Решение конфликтной ситуации

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенные вам ситуации и ответьте на вопросы.

Ситуация 1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за 1-квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора А.И.Петрова. В свою очередь Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников, и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

Вопросы: Определить причины, объект, субъект и тип конфликта.

О каком конфликте – конструктивном и деструктивном – идет речь?

Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

Задание 2. Рассмотрите и разрешите предложенные вам ситуации.

Ситуация 1. В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в отделе накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняются с неохотой. Что Вы предпримите?

Ситуация 2. В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?

Задание 3. Приведите пример возникновения стрессовой ситуации из Вашей жизни и определите пути предупреждения этой ситуации.

Практическое занятие № 9

Анализ действия руководителя и подчиненных

Руководство – способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Власть – возможность влиять, воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Влияние – поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других лиц.

Выделяют пять форм власти:

· традиционная (законная) власть;

· власть, основанная на принуждении;

· власть, основанная на вознаграждении;

· экспертная власть;

· эталонная власть, или власть, основанная на харизме.

Выполнение работы

Задание 1. Рассмотрите предложенную вам ситуацию и ответьте на вопросы.

Некий коммерческий банк – один из многих мелких коммерческих банков, созданных за последние годы. Банк начал свои операции немногим более полутора лет назад. Весь штат банка состоял из 15 человек, не считая 6 человек охраны. Банк занимал помещение из 5 комнат: операционный зал, бухгалтерия, секретариат, кабинет управляющего и касса.

Управляющий банка – Иванов Сергей Васильевич, 45 лет, ранее работал в Научно-исследовательском центре. Стал управляющим благодаря своим знаниям банковского дела и обширным связям в финансовом мире. Человек осторожный в общении с учредителями и несдержанный с подчиненными.

Главный бухгалтер банка – Смирнова Лидия Петровна, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учета в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня основания.

В результате проверки, проведенной Государственной налоговой инспекцией, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности. На банк был наложен крупный штраф.

Следует отметить, что бухгалтерский учет велся в соответствии с учетной политикой банка, утвержденной его руководством.

За несколько месяцев до проверки Смирнова пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях. При этом произошел следующий разговор.

Л.П.: «Сергей Васильевич, у нас возникла проблема. Имеются серьезные нарушения в области бухгалтерского учета».

С.В.: «А чем я могу вам помочь? Ведь это же вы – главный бухгалтер. Для этого вас и взяли на работу».

Л.П.: «Видите ли, я не могу изменить учетную политику предприятия без согласования с руководством банка».

С.В.: «Но вы же видите, сколько у меня дел! Разбирайтесь сами. Я спешу на встречу с руководителем фирмы, которая может стать очень выгодным клиентом нашего банка».

Смирнова пыталась снова начать этот разговор, однако у Иванова и на этот раз нашлись более важные дела. После того как на банк был наложен штраф, Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме. Смирнова сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию.

Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, управляющий вынужден был извиниться. Для того чтобы принести свои извинения, Иванов счел неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришел в бухгалтерию, где кроме Смирновой находились еще двое бухгалтеров. Смирнова приняла извинения управляющего, и конфликт власти был улажен.

Вопросы:

1. Достаточно ли одних профессиональных навыков, чтобы назначить человека начальником?

2. Как могла Смирнова привлечь внимание управляющего к своему вопросу?

3. Корректно ли поддерживать авторитет начальника за счет подчиненных?

4. Правильно ли повел себя Иванов, когда приносил извинения Смирновой?

5. Какие последствия может повлечь даже единственный случай грубого или просто нетактичного поведения в присутствии подчиненных? Как это отразится на авторитете начальника?

6. Какова роль руководителя в создании благоприятного психологического климата в коллективе?

Задание 2. Рассмотрите и предложите ваш вариант решения ситуации.

Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

Практическое занятие № 10

Составление плана организации личной работы

1.Перед вами примерный список навыков, способностей и сильных сторон. Возможно, какими-то из них обладаете и вы.


  • Способность к конструированию и изобретательству.
  • Исполнительность.
  • Умение работать в команде.
  • Способность руководить командой.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Способность находить общий язык с другими людьми.
  • Готовность идти на риск.
  • Умение подавать товар лицом, убеждать других.
  • Расчетливость.
  • Хорошая память.
  • Умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами.
  • «Золотые руки».
  • Готовность менять привычную рутину.
  • Быстрая реакция.
  • Доброжелательность.
  • Умение собирать и систематизировать информацию.
  • Умение решать проблемы.
  • «Твердый характер».
  • Организаторские способности.
  • Математические способности.
  • Умение красноречиво говорить.
  • Способность находить ответы на поставленные вопросы.
  • Умение планировать.
  • Умение вводить в курс дела и собирать необходимые сведения.
  • Умение формулировать проблему.
  • Умение помогать другим.
  • Умение контролировать.
  • Умение управлять работой других.
  • Умение чинить, ремонтировать вещи.
  • Умение пользоваться инструментами.
  • Умение пользоваться машинами, оборудованием.
  • Четко выполнять полученные инструкции.
  • Читать чертежи.
  • Умение слушать.
  • Умение налаживать контакт с другими людьми.


Проработайте вопрос о собственных навыках и умениях, составив такую таблицу:

Мои навыки и способности Примеры того, как я их применял на практике
1. 2. 3. . . 1. 2. 3. . .

2. Вы начальник отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находится 50 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Как Вы поступите в этой ситуации, есть ли в сложившейся ситуации Ваша вина как руководителя?

3. Вы – руководитель крупной организации. В первую очередь Вы всегда выполняете неотложные дела. Вы пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы и тем самым тратите большую часть своего рабочего времени, но часть дел так и остается «лежать на столе». Как исправить сложившуюся ситуацию?

4. Наблюдая за работой своего подчиненного, Вы видите, что он не умеет планировать время, отводимое на выполнение поручений, в результате чего происходят срывы. Что следует предпринять в подобной ситуации?

5. Вы стали свидетелем беседы двух своих коллег. Один из них утверждает, что планирование необходимо осуществлять, начиная с перспективных дел, т.е. на год. Его оппонент считает, что планирование удобно начинать с записей дел на неделю. Чью точку зрения Вы поддерживаете? Обоснуйте свою позицию.

Практическое занятие № 11

Наши рекомендации