Четыре типа хозяйственных операций
Документирование хозяйственных операций
Согласно принципу полноты все факты хозяйственной деятельности находят сплошное и непрерывное отражение на бухгалтерских счетах на основании первичных документов.
Документация — основной способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организаций, ее первичного контроля. Документация служит основанием для последующих бухгалтерских записей и обеспечивает точность, достоверность и полноту учетных показателей, а также возможность их контроля.
Каждая операция, независимо от объема и содержания, в момент ее совершения оформляется документом, что является первым этапом учета.
Документ представляет собой письменное доказательство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции, право на его совершение.
Первичные документы должны быть составлены своевременно, в момент совершения хозяйственной операции, а если это не возможно — сразу же после неё. За достоверность содержащихся в документах данных и качество его оформления несут ответственность лица, подписавшие документ.
К первичным документам предъявляются определенные требования. Составлены они могут быть по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации или разработанным организациями самостоятельно. К учету принимаются только документы, составленные по установленной форме.
Каждый документ должен полностью отвечать своему назначению, он должен содержать определенные показатели. Показатели, характеризующие хозяйственную операцию, отраженную в документе, называют реквизитами.
Реквизиты бывают обязательные и дополнительные. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты.
—наименование документа;
—дата составления;
—наименование организации;
—содержание хозяйственной операции;
—измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
—наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции;
— подписи ответственных лиц и т.д.
К дополнительным реквизитам могут относиться: адрес и телефон организации, стороны участвующие в совершении операции, и т.д.
В документах должны быть заполнены все реквизиты, отражающие достоверные данные. Документы могут заполняться пастой шариковых ручек, химическим карандашом, при помощи ПК. Документ должен быть оформлен четко, ясно, без помарок, производить записи в документах простым карандашом не разрешается. Итоговые записи, связанные с передачей ценностей, должны писаться прописью. Свободные строки должны быть подчеркнуты.
Документы, которыми оформляют факты хозяйственной жизни, связанные с движением денежных средств, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер или уполномоченные ими лица.
Ошибочные записи в документах исправляют следующим образом: зачеркивают неправильный текст или сумму, чтобы было видно зачеркнутое, а сверху подписывают правильный текст или сумму. Исправление должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, указана дата исправления. В банковских и кассовых документах никакие исправления не допускаются. Неверно составленный документ уничтожается и составляется новый документ.
Поступившие в бухгалтерию документы подлежат проверке и обработке. Проверка первичных документов осуществляется:
—по форме (полнота и правильность заполнения);
—арифметически (правильность расчетов);
—по существу (законность и целесообразность операции). Проверенные документы подлежат группировке, затем на каждом документе указывается корреспонденция счетов, на основании которой содержание документов переносится в учетные регистры.
Первичные документы, прошедшие обработку подлежат гашению, исключающему возможность их повторного использования.
После этого первичные документы поступают в текущий бухгалтерский архив.
Движение документов от момента составления или получения от других организаций до передачи в архив называется документооборотом.
Контролирует процесс документооборота в организации главный бухгалтер.
Четыре типа хозяйственных операций
По характеру изменения статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа
При операциях первого типа изменяется только состав имущества организации (актив баланса), одна статья актива увеличивается, а другая уменьшается, итог баланса (валюта) остается прежним.
Первый тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения
А + Х - X = П.
Пример операции первого типа. Получено в кассу с расчетного счета в банке для выдачи заработной платы персоналу организации 10 000 руб. В результате денежные средства в кассе увеличились на 10 000 руб., а на расчетном счете — уменьшились на 10 000 руб. Обе статьи расположены в активе баланса, следовательно, валюта баланса не изменилась.
Второй тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения
А - Х = П - X.
Пример операции второго типа. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации 10 000 руб. В результате денежные средства в кассе уменьшаются на 10 000 руб. и одновременно уменьшается задолженность по заработной плате перед персоналом. Операция вызывает уменьшение и актива (по статье «Касса»), и пассива баланса (по статье «Расчеты с персоналом по оплате труда») на равную сумму — 10 000 руб. При этом равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается, валюта баланса уменьшилась не 10 000.
Третий тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения
А + Х = П + Х.
Пример операции третьего типа. От поставщиков поступили материалы на сумму 20 000 руб. В результате запасы материалов увеличиваются на 20 000 руб. Одновременно увеличивается задолженность поставщикам за материалы. Операция затрагивает одновременно и актив, и пассив баланса: в активе происходит увеличение на 20 000 руб. по статье «Материалы»; в пассиве увеличивается на ту же сумму статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом равенство итогов баланса не нарушается, валюта баланса увеличивается на 20 000 рублей. Операции четвертого типа вызывают изменения только в составе источников формирования имущества (пассив баланса), одна статья пассива увеличивается, а другая уменьшается, итог баланса (валюта) остается прежним.
Четвертый тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения
А = П + Х - X.
Пример операции четвертого типа. Оплачена задолженность поставщикам за счет краткосрочных кредитов банка на сумму 5000 руб. По данной хозяйственной операции задолженность перед поставщиками уменьшилась на 5000 руб., а задолженность по кредитам банка увеличилась на эту же сумму. Обе статьи отражены в пассиве баланса. Итог пассива не меняется и равен итогу активу баланса.
Следовательно, любая хозяйственная операция не нарушает равенства итогов актива и пассива баланса.