные и заемные источники (пассив).

Отчетность– это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяй­ственное и финансовое положение организации за определенный пери­од. Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период. Ее данные использу­ются на внутреннем и внешнем уровнях управления хозяйствен­ной деятельностью. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгал­терской отчетности», а порядок ее представления – ст. 14 «Представ­ление бухгалтерской отчетности» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Наши рекомендации