Раздел №1: Теория бухгалтерского учета.
Раздел №1: Теория бухгалтерского учета.
Общая характеристика бухгалтерского учета.
1.Роль хозяйственного учета. Понятие о хозяйственном учете, виды хозяйственного учета.
2.Измерители, применяемые в учете.
3.Роль, принципы и задачи бухгалтерского учета.
1
Деятельность предприятий направляется на производство определенной продукции, работ или услуг, их реализацию, потребление материальных ценностей. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий появляется довольно большая система взаимоотношений с другими предприятиями и организациями, а также с трудовым коллективом.
Для того чтобы правильно управлять деятельностью предприятий, принимать правильные и своевременные решения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, надо иметь достаточный объем информации, и в первую очередь учетной информации. Эта информация о фактическом повседневном состоянии хозяйственной деятельности появляется в процессе хозяйственного учета, когда с помощью цифр происходит наблюдение и регистрация всех фактов и явлений в деятельности предприятий.
Учет- количественное отражение и качественная характеристика всех фактов и событий хозяйственной деятельности. С помощью учета обрабатываются полученные сведения для нужд управления предприятием.
Существует три вида хозяйственного учета:
§ Оперативный;
§ Статистический;
§ Бухгалтерский.
Оперативный учет может дать ответ о содержании отдельных, частных и повседневных хозяйственных операциях (например: ежедневная отгрузка отдельных наименований ТМЦ). Этот учет использует три вида измерителей, однако использование денежного измерителя ограничено, т.к. в данном виде учета отражаются в основном однородные хозяйственные операции, не требующие постоянного обобщения.
Статистический учет позволяет осуществить количественную и качественную оценку массовых социально- демографических и экономических явлений общественной жизни. Статистика применяет свои приемы и способы: обследование, перепись, наблюдение, анализ. На базе статистических данных государственные органы управления разрабатывают прогнозы и принимают решение в области экономической политики.
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и документального отражения информации о состоянии и движении имущества предприятия в денежном выражении, контроль за хозяйственной деятельностью организации, с целью исчисления и оценки показателей и представления их соответствующим пользователям, которые должны обосновать и принять управленческие решения.
2
Существует 3 вида измерителей:
1. Натуральные (килограммы, литры, метры, штуки) раскрывают количественную характеристику однородного объекта учета и служат для получения информации в указанных единицах. Применение этих измерителей, в учете разнородных объектов, пусть даже имеющих одну и ту же единицу измерения не допустимо.
2. Трудовой измеритель предназначен для учета затраченного рабочего времени. Единицами их измерения служат месяца, дни, часы, минуты. С их помощью контролируется норма выработки, производительность труда, начисление заработной платы.
3. Денежный измеритель (рубли, условные единицы…), является обобщающим показателем, позволяющий объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерители. С помощью денежного измерителя получают другие измерители, такие как прибыль, рентабельность…
3
Работая в новых условиях, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Руководство обязано анализировать целесообразность покупки средств производства, выпуска продукции, выполнение работ, оказания услуг. Основным источником этой информации является бухгалтерский учёт. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения, характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия. Взяв за основу учетную информацию, можно предусмотреть показатели развития предприятия и выявлять резервы эффективности производства. Учет является важнейшим средством контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей (ТМЦ), за основными средствами (ОС), за правильным использованием и выявлением дополнительных резервов. Также аппарат бухгалтерии осуществляет контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций.
Принципы (требования) предъявляемые к бухгалтерскому учету:
1. Полнота и своевременность;
2. Простата, ясность, доступность;
3. Двойственность – в бухгалтерском учете все операции получают двойственное отражение, т.е. совокупность учетной информации о предприятии рассматриваются в двух аспектах:
§ по составу средств;
§ по источникам образования средств.
4. Принцип денежного измерения – в бухгалтерском учете отражаются только те хозяйственные операции, которые поддаются денежной оценке;
5. Достоверность;
6. Сопоставимость, т.е. обеспечение сопоставимости учетной информации с плановыми показателями;
7. Постоянство – для сопоставления данных в течении одного периода необходимо пользоваться одними и теми же формами и методами бухгалтерского учета;
8. Соответствие – доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами. Это необходимо для определения финансового результата.
Целью бухгалтерского учета является выявление финансового результата (прибыли или убытка) путем подсчета доходов и расходов за определенный период времени.
Задачи бухгалтерского учета:
1. Контроль за выполнением планов;
2. Обеспечение сохранности собственности;
3. Выявление внутренних резервов;
4. Выделение в учете и отчетности роста производства за счет увеличения производительности труда, улучшения использования основных фондов…
5. Формирование информации о фактическом использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
6. Контроль за соблюдением договорных обязательств;
7. Своевременное предупреждение негативных явлений финансово-хозяйственной деятельности;
8. Достоверное и своевременное составление баланса, отчета о прибылях и убытках и другой отчетности в соответствии с законодательством РБ.
ТЕМА: Учет расчетных и кредитных операций.
Учет расчетных операций.
А) Счет 60
Б) Счет 62
В) Счет 73
Г)Счет 75
Д)Счет 76
Е)Счет 68
Ж) Счет 71
Учет кредитных операций.
1.
А) Для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен синтетический активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет предназначен для учёта расчетов за:
· ТМЦ, включая электроэнергию, газ, воду….- независимо от времени оплаты за них;
· Принятые работы и потребляемые услуги - независимо от принятого порядка оплаты за них.
По кредиту счету 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта по приобретенным ценностям, принятым работам или потребленным услугам с НДС.
Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам, учитываются по Д 60.
На отдельном субсчете учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям, выданным за полученные материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги – при поступлении денежных средств в счет оплаты за вексель.
Дебет 10, 41, 08, 20… Кредит 60 – на стоимость поступивших от поставщиков ценностей,
Дебет 18 Кредит 60 – сумма «входного» НДС, отраженная в расчетных документах поставщика и включенный в счет на оплату,
Дебет 60 Кредит 51, 52 – на суммы оплаченные поставщикам,
Дебет 60 Кредит 66, 67 – на суммы расчетов с поставщиками.
Б) Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут быть предусмотрены субсчета:
62/1 – расчеты в порядке инкассо ( учитываются расчеты с покупателями по отгруженной продукции, товарам, выполненным работам или оказанным услугам);
62/2 – расчеты плановыми платежами (по сделкам с периодическими перечислениями средств в размерах заранее согласованных участниками сделки);
62/1 – авансы полученные (по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или оказание услуг, а также по оплате продукции, работ или услуг, произведенных для заказчиков по частичной готовности).
В) Предприятия, кроме расчетов с рабочими и служащими по оплате труда, с подотчетными лицами, депонентами, могут осуществлять расчеты с работниками по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба и т.п. Для учёта этих хозяйственных операций используют активный синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Сальдо по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» дебетовое и отражает сумму задолженности работников перед предприятием. По дебету отражают увеличение дебиторской задолженности, а по кредиту - её уменьшение.
К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» открываются следующие субсчета:
73/1 «Расчеты по предоставленным займам»;
73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).
По дебету счета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции с кредитом счетов 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет».
На сумму платежей, поступивших от работника-заемщика, счет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (в зависимости от принятого порядка платежа).
На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.
В дебет счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и другие.
По кредиту счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» записи производятся в корреспонденции с дебетом счетов: учёта денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из сумм по оплате труда; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.
Аналитический учёт по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику-дебитору в отдельности.
Г) При создании акционерных обществ, кооперативов, хозяйственных товариществ, других аналогичных предприятий их учредители (акционеры акционерного общества, участники хозяйственного товарищества, члены кооператива и др.) вносят определенные вклады в уставный капитал предприятия. Этими вкладами могут быть здания, сооружения, оборудование, другие основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и нематериальные активы. Для отражения информации о всех видах расчетов с учредителями применяется активно-пассивный синтетический счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому открываются субсчета: 75/1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал», 75/2 «Расчеты по выплате доходов». На субсчете 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный фонд.
При создании предприятия по дебету счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный фонд» принимается на учет сумма задолженности учредителей по вкладам в уставный фонд.
Фактически внесенные вклады учредителей в виде денежных средств отражают по кредиту счета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд» в корреспонденции с дебетом счетов учета активов.
На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями предприятиях по выплате им доходов. Начисление доходов отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 75-2 «Расчеты по выплате доходов». При этом начисление и выплата доходов работникам предприятиях, входящим в число его учредителей, учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75-2 «Расчеты по выплате доходов» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Аналитический учёт по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю.
Д)В процессе хозяйственной и иной деятельности у предприятий торговли и общественного питания возникают расчеты с разными юридическими и физическими лицами. Одни их них являются дебиторами, другие - кредиторами. Учёт расчетов с разными дебиторами и кредиторами ведется на одноименном активно-пассивном синтетическом счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому открываются следующие субсчета:
76/1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;
76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
76/3 «Расчеты по претензиям»;
76/4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
76/5 «Расчеты по депонированным суммам»;
76/6 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»;
76/7 «Расчеты, связанные с выбывающей группой».
На субсчете 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» учитываются расчеты по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов. При удержании сумм из заработной платы работников в пользу третьих лиц делается запись по дебету субсчета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным
документам», при перечислении указанных сумм кредитуются счета учёта денежных средств и дебетуется субсчет 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам».
На субсчете 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению). Начисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» в корреспонденции с дебетом счетов учёта затрат на производство (расходов на реализацию) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» в корреспонденции со счетами учёта денежных средств.
На субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. По дебету субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям» отражаются суммы предъявленных претензий. Субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции с дебетом счетов учёта денежных средств.
На субсчете 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету субсчета 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учёта активов (51 «Расчетный счет»и др.) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На субсчете 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» учитываются расчеты с работниками организации по суммам начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей). Депонированные суммы отражаются по кредиту субсчета 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету субсчета 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» и кредиту счетов учёта денежных средств.
Аналитический учёт к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору в отдельности.
Е)Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физический лиц в бюджет соответствующего уровня на основании соответствующих законов.
Основная часть расчетов с бюджетом- платежи.
Расчеты с бюджетом учитываются на синтетическом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 отражаются суммы начисленных налогов в бюджет, а по дебету счета 68 отражаются перечисленные в бюджет платежи.
Типовым планом счетов предусматривается ведение расчетов по налогам и сборам по следующим субсчетам:
68/1 – «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
68/2 - «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;
68/3 - «Расчеты по налогам и сборам исчисляемым из прибыли (дохода)»;
68/4 - «Расчеты по подоходному налогу»;
68/5 - «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
В бухгалтерском учёте начисление налогов и других платежей в бюджет и их перечисление отражается следующими записями:
Д 20, 26, 44 К68 – начисление налогов, включаемых в себестоимость;
Д 90, 91 К68 – начисление налогов из выручки;
Д 99 К68 – начисление налогов из прибыли;
Д 70, 75 К68 – начисление налогов на доходы физических лиц;
Д 68 К51 – перечисление налогов и платежей в бюджет по каждому налогу.
Ж)
Работникам предприятия могут выдаваться под отчет денежные средства в тех случаях, когда нельзя произвести расчеты или оплату расходов из кассы или безналичным путем через банк. Денежные средства выдаются подотчет на хозяйственные или командировочные расходы. Выданные под отчет денежные средства должны расходоваться строго по целевому назначению, указанному при выдаче аванса. Авансы на командировочные расходы выдаются на основании приказа о командировании работника, задании по командировке, командировочных удостоверений в пределах сумм на оплату проезда, суточных и квартирных (на срок командировки). Суточные выплачиваются включая дни отдыха и праздники. Транспортные расходы оплачиваются согласно представленных документов, включая бронь, местные сборы и расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями. С разрешения администрации может оплачиваться проезд в мягком вагоне или проезд первым классом (сумма разницы за счет прибыли).
По возвращении из командировки, а также на все полученные авансы подотчетное лицо составляет авансовый отчет, к которому прилагаются оправдательные документы: отчет о выполненном задании в командировке, командировочное удостоверение с отметками о прибытии и выбытии, билеты на проезд, счета гостиниц, чеки на купленные материалы… Бухгалтер проверяет законность расходов, правильность оформления документов, правильность составления авансового отчета. Документы на расходы не подлежащие оплате или не правильно оформленные возвращаются подотчетному лицу. О проверке отчета бухгалтер расписывается на авансовом отчете и он утверждается руководителем предприятия. После утверждения, на авансовом отчете проставляется корреспонденция счетов. Остаток неиспользованных сумм денежных средств сдается в кассу предприятия. Новый аванс выдается только после полного расчета по ранее выданному авансу.
Для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен активно-пассивный счет 71. По дебиту счета отражаются выданные авансы. По кредиту счета 71 отражаются возвращенные неиспользованные авансы и суммы, которые утверждается по авансу.
Основные операции:
71/50 — выданы суммы под отчет;
10, 41/71 — от подотчетного лица поступили…;
20,25,26,44/71 — утверждены авансы по командировочным авансам в пределах норм;
84/71 — утверждены авансы по командировочным авансам сверх норм;
50/71 — возвращена подотчетным лицом сумма неиспользованного аванса;
70/71 — удержана у подотчетного лица сумма неиспользованного и невозвращенного аванса.
2.
Многие предприятия пользуются кредитами банка для пополнения производственных запасов при трудностях с реализацией продукции, для капитального строительства…
Кредиты банка позволяют маневрировать собственными средствами, хозяйствовать с меньшей суммой собственных средств.
Кредиты банки выдают на принципах:
· Целевой характер кредитования;
· Обеспеченность кредитов средствами;
· Срочность;
· Возвратность;
· Платность.
Порядок кредитования, оформления кредитов, погашения кредитов регулируется правилами банков и кредитными договорами.
Кредиты на текущую хозяйственную деятельность выдают на срок не более 1 года. Они называются краткосрочными кредитами и учитываются на пассивном счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам».
Долгосрочные кредиты банки дают на техническое перевооружение, расширение действующего предприятия, на строительство, приобретение нового оборудования, машин, особенно кредитами пользуются высокопроизводительные отрасли, направленные на расширение производства товаров народного потребления, стройматериалов, строительства жилых домов, социально – бытовых объектов… Синтетический учет по долгосрочным кредитам ведут на пассивном счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам».
Для получения кредита предприятия представляют в банк заявление, где указывается целевое направление кредита, сумму, срок пользования и срок погашения, характеристику кредитуемого предприятия и экономический эффект от осуществления кредита, технико-экономическое обоснование кредитуемого объекта, копии договоров с покупателями продукции, товаров… с подрядными организациями и другие документы по требованию.
Для определения платежеспособности предприятия, в банк представляется баланс деятельности на последнюю отчетную дату ,отчет о прибылях и убытках. При низкой платежеспособности банку представляются гарантии погашения кредита: обязательства по залогу имущества, на которое банк имеет право на взыскание или гарантийное письмо предприятия-гаранта о погашении кредита в безакцептном порядке. При невыполнении обязательств по погашению кредита, банк имеет право объявить предприятие неплатежеспособным, т. е. банкротом и реализовать заложенное имущество, погашать просроченные кредиты за счет поступающей выручки от реализации продукции, работ и услуг.
Основные операции:
Дт 51, 52 Кт 66, 67 – зачислен кредит на расчетный или валютный счет;
Дт 60 Кт 66, 67 – оплачены счета поставщиков или перечислен аванс поставщику за счет кредита;
Дт 69, 68, 76 Кт 66, 67 – за счет кредита оплачена задолженность в бюджет, в ФСЗН, кредиторам;
Дт 91 Кт 66, 67 – начислили проценты по кредиту;
Дт 66, 67 Кт 51, 52 – погашен кредит.
Тема Учёт труда и заработной платы.
1. ЕТС, ФЗП, задачи учета труда.
2. Формы и виды заработной платы.
3. Порядок оплаты труда.
4. Отчисления от ФЗП (фонда заработной платы):
· Расчеты с Белгосстрахом
· Расчеты с фондом социальной защиты населения
5. Расчет заработной платы за дни временной нетрудоспособности.
6. Расчет заработной платы за дни отпуска.
7. Удержания из заработной платы.
8. Документальное оформление и учёт расчетов по заработной плате.
1.
Ведущая роль в создании материальных благ принадлежит труду. Основной формой материального вознаграждения является оплата затраченного труда.
Для начисления заработной платы работникам организации используют республиканскую тарифную систему оплаты труда — совокупность нормативных актов по регулированию уровня заработной платы, основными элементами которой являются единая тарифная сетка, тарифные коэффициенты, система квалификационных справочников, тарифная ставка первого разряда.
Инструментом тарифного нормирования оплаты является ETC. Она представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд характеризует уровень квалификации работника, степень сложности выполняемых работ и ответственности, которые регламентируются соответствующими квалификационными характеристиками.
Тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз тарифные ставки работников второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.
Работники, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, распределяются по 27-разрядной ETC. Рабочие в ETC тарифицируются с 1 по 8 разряд, специалисты среднего уровня квалификации — с 7 по 10 разряд, ведущие специалисты — с 13 по 15 разряд, главные специалисты (в структурных подразделениях) — с 15 по 17 разряд, руководители — с 17 по 19 разряд.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям), установление тарифных коэффициентов и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих и иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.
Тарифный разряд, кратный размер тарифной ставки первого разряда зависят от степени сложности выполняемых работ, ответственности, уровня квалификации, теоретических знаний и практических навыков работника.
Конкретный порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем.
Основным элементом тарифной системы является тарифная ставка 1 разряда, которая определяет минимальную оплату в единицу времени. Коммерческие организации тарифную ставку 1 разряда устанавливают самостоятельно исходя из своих финансовых возможностей, но не ниже тарифной ставки, установленной Советом Министров Республики Беларусь для бюджетных организаций.
В организации должен осуществляться строгий контроль за использованием фонда заработной платы и выплатами, не включаемыми в него. Это связано с тем, что большая часть фонда заработной платы включается в себестоимость продукции, работ, услуг и влияет на размер прибыли организации. Кроме этого, фонд заработной платы является базой для исчисления взносов в ФСЗН и обязательных отчислений в Белгосстрах. Поэтому важно правильно разграничить расходы на оплату труда, начисление премий и пособий между источниками их возмещения, руководствуясь соответствующими нормативными документами.
Состав фонда заработной платы определен соответствующими нормативными документами, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Согласно им в состав фонда заработной платы включаются:
• заработная плата за выполненную работу и отработанное время - по тарифным ставкам (окладам) и по сдельным расценкам с учетом повышений, предусмотренных законодательством; суммы индексации заработной платы в связи с инфляцией; доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за руководство бригадой и др.;
• выплаты стимулирующего характера:
1. регулярные (ежемесячные или ежеквартальные), например, надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, ученую степень, звание, за сложность и напряженность работы, за владение иностранными языками и их применение в практической работе; надбавки к зарплате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы), премии и вознаграждения независимо от источников выплат и др.;
2. единовременные (например, разовые премии и вознаграждения независимо от источников выплат); вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы); единовременная материальная помощь, выплачиваемая всем или большинству работников; вознаграждения к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям (включая стоимость подарков и материальную помощь) и др.;
• выплаты компенсирующего характера — повышенная оплата труда, применяемая в особых условиях (на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда), доплаты за интенсивность труда, за ненормированный рабочий день, за особый характер работы, за работу в ночное время или ночную смену при сменном режиме работы; оплата за работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, за работу в сверхурочное время и др.;
• оплата за неотработанное время — оплата трудовых и социальных отпусков; заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные работы, на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку; оплата отпусков в связи с обучением, предоставляемых работникам, обучающимся в учреждениях образования, и др.;
• другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы — вознаграждения, стоимость подарков по итогам соревнований, смотров-конкурсов (по профессии, результатам производственной деятельности, охране труда, улучшению условий труда и других); суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате квартирной платы, коммунальных услуг, найму жилья (сверх предусмотренного законодательством Республики Беларусь), учитываются в составе фонда заработной платы.
В состав фонда заработной платы не включаются:
· выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случае прекращения трудового договора (контракта);
· доплаты к пенсиям за счет средств организации;
· единовременное пособие (вознаграждение) при выходе на пенсию;
· материальная помощь, оказываемая родителям при рождении ребенка, многодетным семьям за счет средств организации;
· стоимость выданной специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
· стипендии учащимся и студентам, направленным организацией на обучение в учреждения образования, выплачиваемые за счет средств организации, и т. д.
Правительство РБ также регламентирует размер оплаты труда путем установления минимальной заработной платы.
Перед учетом труда стоят следующие задачи:
· Своевременное и правильное документальное оформление операций, связанных с затратами труда;
· Правильность расчетов заработной платы и связанных с ней удержаний;
· Разграничение расходов на оплату труда, исчисляемых на затраты предприятия или осуществляемые за счет других источников.
2.
На предприятиях и в организациях применяется две формы оплаты труда: cдельная, повременная.
1. Сдельная оплата труда предусматривает оплату за количество и качество, произведенной продукции или выполненной работы по установленным расценкам с учетом выработки. Такая форма оплаты труда стимулирует рост производительности труда, обеспечивает сочетании интересов предприятия и работников. Она предполагает применение следующих систем оплаты труда:
1.1 При прямой сдельной системе оплата труда рабочих и служащих находится в прямой зависимости от количества выпущенной продукции или выполненной работы и определяется как произведение установленной сдельной расценки на количество выпущенной продукции.
1.2 При сдельно-премиальной (наиболее распространенной) системе оплаты труда, кроме сдельного заработка, работникам начисляют премии за конкретные показатели торговой деятельности.
1.3 При сдельно-прогрессивной системе, оплата труда работников за выпущенную продукцию, производится в пределах установленных норм выработки по прямым сдельным расценкам, а сверх норм по повышенным расценкам (по установленной шкале), но не выше двойной сдельной расценки.
1.4 Косвенная сдельная система применяется для стимулирования производительности труда рабочих обслуживающих оборудование и рабочие места. Их труд оплачивается из расчета количества выпущенной продукции основными рабочими, которых они обслуживают.
1.5 При аккордной системе оплата труда производится за весь объем работы с учетом установленного срока их выполнения. Общая сумма вознаграждения за труд определяется по сдельным расценкам исходя из норм выработки и всего комплекса работ. Эта система может предусматривать премиальные доплаты за качественное и досрочное выполнение заданий. Эта система эффективно используется в строительстве или на транспортных организациях.
2. повременная оплата труда предусматривает оплату за отработанное время с учетом квалификации работника и условиями труда независимо от выработки, она предполагает следующие системы:
2.1 при простой повременной системе оплата труда зависит от тарифной ставки (должностного оклада) и количества отработанного работником времени.
2.2 При премиально-повременной системе наряду с оплатой за отработанное время по тарифным ставкам (должностным окладам) работникам начисляют премии за количество работы, за достижение определенных качественных показателей работы.
Заработная плата подразделяется на два вида:
- Основная заработная плата начисляется за фактически отработанное время или выполненные работы…с учётом различных надбавок, доплат, премий.
- Дополнительная заработная плата начисляется за фактически неотработанное время, но подлежащее оплате в соответствии с трудовым законодательством:
· Оплата отпусков;
· Оплата за время выполнения государственных обязанностей (военкомат…);
· Выходные пособия...
3.
Учет рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от применяемых форм оплаты труда. Учет рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от применяемых форм оплаты труда.
Для учета выработки и заработной платы организации могут применять различные формы первичных документов. Это зависит от отраслевой принадлежности организации, применяемых форм и систем оплаты труда, а также от особенностей технологии и организации производства. При повременной оплате труда заработная плата работников исчисляется на основании учета отработанного времени, тарифной ставки и разряда, присвоенного работнику. При оплате труда по сдельным расценкам необходимо знать выработку каждого работника и отработанное время.
Наиболее часто применяются следующие первичные документы:
· Листок учета
· Рапорт о выработке
· Рапорт о выработке
· Маршрутный лист.
· Листок на доплату к рапорту (на отклонением от нормальных условий работы) и т.д.
Учет рабочего времени на предприятиях ведут в табелях учета использования рабочего времени. Их составляют табельщики или руководители структурных подразделений. Табель заполняют в