Порядок выбора темы и оформления контрольных работ
Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Судебная бухгалтерия»
Цели и задачи контрольной работы
Контрольная работа является одним из важнейших видов учебного процесса и представляет собой самостоятельную работу научно-практического характера. Выполнение контрольной работы по спецкурсу «Судебная бухгалтерия» должна способствовать достижению следующих целей:
1) систематизация и углубление теоретических знаний;
2) приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и монографической литературой;
3) формирование умения анализировать уголовно-процессуальное законодательство и практику его применения;
4) овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.
Контрольная работа базируется на изучении значительного числа научных источников, нормативных правовых актов, а также на практическом материале и статистических данных.
Выполнение контрольной работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения увязывать теоретические вопросы с практикой, делать обобщения, выводы.
Общими требованиями к контрольной работе являются следующие:
– целевая направленность;
– чёткость построения;
– логическая последовательность изложения материала;
– полнота освещения вопроса;
– точность формулировок;
– обоснованность предложений и доказательность выводов;
– грамотное оформление.
Написание контрольной работы
При изучении дисциплины «Судебная бухгалтерия» студент должен в обязательном порядке изучить Федеральные законы о бухгалтерском учёте, судебной экспертизе, аудиторской деятельности, банкротстве хозяйствующих субъектов, налоговом законодательстве. Дополнительно должен изучить рекомендуемую литературу для расширения кругозора по восприятию данного предмета и увязать его с юриспруденцией, процессуальным производством. Ознакомиться с бухгалтерскими документами и бухгалтерской отчётностью по их содержанию и по оформлению бухгалтерских документов. Знать основные различия «правовой бухгалтерии» от «судебной бухгалтерии».
Наиболее сложным этапом в процессе контрольной работы является её написание. При изложении текста контрольной работы необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Такими требованиями являются: ясность, четкость, последовательность изложения материала, логическая связь между собой отдельных частей работы.
Порядок изложения собранного по теме материала может быть различным. Можно начать с изложения фактического материала, высказанных в литературе точек зрения, а затем уже делать выводы. Можно поступить наоборот: вначале привести положение, а затем изложить аргументы в его пользу.
Контрольная работа предполагает изучение и обобщение определённого количества источников по избранной теме. Поэтому, чем больше сносок на используемые источники помещается в контрольной работе, тем выше исследовательский уровень работы. Заимствование текста используемого источника без указания автора не допускается.
Изложение материала должно быть творческим. Контрольная работа не должна быть перегружена ненужным материалом. Используется только тот материал, который раскрывает сущность вопросов избранной темы. Следует избегать слишком длинных цитат и текстуального воспроизведения нормативных правовых актов. Все имеющиеся высказывания по тому или иному вопросу необходимо сгруппировать, свести к нескольким общим точкам зрения с обязательной ссылкой на авторов и их работы. Желательно изложить и свою точку зрения по рассматриваемой проблеме. Она может совпадать с одной из приведённых в тексте работе, но может и отличаться от них. При этом точка зрения студента должна быть аргументирована.
Каждый студент должен избрать вариант контрольной работы в соответствии с первой буквой фамилии.
Выполнение контрольной работы – творческий и индивидуальный процесс. Необходимо раскрыть вопросы плана и решить задания, тесты, руководствуясь действующим законодательством, учебной и научной литературой. Работа должна соответствовать предъявляемым требованиям. Она должна выполняться на листах формата А4 в рукописной форме или с использованием компьютерных печатных устройств. Последнее более предпочтительнее. Необходимо обращать внимание на качество выполнения контрольной работы, а именно должна присутствовать полнота ответов на поставленные вопросы, аргументированность и обоснованность решения задач, владение нормативным и научным материалом.
Порядок выбора темы и оформления контрольных работ
1. Студент, у которого номер зачётной книжки заканчивается на цифру:
– «1» и «О» пишет контрольную работу вариант № 1 на тему «Предмет, система дисциплины, правовые основы и значение «Судебной бухгалтерии»;
– «2» и «9» пишет контрольную работу вариант № 2 на тему «Система и организация бухгалтерского учёта в России»;
– «3» пишет контрольную работу вариант № 3 на тему «Основы бухучёта и отчётности»;
– «4» пишет контрольную работу вариант № 4 на тему «Бухгалтерские документы и их роль в правоприменительной практике »;
– «5» пишет контрольную работу вариант № 5 «Применение специальных бухгалтерских познаний в правоприменительной практике»;
– «6» пишет контрольную работу вариант № 6 «Особенности организации и проведение документальных ревизий и проверок правоохранительными органами»;
– «7» пишет контрольную работу вариант № 7 «Правовые основы и организация аудита».
– «8» пишет контрольную работу вариант № 8 «Использование судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном судопроизводстве».
Пример оформления титульного листа контрольной работы приведён в приложении 1.
1. Оформление титульного листа
1.1 Министерство образования – Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию;
1.2 Учебное заведение – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»;
1.3 Факультет – Юридический;
1.4 Кафедра – криминалистики и информатизации правовой деятельности;
1.5 Название темы – Документальный анализ в юридической практике;
1.6 Выполнил студент – (Ф.И.О., курс, группа) – Каторжных Андрей Романович, курс 3, 2 группа;
1.7 Проверил преподаватель – (Ф.И.О.) – канд. пед. наук, доцент Зуев Владимир Иванович.
2. Контрольная работа
2.1 Название темы контрольной работы
2.2 Вопросы к теме контрольной работы
2.3 Содержание контрольной работы (оформление листа – «Содержание» приведено в приложении 2);
2.4 Указать каждый вопрос по теме контрольной работы и его раскрыть.
3. Список использованных нормативно-правовых актов и литературы.
4. Объём контрольной работы – 15 листов печатного текста.
Написание контрольной работы должно соответствовать теме и соответствующего плана. В конце работы указать список использованной литературы и нормативно-правовых актов. Можно использовать дополнительную литературу. Срок сдачи контрольной работы студентом в методическую часть факультета для регистрации её и проверки преподавателем – за 3 недели до начала сессии.
Контрольная работа, отвечающая требованиям рамочной формы её написания, с раскрытой темой оценивается – зачтено. Контрольная работа, не отвечающая хотя бы одному из требований, преподавателем возвращается студенту на доработку и оценивается преподавателем – незачтено.
Контрольные работы по темам. Срок сдачи контрольной работы студентом в методическую часть факультета для регистрации её и проверки преподавателем – за 3недели до начала сессии.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)