Как развивать способности руководителя
Хадсон Тейлор, основатель Китайской внутренней миссии, был достаточно простым человеком, но отличался проницательностью. У него был дар говорить о чрезвычайно важных вопросах с кажущейся простотой и наивностью. В своем письме секретарю миссии, датированном 1879 г., он сообщает:
Самое важное, что следует делать, это:
1. Улучшать качество труда.
2. Развивать благочестие, посвященность и успешное служение работников.
3. Где только возможно, избавляться от камней преткновения.
4. Смазывать колеса там, где они скрипят.
5. Чинить все, что ломается.
6. По возможности снабжать всем тем, что необходимо.
Такие бесхитростные советы показывают, насколько глубоко понимает их автор ответственность руководителя. Внимательно изучив эти шесть правил, мы обнаружим шесть сфер, требующих внимания руководителя:
Управление – улучшать качество труда. Руководитель должен узнать, где что‑либо функционирует недостаточно эффективно и исправить недостатки. Возможно, для этого придется несколько видоизменить обязанности работников, усовершенствовать процедуру отчета о сделанном труде или другими способами улучшить взаимосвязь с персоналом.
Духовность – развивать благочестие, посвященность и успешное служение работников. Церковь будет такой, какими являются церковные руководители. Вода не поднимается сама выше своего источника. О духовном благополучии руководителей малых групп должно в первую очередь заботиться высшее руководство церкви. Удовлетворение, получаемое от совершаемого труда, тоже играет немаловажную роль. Если руководители способны научить своих коллег, как добиться успеха, их чувство выполненного долга будет отражаться на изменении качества их работы в лучшую сторону.
Моральное состояние коллектива – где только возможно, избавляться от камней преткновения. Нужно свести к минимуму трения между участниками команды. Когда проблемам во взаимоотношениях не уделяется достаточно внимания, рабочий настрой всей группы снижается и продуктивность труда падает. Если вы знаете, как разрешить сложную ситуацию, нужно это делать правильно и вовремя. Если кто‑то из членов команды является камнем преткновения для других, с виновным нужно незамедлительно разобраться, как только прояснится ситуация, чем бы это ни грозило. Разумеется, к любой проблеме и к любому человеку нужно относиться с любовью и пониманием, но нельзя пренебрегать Божьим трудом только ради мирных отношений.
Личные взаимоотношения – смазывать колеса там, где они скрипят. Добрые взаимоотношения среди всех участников команды жизненно необходимы. Некоторые предпочитают управлять, другие во всем руководствуются любовью. Только последние оказываются настоящими руководителями. Имея дело с людьми, лучше вооружитесь масленкой, чем бутылочкой с кислотой.
Решение сложных вопросов – чинить все, что ломается. Одной из важнейших обязанностей руководителя является решение всех затруднений, возникающих в его организации. Создавать проблемы нетрудно, решать их бывает очень нелегко. Руководитель должен реалистично подходить ко всем проблемам, не сдаваясь до тех пор, пока они не будут решены.
Разумное планирование – по возможности снабжать всем тем, что необходимо. Гораздо легче критиковать чей‑то план, чем создать свой собственный. Руководитель должен ясно видеть цель, творчески подходить к планированию, использовать те приемы, которые ведут к успеху Здесь довольно часто ощущается недостаток в тех, кто готов воплотить в жизнь разработанный план и способен на это.
Еще один путь развивать свои способности руководителя – всячески противостоять распространенному заблуждению о том, что руководитель должен следовать желаниям тех, кто стоит за ним. Руководство всегда осуществляется сверху вниз, но никак не снизу вверх. Именно руководство снизу вверх стало причиной блужданий Израиля по пустыне.
Многие церкви и организации находятся в безвыходном положении, потому что их руководители стали жертвой чьего‑то влияния. Ни одному инакомыслящему члену церкви нельзя позволять определять политику всей церкви, если его мнение не согласуется с мнением духовных руководителей.
Примечание
1. Книга Джона Беньяна «Путешествие пилигрима», на которую ссылается автор, была опубликована в 1678 г. Сейчас она переведена на множество языков. Джон Беньян (1628–1688) написал более шестидесяти произведений.
Глава 15
Цена руководства
Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Мк. 10:38
Стремление руководить в Божьем царстве приводит нас к необходимости быть готовыми заплатить более высокую цену, чем кто‑либо другой. Плата за истинное руководство действительно высока, и чем успешнее руководитель, тем больше ему приходится за это расплачиваться.
Куинтон Хогг, основатель Лондонского политехнического института, вложил все свое состояние в строительство этого заведения. Когда его спросили, во сколько же это обошлось, он ответил: «Цена была не слишком высокой – всего лишь вся жизнь одного человека до последней капли крови»1.
Такова цена любого великого достижения, и ее не платят сразу. За успех расплачиваются по строгому графику выплат, согласно которому взнос необходимо делать ежедневно. То и дело выписываются новые счета, и как только прекращаются выплаты, успех руководителя куда‑то исчезает. Наш Господь учил, что мы не сможем спасти одновременно себя и других.
Самьюэл Брэнгл писал:
Духовная сила – это излияние духовной жизни, а она, как и любая жизнь, начиная со мха и лишайника и заканчивая архангелом перед троном небесным, исходит от Бога. Поэтому те, кто стремится руководить, будут платить за это цену, и во всем будут полагаться на Бога2.
Самопожертвование
Эту часть цены руководства необходимо выплачивать каждый день. На пути духовного руководства стоит крест, и его должен взять на себя руководитель. «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). От того, насколько уверенно взяли мы на свои плечи крест Христов, будет зависеть то, насколько воскресение Христа отразится в нас. Без креста не может быть руководителя.
«И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:44,45). Каждый из героев веры, перечисленных в гл. 11 Послания к Евреям, в своем служении был призван чем‑то пожертвовать. Те, кто руководит церковью, отличаются готовностью отказаться от личных амбиций, отказаться даже от законных и естественных желаний ради Божьего дела. Брюс Бартон цитирует слова, увиденные им на вывеске одной станции техобслуживания: «Мы будем залезать под вашу машину и пачкаться в масле чаще, чем любой из наших конкурентов»3. Христианин должен стремиться оказать людям именно такое самоотверженное служение.
Самьюэл Цвемер отметил, что после Своего воскресения Иисус старательно обращал внимание Своих учеников только на шрамы на Его теле4. По дороге в Эммаус ученики не узнали ни Его, ни того, что Он им говорил. Только тогда, когда Иисус преломил хлеб и они, возможно, увидели шрамы на Его запястьях, они поняли, Кто перед ними. Когда Иисус после воскресения предстал перед обескураженными учениками в доме. Он показал им «руки (и ноги) и ребра Свои» (Ин. 20:20).
Шрамы – это то, что отличает верного последователя и истинного духовного руководителя. Об одном руководителе говорили: «Он был таким, как первые мученики, чьи пылкие души вели их на физическую смерть во время ранних гонений на христиан»5. Ничто не затрагивает сердца людей сильнее, чем следы от гвоздей и рана от копья. Эти следы – свидетельство проверки искренности, на которую никто не способен, как и писал Павел: «Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17).
Неужели у тебя нет шрамов?
Нет шрамов на ногах, на теле, на руках?
Я слышу, как воспевают твою силу,
Как восхваляют твою яркую восходящую звезду:
Но неужели у тебя нет шрамов?
Неужели у тебя нет ран?
Меня же изранили лучники и в изнеможении
Оставили умирать, прислонив к дереву,
Меня окружили голодные звери, так что Я
потерял сознание:
Но у тебя разве нет ран?
Нет ран? Нет шрамов?
Слуга обязан быть таким же, как и господин,
И ноги пронзены того, кто следует за Мной;
Но твои невредимы. Далеко ли прошел тот,
У кого нет ран, нет шрамов?
Эми Кармайкл6
Апостол Павел следующим образом описывал себя и свое бремя:
Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор. 4:8–11).
Одиночество
По убеждению Ницше, жизнь с течением времени становится все сложнее: холодное становится еще холоднее, ветер становится неистовее, груз обязанностей тяжелее7.
Поскольку руководитель всегда обязан быть впереди своих последователей, его жизнь одинока. Пусть он даже дружелюбен и открыт для общения, в некоторых сферах своей жизни ему придется переживать одиночество. Диксон Хоуст почувствовал себя одиноким, когда Хадсон Тейлор ушел в отставку и возложил на его плечи руководство Китайской внутренней миссией. После своего назначения на эту должность Хоуст заявил: «Теперь со мной нет никого – никого, кроме Бога!» Он стоял на вершине горы наедине со своим Богом.
Наша естественная потребность – общение с другими людьми, мы стремимся разделить с другими тяжелый груз ответственности и различных обязанностей. Иногда чрезвычайно трудно принимать решения, касающиеся наших возлюбленных сотрудников, причем делать это в одиночку. Моисей именно таким образом платил за успех своего предводительства: один на горе, один в пустыне, его не понимали и всячески критиковали.
Ветхозаветные пророки были одинокими людьми. Енох жил в одиночестве среди развращенного сообщества, проповедуя Божий суд. За это он был вознагражден присутствием Бога. Иона был один во всей Ниневии, языческом городе с миллионом жителей. Самый одинокий проповедник в наши дни – это тот, кому было поручено пророческое послание о дне грядущем, пронизывающее обычный ход времени.
Несмотря на свою общительность, Павел был одинок, его неправильно понимали друзья, представляли в ложном свете враги, оставляли одного новообращенные. Какой болью исполнены его слова Тимофею: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня» (2 Тим. 1:15).
«Большинство самых великих людей в мире были одиноки, – пишет Э. У. Тозер. – Похоже, одиночество и есть та цена, которую святой человек должен платить за свою святость». Руководитель – это тот, кто, не отвергая поддержки от друзей, сам обладает достаточной внутренней силой, чтобы выстоять в одиночку, и даже перед лицом самого отчаянного сопротивления оставаться наедине с Богом.
Вперед, не дожидаясь одобренья
И помощи от близких и родных,
Один в пути, мне нет отдохновенья,
Пока не завершу всех дел своих.
Ф. Мейерс
Усталость
«Миром управляют усталые люди». Может, это и преувеличение, но доля истины в этом утверждении есть. Требования, которые предъявляются к руководителю, способны полностью исчерпать силы даже самого крепкого человека. Но христиане знают, как можно восстановить свои силы. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Даже Иисус уставал нести Свое служение, и Ему требовался отдых (Ин. 4:6). Иисус почувствовал, что Его сила ушла от Него, когда больная женщина коснулась края Его одежды (Мк. 5:30). Ни одно доброе дело не может быть полностью закончено без потери определенной доли душевных сил и внутренней энергии.
Руководителями не становятся те, кто живет в атмосфере полного, непрерывного благополучия. Если христианину не хочется рано вставать и работать допоздна, предпринимать серьезные усилия для того, чтобы прилежно учиться и добросовестно трудиться, ему не удастся оказать сколько‑нибудь значительное влияние на людей своего поколения. Цена руководства людьми – усталость. Если вы не желаете уставать, вы сможете достичь лишь посредственных результатов в своем труде.
Обращаясь к секретарю Миссионерского союза церквей, Дуглас Торнтон писал:
Но как я устал! Я пишу только потому, что слишком утомлен, чтобы продолжать работать, и даже не могу спать по причине такого утомления… Я слишком рано старею, как мне говорят, и врачи пророчат мне недолгую жизнь, если только я не перестану работать так напряженно. Моей жене пришлось еще хуже, чем мне. Ей совершенно необходим отдых… О, если бы церковь на нашей родине увидела хотя бы половину тех возможностей, которые сегодня предоставляются нам! Неужели никто не услышит призыв? Пожалуйста, постарайтесь нам помочь8.
Вот так утомленные миссионеры‑руководители из последних сил стремятся использовать неумолимо ускользающие от них с возрастом возможности.
Критика со стороны
«Ничто иное не оказывает такого губительного воздействия на продуктивность, способности и предприимчивость руководителя, как разрушительная критика… Она может препятствовать и подрывать эффективность мыслительных процессов объекта критики. У человека снижается самоуважение, он становится менее уверен в своей способности справиться с возложенными на него обязанностями»9.
Ни для одного руководителя и дня не проходит без критики, а в тот момент, когда вас критикуют, ваше смирение подвергается тяжелейшему испытанию.
В письме одному молодому служителю Фред Митчелл написал:
Я рад за тебя, что ты научился пользоваться всеми благословениями, которые только можно найти в той резкой критике, которой подверг тебя____________, так что даже самые язвительные его нападки оборачиваются для тебя добрым плодом. Нам с миссис Митчелл очень помогли следующие слова: «Не имеет значения, что с нами произойдет, зато чрезвычайно важно то, как мы к этому отнесемся». Я полагаю, тебе следует готовиться к все более резкой критике, поскольку это неизбежно, по мере того как твоя ответственность будет расти. Критика заставляет человека смиренно ходить перед Богом, как Он этого и желает10.
Самьюэл Брэнгл, известный своим вниманием к святости, однажды столкнулся с резкой критикой в свой адрес. Вместо того чтобы защитить себя, он ответил: «Я от всего сердца благодарю вас за этот упрек. Я думаю, он мной заслужен. Друг мой, не согласитесь ли вы молиться за меня?» Когда кто‑то еще принялся критиковать его духовную жизнь, Самьюэл Брэнгл сказал: «Спасибо за то, что вы решили заняться критикой моей жизни. Это побудило меня взглянуть на себя и тщательно в молитве исследовать свое сердце. Каждый раз, когда я так поступаю, я глубже ощущаю полную зависимость святости моего сердца от Иисуса, и наше общение с Ним становится все приятнее»11.
Такой ответ превращает критические замечания окружающих из проклятия в благословение, вместо помехи на пути они становятся ценным имуществом.
Апостол Павел искал одобрения у Бога, а не у людей. Своим нелегким трудом он занимался не для того, чтобы расположить к себе окружающих (Гал. 1:10). Кроме этого, Павла не особенно задевала критика в его адрес: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе… судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3,4). Павел мог себе позволить не слишком серьезно относиться к замечаниям других, поскольку его сердце принадлежало Богу (Кол. 3:22).
Но если тот, чья духовная жизнь не отличается глубиной, прибавит к этому еще и безразличие к мнению окружающих, это приведет его к катастрофе. Та же самая независимость от мнения людей для другого может оказаться полезнейшим достоинством, если цель жизни этого человека состоит в прославлении
Бога. Апостол Павел мог прекрасно слышать голос Божий, и потому человеческие голоса звучали для него сравнительно тихо. Он не боялся осуждения от людей, потому что осознавал, что находится перед властью, которая выше людской (2 Кор. 8:21).
Отвержение
Руководитель, следующий высоким духовным принципам, может обнаружить, что он идет за своим Господом по пути отвержения и непринятия людьми, поскольку Иисус «пришел к своим, и свои Его не приняли».
Грегори Мантл рассказывает о служителе, чья церковь отказалась принять то, что он им говорил. Пастор хотел вести церковь «злачными пажитями» и к «водам тихим», но члены церкви этого не пожелали. Совершенно нехристианское поведение участников церковного хора привело к тому, что пастор предложил хору отказаться от участия в служении. Так хор и сделал, вдобавок к этому подговорив остальных прихожан не петь во время следующего воскресного служения. Пастору пришлось петь одному.
В конце концов, когда пастор уже не знал, что делать, к нему обратился Бог. Сидя на скамейке в парке, он увидел клочок газеты, на котором сохранились слова: «Ни одного человека не примут до конца, пока его полностью не отвергнут». Больше пастору ничего не требовалось. Его полностью отвергли за Христа, и тот момент, когда он осознал это, стал началом его успешного, плодотворного служения. Хотя его отвергли люди, Бог принял его еще до этого.
Когда А. Б. Симпсон, следуя явному призыву Бога, оставил должность пастора, он по‑настоящему узнал, что означает быть отверженным, покинутым, презираемым. Он отказался от приличного жалованья, должности главного пастора в большом городе, лишился всех шансов получить финансовую поддержку от какой‑либо религиозной организации для своего труда, которым ранее никто не занимался. У него не было последователей, за ним не стояла никакая организация, не было накоплений, только большая семья, которую необходимо было прокормить, и все, кто находился рядом с ним, предсказывали ему неудачу. Он нередко говорил, что ему приходилось искать сочувствия у каменной мостовой, потому что друзья, которыми он дорожил, отказали ему в этом.
«По жесткой тропе всеобщего отвержения он шел, не жалуясь на судьбу, но радуясь в Боге. Он знал, что хотя ему… пришлось пройти через огонь и воду, этот путь был начертан Богом, и вел он к успеху»12. Так и произошло с Симпсоном. К концу своей жизни он основал пять учебных заведений по подготовке миссионеров, обучил не одну сотню миссионеров в шестнадцати различных странах и организовал множество церквей в США и Канаде, чье духовное влияние намного превышало количество членов в каждой отдельной церкви.
«Очень часто толпа не признает руководителя, пока он не уходит из жизни, а потом они возводят ему памятник из тех самых камней, которые бросали в него при жизни»13.