Вопрос 50. метод бухгалтерского учета и его элементы

В РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы являются:

· документирование;

· инвентаризация;

· оценка и калькулирование;

· счета бухгалтерского учета и двойная запись;

· баланс и отчетность.

Чтобы получить первичные сведения о фактах хозяйственной жизни в процессе наблюдения составляют документы, которыми оформляется вся хозяйственная деятельность экономического субъекта. В документах фиксируются все происходящие изменения. Составление документа и сам документ – это начало учета. Способ первичной регистрации фактов хозяйственной жизни с помощью документов называется документацией.

Данные учета в отдельных случаях расходятся с фактическим состоянием средств экономического субъекта (в силу естественных причин, неточности при приеме и отпуске, хищений и др. причин) учетные данные могут отличаться от фактических. Для выявления фактических остатков имущества и их расхождений с учетными данными проводится инвентаризация.

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Инвентаризация позволяет проверить, все ли факты хозяйственной жизни оформлены документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация является одним из наиболее доступных и действенных инструментов последующего контроля, т.е. контроля, реализуемого спустя определенное, зачастую значительное время после проведения бухгалтерских процедур, за достоверностью данных бухгалтерского учета о наличии имущества и состоянии обязательств и средств в расчетах.

В первичных документах все факты хозяйственной жизни показываются в натуральных и трудовых измерителях. Чтобы сделать записи в бухгалтерском учете, необходимо их пересчитать в стоимостные. Поэтому возникают элементы, связанные с измерением: оценка и калькуляция.

Пересчет количественных и трудовых показателей в денежные производится с помощью оценки. Оценка – денежное измерение средств экономического субъекта и источников их образования при помощи действующих цен, тарифов, расценок. Например, затраты труда, учтенные в трудовых измерителях (часах, днях), пересчитываются в денежные по ставкам оплаты труда (часовым или дневным тарифным ставкам).

В ходе деятельности экономического субъекта осуществляются процессы снабжения, производства и реализации. В ходе каждого хозяйственного процесса с помощью денежного измерителя необходимо определить затраты. Например, затраты по снабжению экономического субъекта материалами складываются из стоимости материалов по ценам приобретения и сумм транспортно-заготовительных расходов, которые включают в себя погрузо-разгрузочные расходы, транспортные расходы, хранение материалов и т. д. Поэтому, чтобы определить фактическую себестоимость приобретенных материалов, необходимо выполнить определенные расчеты. Таблица, в которой производятся такие расчеты, называется калькуляцией. Процесс расчета себестоимости хозяйственного процесса в специальных таблицах называется калькулированием. Так, в процессе снабжения определяется стоимость приобретенных материальных ресурсов; в процессе производства – себестоимость готовой продукции (работ, услуг); в процессе реализации – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

В систему калькулирования входит калькуляционный учет, обеспечивающий группировку издержек в таких аналитических разрезах, которые позволяют определить себестоимость получаемых в производстве продуктов, а так же калькуляция.

Различают калькуляцию плановую, сметную, нормативную, фактическую.

· плановая калькуляция определяется исходя из прогрессивных норм материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Эти нормы являются средними для планового периода. Плановая калькуляция должна разрабатываться в точном соответствии с утвержденными по конкретной продукции стандартами или техническими условиями, установленным нормальным технологическим процессом и предусмотренными в плане технико-экономических и организационных мероприятий, проведение которых обеспечивает снижение себестоимости продукции. Плановые калькуляции должны быть взаимоувязаны со сметой, которая служит исходной базой при составлении финансового плана предприятия.

· сметная калькуляция – это разновидность плановой. Ее составляют на разовое изделие для определения цены для расчетов с заказчиками (строительство, НИОКР и т.д.)

· нормативная калькуляция составляется на основе действующих (текущих) норм. Нормативные калькуляции составляются двумя способами: последовательно на детали, узлы, машинокомплекты, полуфабрикаты и изделия или на изделие в целом. В первом случае они составляются на основе норм прямых затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет по обслуживанию производства и управлению.

· отчетная калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах.

Система учета затрат и определения себестоимости на каждом предприятии индивидуальна. В любых условиях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования. В свою очередь, объекты учета затрат и объекты калькулирования определяются целями управления.

Объект учета затрат – признак, согласно которому производят группировку производственных затрат для целей управления себестоимостью.

Состав объектов учета затрат зависит от: технологии производства, типа организации производства, структуры управления экономическим субъектом, технических параметров вырабатываемой продукции и др.

Информация, сгруппированная по объектам учета затрат, должна отвечать требованиям управления и служить основанием для деления издержек между незавершенным производством и готовой продукцией, основанием для калькулирования как всего выпуска, так и отдельных видов продукции. Объекты учета затрат определяют систему показателей внутренней отчетности.

Объекты калькулирования – виды продукции, ее части, себестоимость которых подлежит исчислению. Состав объектов калькулирования зависит от: характера продукции, особенностей производственного процесса, организационной структуры экономического субъекта. Каждый объект калькулирования характеризуется определенной потребительной стоимостью.

Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают.

В добывающих отраслях промышленности при отсутствии незавершенного производства (например, в энергетической, газовой, нефтяной и т.д.) объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования. Тоже самое наблюдается с индивидуальным характером производства (например, предприятия тяжелого машиностроения), а также в организациях, работающих по системе заказов (предприятия бытового обслуживания, ремонтные мастерские и т.д.). В производствах, где технологический процесс делится на ряд стадий, такого соответствия не наблюдается. Например, в текстильной отрасли объектами учета затрат становятся отдельные переделы – прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования – готовая продукция, т.е. ткань.

Заключительной стадией калькулирования является исчисление себестоимости единицы продукции путем деления суммарных затрат, относящихся к определенному ее виду, на количество единиц, определяющих объем выпущенной продукции или выполненных работ. Поэтому объекты калькулирования нуждаются в постоянном измерении, для чего используются соответствующие единицы измерения, называемые калькуляционными единицами. Таким образом, калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования и зависит от его натуральных особенностей.

В качестве единиц калькулирования используются:

· натуральные единицы измерения, характеризующие вес, объем, число конкретных предметов;

· укрупненные натуральные единицы измерения (обезличенные) (например, 1000 штук кирпича, 100 пар обуви определенного вида, производственный заказ и т.д.);

· условно-натуральные единицы измерения (спирт 100% крепости и т.д.);

· единица работ (тонна перевезенного груза);

· единица времени (машино-день, машино-час, человеко-час и т.д.);

· эксплуатационные единицы измерения (мощность, производительность).

Все первичные данные, имеющиеся в документах, необходимо привести в определенную систему. Для текущего бухгалтерского учета группировка фактов хозяйственной жизни производится на счетах при помощи двойной записи.

На счетах все факты хозяйственной жизни систематизируются по экономическому содержанию. Этим достигается группировка и текущий учет имущества экономического субъекта, источников их образования и хозяйственных процессов. По всем средствам, источникам и процессам имеются отдельные счета. Счет – это способ текущей группировки и текущего отражения изменений в объектах бухгалтерского учета.

Так как хозяйственная деятельность экономического субъекта представляет собой сложный взаимосвязанный процесс, где каждый факт хозяйственной жизни связывает между собой два экономических явления, то при отражении фактов на счетах сначала нужно установить эти взаимосвязи. Это осуществляется при помощи двойной записи. Двойная запись – это способ отражения взаимосвязи между экономическими явлениями при отражении их на счетах бухгалтерского учета.

Для получения итоговых сведений как о всей деятельности экономического субъекта, так и об отдельных сторонах его деятельности, в бухгалтерском учете для обобщения данных используются баланс и отчетность.

Баланс – это способ обобщенного отражения имущества экономического субъекта и источников его образования на определенную дату. В балансе все данные показываются в денежном выражении.

Для всесторонней характеристики работы экономического субъекта кроме баланса составляется отчетность на основании данных счетов бухгалтерского учета.

Отчетность – это способ получения итоговых сведений об отдельных сторонах деятельности экономического субъекта за определенный период. Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта за определенный период.

Таким образом, метод бухгалтерского учета – это совокупность способов отражения хозяйственной деятельности, которая включает в себя специальные приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.

ВОПРОС 51. БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Текущая деятельность предприятия осуществляется путем реализации администрацией управленческих функций, результаты которой находят отражение в системном бухгалтерском учете. Информация о фактах хозяйственной жизни, произведенных экономическим субъектом за определенный период, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Методологически и организационно бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса.

Отчетность по своей сущности предназначена для удовлетворения потребностей в информации разнообразных ее потребителей. На предприятии отчетной информацией пользуются все соответствующие звенья управления и работники организации, а за пределами предприятия – реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, клиенты, правительственные учреждения и общественные организации.

В соответствии с законом № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

В соответствии с законом № 402-ФЗ к отчетности предъявляется ряд требований[5]:

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

10. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено законодательством. В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств).

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается федеральными стандартами.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Бухгалтерский баланс показывает все имущество организации и источники его образования на определенную дату.

Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты работы экономического субъекта, их формирование и использование. В этом отчете отражено формирование всех видов финансовых результатов: валовой прибыли, прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения, чистой прибыли (убытка). Данная форма необходима для оценки рентабельности предприятия и продукции, а также анализа деловой активности экономического субъекта.

Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию о наличии и изменении уставного капитала, резервного и других составляющих капитала предприятия. Этот отчет необходим для оценки структуры капитала предприятия и ее рациональности и достаточности капитала предприятия для осуществления вложений и текущей деятельности.

Отчет о движении денежных средств раскрывает данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходовании денежных средств предприятия. При этом движение денежных средств отражается в разрезе трех сфер деятельности: текущей (основной), инвестиционной, финансовой. В основной сфере приток денежных средств связан с получением выручки от реализации продукции (работ, услуг), а отток – с погашением кредиторской задолженности. В инвестиционной сфере сосредоточены денежные потоки, связанные с приобретением и реализацией активов долгосрочного пользования (основных средств, нематериальных активов и финансовых вложений). В финансовой сфере сосредоточены денежные потоки, связанные с движением источников финансирования предприятия как собственных, так и привлеченных. Такой отчет необходим для оценки платежеспособности предприятия.

Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В соответствии с данным приказом иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее - пояснения):

· оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

· содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно.


Наши рекомендации