Метод бухгалтерского учета и его основные элементы
Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов (способов), с помощью которых исследуется предмет бухгалтерского учета (хозяйственные средства, источники их формирования и происходящие в организации хозяйственные процессы).
Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных.
Способы (приемы), составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета, слагаются из следующих взаимосвязанных элементов: документации и инвентаризации, оценки и калькуляции, счетов и двойственного отражения в них хозяйственных операций, балансового обобщения и отчетности.
Бухгалтерский учет начинается с непрерывного и сплошного охвата совершаемых операций с помощью документации. Документацияпредставляет собой способ первичной регистрации совершенных операций. Документы отражают содержание хозяйственных операций и их количественные и качественные показатели. Правильность сведений, отраженных в документах, подтверждают своими подписями лица, ответственные за совершение операций, что обеспечивает доказательную силу документов.
Данные бухгалтерского учета должны соответствовать фактическому наличию средств. Чтобы подтвердить это соответствие, необходимо периодически проводить инвентаризацию. Инвентаризация – способ проверки фактического наличия имущества, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются ст. 12 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». При выявлении расхождений учетные данные приводятся в соответствие с фактически выявленным наличием ценностей.
Для получения обобщенных показателей об объектах бухгалтерского учета используется оценка, сущность которой заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в денежный. Она дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов. Таким образом, оценка – это способ денежного измерения имущества (активов) и источников их формирования. Правила оценки имущества и обязательств регламентируется в ст. 11 «Оценка активов и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Калькуляция– способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей, т.е. исчисление себестоимости одной единицы. Для этого все произведенные затраты по данному виду производимой продукции делятся на полученное ее количество. Правила калькулирования себестоимости продукции определяются нормативными актами. Калькуляция является основой принятия решений по выпуску прибыльной и конкурентоспособной продукции.
Все многообразие совершаемых хозяйственныхопераций можно изучить, познать и проконтролироватьлишь в том случае, если они будут сгруппированы по экономической однородности. Отраженные в документах хозяйственные операции регистрируются в специальных таблицах – счетах бухгалтерского учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет, где накапливается и хранится информация. Счета открываются для отдельных видов имущества (активов) или источников их формирования. Например, для учета наличия и движения основных средств открывается счет «Основные средства». Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и текущего отражения изменений в составе имущества (хозяйственных средств, активов) и источников их формирования.
На счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции отражаются способом двойной записи, сущность которой заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах: по дебету одного счета и кредиту другого. Двойная запись обусловлена двойственностью самих хозяйственных операций, она раскрывает смысл и их содержание. Применение двойной записи хозяйственных операций на экономически связанных счетах бухгалтерского учета обеспечивает постоянное балансовое обобщение показателей об объектах бухгалтерского учета и возможность самоконтроля. Например, приобретение материальных ценностей, вызывает, с одной стороны, увеличение запасаценностей, а с другой – уменьшение суммы денег.
Отраженные на счетах бухгалтерского учета данные об активах организации, их источниках, хозяйственных процессах и результатах периодически подлежат балансовому обобщению. Балансовое обобщениеосуществляется в денежном выражении на первое число каждого месяца по данным, отраженным на счетах бухгалтерского учета. Оно служит для отражения сведений о хозяйственных средствах и показывает, какие средства имеются у организации и за счет каких источников они получены. Балансовое обобщение позволяет сопоставлять наличие видов средств с источниками их формирования в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс делится на две равновеликие совокупности показателей – актив и пассив. Он включает остатки счетов, которые показывают имущество организации (актив), ее собственные и заемные источники (пассив).
Отчетность– это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяйственное и финансовое положение организации за определенный период. Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период. Ее данные используются на внутреннем и внешнем уровнях управления хозяйственной деятельностью. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгалтерской отчетности», а порядок ее представления – ст. 14 «Представление бухгалтерской отчетности» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».