Учёт материалов на складе по фак-ой заготовит-й себестоимости

Ведется на счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хоз. Принадлежностей, тары и т.п. Организации, занятые производством с\х продукции, прод-ии собственнго производства отчётного года, отраж-ую на счёте 10, в течение этого года( до сост-ия годовой отчётной калькул-ии) учитывают по плановой себестоимости.После составления годовой отчётной калькул-ии плановая себестоимость материалов корректируется до фактической.Аналит-й учёт по счтёу 10 ведётся по местам хранения материалов и отдельным наименованиям(видам,сортам,мерам…)Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезен-х со складов поставщиков, в конце месяца отраж-ся по Д счёта 10 и К счёта 60.(см. план счетов стр. 23-26). 1)оприходованы материалы от подотчетного лица Д10-К71(2)получены безвозмездные материалы.Д10 -К98,2(3)поступили материалы в осн. производство. Д20 - К10.

Учёт материалов на складе по учётным ценам.

Ведется на счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хоз. Принадлежностей, тары и т.п. Материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. При учете по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения(заготовления), средние покупные цены ) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения(заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов»

1)оприходованы материалы от подотчетного лица Д10 -К71

2)получены безвозмездные материалы. Д10 -К98,2

3)поступили материалы в осн. производство. Д20 - К10

Порядок отражения в учёте реализации материалов.

Отражаются по К счета 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хоз. Принадлежностей, тары и т.п (1)переданы материалы в производствоД20 -К10(2)переданы материалы на переработку др. организации. Д10,7 - К10,1(3)материалы израсходованы на капиталовложение. Д08- К10(4)выявлена недостача материала при инвентаризации Д94 -К10(5)списывается себестоимость материалов в прочий расход. Д91,2 - К10.(4) оплачено поставщику за материалы Д60-К51(5) Материалы отпущены на производство Д26-К10(5) Оприходованы материалы полученные от поставщика Д10-К60.

27. Понятие, классификация и способы оценки готовой продукции.

Для учёта готовой продукции планом счетов предусмотрен счёт 43 А, инвентарный. Сальдо счёта соотвествует стоимости готовой продукции на складе. Об по Д - готовая продукция, поступившая на склад. Об по К – готовая продукция, выбывшая со склада: на реализацию и на внутрихоз потребление. Оценка готовой продукциина складе производится по фактич сумме затрат на пр-во или по учётн ценам. Продукция, выпущенная из пр-ва, не всегда приходуется на складе в тот же день. Для раздельного учёта продукции выпущенной и оприходованной на складе исп счёт 40 «выпуск продукции» А-П, регулирующий.

Оценка гот продукции по сумме фактич затрат на пр-во:

1) прдукция выпущена из пр-ва: Д 40 – К 20 = сумма фактич затрат в ценовой себестоимости

2) продукция хранится на складе и отпускается с него по этой же фактич себестоимости

Для учёта кажд партии продукции на складе исп-ся спец учётные цены.

Оценка гот продукции по учёт ценам:

Уч цена (см. «Материалы»). В этом случае счёт 40 исп-ся не только для учёта временных отклонений, но и для учёта отклонений суммы фактич затрат на пр-во от учёт цен. Кор-я счетов и хоз оп-ций:

1) гот продукция выпущена из пр-ва: Д 40 – К 20 = сумма фактич затрат в объёме ценовой себестоимости

2) Д 43 – К 40 Гот продукция оприходована на складе по учёт ценам. Сальдо счёта 40 – сумма отклонений. Отклонения списываются на реализацию ежемесячно раными долями на сумму 1\12 этих отклонений, что отражается кор счетов: Д, К 40 = К, Д 90 = сумма отклонений.

28. Понятие, состав и оценка нематериальных активов.

Немат активы (напр, патенты) могут поступать на предприятие путём:

1) их покупки. В этом случае оценка немат активов производится по сумме фактич затрат на их приобретение.

2) создание немат активов внутри орг-ции. В этом случ исп-ся оценка активов производится по сумме фактич затрат на их создание. В этом случ к затратам за создание относится стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Учёт немат активов, находящихся в исп-ии, ведётся по счёту 04 «немат активы» А, инвентарный. Дебитовое сальдо счёта означает балансовую стоимость немат активово, находящихся в исп-ии. Об по Д – стоимость немат активов, поступивших в исп-е в течении учётного периода. Об по К – стоимость немат активов, выбывших на реализацию или ликвидацию в связи с прекращением срока исп-я. Аналитич учёт объектов ведётся на лицевых счетах или карточках по кажд объекту отдельно. Хоз оп-ции и кор-я счетов по вводу в эксплуатацию нема активов. Для предварит сбора информации о сумме фактич затрат на приобретение и создание немат активов исп-ся счёт 08.

1) начислена задолженность перед продавцом патента: Д 08 – К 76 (патент – физ лицо), Д 19 – К 76 (патент – юр лицо)

2) объект принят к исп-ю: Д 04 – К 08.

3) Проведены научн исследования: Д 23 (отдел НИР) – К 10\70\69\02

4) Рез-том НИР явился патент. Патент введён в эксплуатацию: Д 08 – К 23, Д 04 – К 08.

Т.к. немат активы явл-ся объектами долговремен исп-я, они переносят свою стоимость на затраты путём начисления амортизации. Сумма начисленной амортизации может учитываться одним из след способов:

1) создание амортизацион фонда на счёте 05

2) формирование остаточн стоимости объектов на счёте 04.

Сумма начисл амортизации отражается по дебиту счетов учёта затрат по месту исп-я актива.

1) Д 20\26\25\08 – К 05 = сумма амортизации

2) Д 20\26\25\08 – К 04 = сумма амортизации

Сумма амортизации = баланс стоимость немат активов * N * К

N = 1\ срок исп-я актива

Срок исп-я определяется договором в момент приобретения актива или актом на момент исп-я актива, созданного внутри орг-ции. Если в договоре срок не указан, а акт отсутствует, то срок службы принимается равным 10 годам. Коэф-т определяется выбранным способом начисления орг-ции:

1) линейный

2) ускоренного снижения остаточн стоимости

3) порядковых номеров лет эксплуатации

4) пропорционально объёмам пр-ва, выполненных работ, оказанных услуг.

Начисление амортизации начинается в месяце, следующим за месяцем ввода активов в эксплуатацию, а прекращение начислений производится в месяце, следующим за датой выбытия.

29. Порядок проведения инвентаризации, отражение результатов в учёте.

Инвентаризация - это проверка имущ-ва и обяз-в по факту и сверка полученных результатов с данными б/у. законодательством опре-ны случаи, когда проведение инвен-и обяз-но: 1. при ликвидации, реорганизации п/п-я, иначе сделка будет считаться ничтожной. 2. перед составлением годового бух.договора. Иначе аудитор не сможет подтвердить достоверность годовой б/отч-ти. 3. в случае стих.бедствий: навод-й, пожаров - для опред-я факт-ой суммы ущерба. 4. при смене матер-ноответ-ого лица, иначе вновь приня-ое лицо должно принять на себя ответ-ть. Во всех ост-ых случаях инвент-я проводится по решению руководителя. Отданным приказом оформляется дата проведения инвен-и и состав инвент-ой комиссии. В нее обяз-но входят предст-ль бухгалтерии и матер-ноответс-ое лицо. Процесс инвент-и сводится к тому, что члены комиссии перевешивают, перемеривают, пересчитывают имущ-во. В рез-те оформ-ся инвент-ая опись. Эта опись передается в бухгалтерию, где ее данные свер-ся с данными б/учета. Если есть расхожд-я, то сост-ся сличительная ведомость. Рез-том инвент-и могут быть либо излишки, либо недостача. Излишки должны быть приняты к учету по рын.ст-ти. Они увел-ют фин-ый рез-т п/п-я. Недостачи: 1)взысканы с виновника; 2)могут быть списаны на расходы п/п-я в пределах норм естест-ой убыли.3)может быть списано как потенциал-ые убытки сверх норм естест-ой убыли или если виновник не обнар-ен, или во взыск-я с него отказ-ых судом.

30. Порядок учета и исчисление фактической производственной себестоимости готовой продукции.

Для учёта готовой продукции планом счетов предусмотрен счёт 43 А, инвентарный. Сальдо счёта соотвествует стоимости готовой продукции на складе. Об по Д - готовая продукция, поступившая на склад. Об по К – готовая продукция, выбывшая со склада: на реализацию и на внутрихоз потребление. Оценка готовой продукциина складе производится по фактич сумме затрат на пр-во или по учётн ценам. Продукция, выпущенная из пр-ва, не всегда приходуется на складе в тот же день. Для раздельного учёта продукции выпущенной и оприходованной на складе исп счёт 40 «выпуск продукции» А-П, регулирующий.

Оценка гот продукции по сумме фактич затрат на пр-во:

3) прдукция выпущена из пр-ва: Д 40 – К 20 = сумма фактич затрат в ценовой себестоимости

4) продукция хранится на складе и отпускается с него по этой же фактич себестоимости

Для учёта кажд партии продукции на складе исп-ся спец учётные цены.

Оценка гот продукции по учёт ценам:

Уч цена (см. «Материалы»). В этом случае счёт 40 исп-ся не только для учёта временных отклонений, но и для учёта отклонений суммы фактич затрат на пр-во от учёт цен. Кор-я счетов и хоз оп-ций:

3) гот продукция выпущена из пр-ва: Д 40 – К 20 = сумма фактич затрат в объёме ценовой себестоимости

4) Д 43 – К 40 Гот продукция оприходована на складе по учёт ценам. Сальдо счёта 40 – сумма отклонений. Отклонения списываются на реализацию ежемесячно раными долями на сумму 1\12 этих отклонений, что отражается кор счетов: Д, К 40 = К, Д 90 = сумма отклонений.

31. Порядок формирования и учет движения добавочного и резервного капитала.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. По своему усмотрению его могут создавать и другие организации.

Размер резервного капитала определяется уставом организации. В акционерных обществах он не может быть менее 15%, а на совместных предприятиях - 25% от уставного капитала.

Отчисления в резервный капитал акционерных обществ и совместных предприятий в пределах указанных ограничений производятся за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом сумма отчислений в резервный капитал и другие аналогичные по назначению фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли организации.

Резервный капитал остальных организаций создается за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет 82 «Резервный капитал».

Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счета 82 «Резервный капитал» и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Использование резервного капитала отражается по дебету счета 82 «Резервный капитал» и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При этом суммы, направляемые на покрытие убытка за отчетный год, списываются непосредственно в дебет счета 82 с кредита счета 84.

Суммы резервного капитала, направляемые на погашение облигации, оформляют двумя бухгалтерскими записями:

Дебет счета 82 «Резервный капитал»

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит счета 51 «Расчетные счета»

Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе на:

покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счет 84);

выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75);

увеличение уставного капитала (кредитуют счет 80);

покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуют счета расходов).

Добавочный капитал складывается из:

эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссии акций;

прироста стоимости имущества по переоценке;

курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

«Прирост стоимости имущества по переоценке»;

«Эмиссионный доход»;

«Курсовые разницы» и др.

При переоценке имущества его стоимость может увеличиваться или уменьшаться. Увеличение стоимости основных средств при переоценке внеоборотных активов отражается по дебету счетов 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Уменьшение стоимости основных средств при переоценке, осуществляемой за счет добавочного капитала, отражается по дебету счета 83 и кредиту счетов по учету имущества (01).

Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учета имущества (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счета 83.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на:

увеличение уставного капитала (дебетуют счет 83 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал»);

погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счет 83, кредитуют счета учета внеоборотных активов);

распределение между учредителями организации (дебет счета 83, кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»).

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств.

32. Предмет и объекты бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Под объектом понимается любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной оценке и необходимо для управленческих нужд. В теории бухгалтерского учета выделяют три группы объектов: активы, пассивы, хозяйственные операции.

К активам организации (имущество) относятся:

1) внеоборотные активы:

• основные средства (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т. п.);

• доходные вложения в материальные ценности – расходы организации в виде вложений в здания, оборудование и иные ценности, имеющие материально-вещественную структуру, предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода;

• нематериальные активы – долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, вытекающие из патентов, свидетельств и иных охранных документов;

• вложения во внеоборотные активы – долгосрочные инвестиции организации в приобретение (строительство) основных средств, создание и приобретение нематериальных активов;

• долгосрочные финансовые вложения – инвестиции организации в ценные бумаги акционерных обществ, государственные и частные долговые ценные бумаги и т.д.;

2) оборотные активы:

• производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запасные части);

• товары;

• готовая продукция;

• денежные средства;

• краткосрочные финансовые вложения – вложения организации в облигации, векселя и т. п.;

• дебиторская задолженность (средства в расчетах) – средства организации, временно находящиеся в распоряжении других организаций и лиц.

К пассивам организации относятся:

1) собственный капитал:

• уставный капитал;

• резервный капитал;

• добавочный капитал;

• нераспределенная прибыль;

• целевое финансирование;

2) обязательства организации (привлеченный капитал):

• долгосрочные обязательства – кредиты и займы, срок погашения которых наступает не ранее чем через 12 месяцев;

• краткосрочные обязательства – кредиты и займы, срок погашения которых наступает ранее чем через 12 месяцев.

33. Признание выручки от продажи продукции (работ, услуг).

Пунктом 12 ПБУ 9/99 определены пять условий, при одновременном выполнении которых выручка признается в бухгалтерском учете:

· организация имеет право на получение выручки, которое вытекает из конкретного договора или подтверждается иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);

· право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении полученных денежных средств и иных активов не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий, в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для признания выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов компании, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций достаточно одновременного выполнения первых трех условий.

Выручку от выполнения работ, оказания услуг или продажи продукции с длительным циклом изготовления разрешается признавать в бухгалтерском учете по мере их готовности в целом.

Допускается также одновременное применение в одном отчетном периоде разных способов признания выручки. Но возможно это лишь в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий.

Пунктом 14 ПБУ 9/99 установлено, что если сумма выручки не может быть определена, то она отражается в размере признанных в бухучете расходов по изготовлению продукции, выполнению работы или оказанию услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.

34. Приобретение объектов основных средств.

Зачисление отдельных объектов в состав ОС осуществляется с использованием Акта (накладной) приемки-передачи основных средств . Акт составляет комиссия, которая утверждается приказом руководителя организации. Акт оформляется в одном экземпляре на каждый поступающий объект. После оформления Акт вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Учет всех объектов ОС, поступивших в эксплуатацию, ведется с использованием инвентарной карточки учета основных средств.

Синтетический учет ОС ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На данном счете основные средства отражаются в оценке по первоначальной либо по восстановительной стоимости.

Расходы организации, связанные с приобретением основных средств, являются долгосрочными инвестициями, для учета которых действующим планом счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Зачисление объектов в состав основных средств в оценке по первоначальной стоимости оформляется записью – Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездные принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

35. Регистры бухгалтерского учёта: назначение, порядок отражения записей, их виды, особенности хранения.

Учетные регистры – это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций. Они разделяются по внешнему виду, объему содержания операций, характеру записей и строению.

По внешнему виду учетные регистры могут быть представлены в виде бухгалтерских книг, карточек и свободных листов.

По характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологических регистрах ведется регистрация всех документов в порядке их поступления, но без определения по счетам. Хронологическая запись производится в специальных регистрационных журналах или реестрах, ее цель – обеспечить контроль за сохранностью документов, поступивших в бухгалтерию и правильностью записи в них. Хронологическая регистрация используется также для наведения справок (например, регистрационный журнал, кассовая книга, журнал учета поступивших грузов, опись инвентарных карточек по учету основных средств).

Систематические регистры применяют для группировки бухгалтерских записей по синтетическим и аналитическим счетам.

Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи.

По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические.

По строению регистры подразделяются на односторонние, двухсторонние, многографные, линейные и на шахматные.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись на бумажных носителях (в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках) или в электронном виде. Способ ведения регистров бухгалтерского учета (на бумажном носителе или в электронном виде) определяется кредитной организацией исходя из условий обработки учетно-операционной информации и организации документооборота при совершении конкретных операций. Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющие дополнительный контроль.

В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При хранении регистров бухгалтерского учета, в том числе в электронном виде, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. В случае если законодательством РоссийскойФедерации или договором предусмотрено предоставление регистра бухгалтерского учета (за исключением предоставляемой клиенту выписки из лицевого счета, которая является вторым экземпляром лицевого счета (далее - выписка из лицевого счета), хранение которого осуществляется в электронном виде, лицу, в том числе органу государственной власти, на бумажном носителе, кредитная организация обязана по требованию указанного лица, в том числе органа государственной власти, распечатать на бумажном носителе регистр бухгалтерского учета по форме и содержанию, действовавший на момент его составления в электронном виде. Копия регистра бухгалтерского учета на бумажном носителе удостоверяется подписью уполномоченного лица кредитной организации и заверяется ее печатью (штампом).

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской (финансовой) отчетности является коммерческой тайной.

36. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами этого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета также предоставлено отдельным государственным органам (например, Центральному банку РФ), но их постановления не должны противоречить нормативным актам и методологическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения по бухгалтерскому учету, в которых излагаются его принципы и основные правила. Это утвержденные Минфином РФ положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) и др.

Третий (методологический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т. д.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консалтинговыми фирмами по заказу предприятия.

Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций в организации.

37. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее значение для управления предприятием.

Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия– это информационная база управления финансами, единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность включает в себя:

– бухгалтерский баланс;

– отчет о прибылях и убытках;

– приложения (отчет о движениях денежных средств, отчет об изменениях капитала);

– пояснительную записку;

– аудиторское заключение (в случае необходимости).

Финансовая (бухгалтерская) отчетность является открытой, и поэтому организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с ней, а в случаях, предусмотренных законодательством, опубликовать ее не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Наряду с годовой отчетностью составляется промежуточная, за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года.

В отчетности обособленно должны приводиться показатели в случае их существенности. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте Российской Федерации (для предприятий всех форм собственности, в том числе и с долевыми или полными инвестициями иностранного капитала).

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

На сегодняшний день бухгалтерская отчетность является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные бухгалтерской отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.

38. Состав затрат, формирующих себестоимость готовой продукции.

Себестоимость продукции – это совокупность затрат предприятия в денежной форме на производство и реализацию продукции. Исчисление себестоимости необходимо для: определения цен на продукцию оценки выполнения плана по себестоимости и её динамики, определение рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрихозяйственного хозрасчёта, выявления резервов снижения себестоимости продукции, расчёта экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий и т.д.

В себестоимости продукции находят отражение все произведённые организацией затраты в виде расхода сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства.

Конкретный состав затрат регулируется законодательно, так как это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты предприятия по источникам их возмещения. Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учёта по содержанию и назначению классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции.

Затраты, составляющие себестоимость, могут быть классифицированы по различным признакам:

Признаки классификации Виды затрат
По экономическим элементам Экономические элементы затрат
По статьям себестоимости Статьи калькуляции себестоимости
По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
По составу Одноэлементные и комплексные
По способу отнесения на себестоимость продукции Прямые и косвенные
По отношению к объему производства Переменные и постоянные
По роли в процессе производства Производственные и внепроизводственные
По целесообразности расходования Производственные и непроизводственные
По возможности охвата планом Планируемые и непланируемые
По периодичности возникновения Текущие и единовременные
По отношению к готовому продукту Затраты на незавершенное производство и затраты на готовый продукт
По местам возникновения По центрам затрат

39. Способы исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах.

Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется несколько способов.

Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым правильного текста или суммы. Корректурным способом пользуются для исправления ошибок, допущенных в результате описок, неправильного подсчета итогов, а также записи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерской проводке. Данный способ применим, если ошибки обнаружены в регистрах журнально-ордерной формы счетоводства до проставления в них итогов, а также в учетных регистрах мемориально-ордерной формы учета – до представления бухгалтерского баланса и если их исправление не требует изменения мемориального ордера. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено: в документе – подписями лиц, подписавших документ; учетных регистрах и табуляграммах – подписью лица, производившего исправление. Оговорка дается на полях книги, карточки, журнала-ордера, против строки исправленной записи. После перенесения итогов регистра в Главную книгу никакие исправления не допускаются.

Дополнительная проводка применяется, когда в регистрах записана сумма меньше действительной. Ее используют:

 1)если корреспонденция счетов указана правильно, но в меньшей сумме, чем следовало;

 2)фактическая себестоимость продукции (изделия) выше нормативной (плановой).

Способ «красное сторно» (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, суммы. Способ «красное сторно» применяется и при корректировке нормативной (плановой) себестоимости продукции до фактической, если фактическая себестоимость продукции ниже нормативной (плановой). Исправительная проводка или сумма записывается учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись, и одновременно обычными чернилами составляется проводка, правильно отображающая произведенную операцию.

40. Стандарты бухгалтерского учета в Российской Федерации и их значение для регулирования организации и ведения бухгалтерского учёта и формирования отчётности организации.

Российские стандарты бухгалтерского учёта — нормы федерального законодательства РФ и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), которые издает Министерство Финансов РФ, и вместе с тем регулируют правила бухгалтерского учёта. Используются вместе с МСФО, GAAP Соединенных Штатов и прочими бухгалтерскими стандартами.

РСБУ обязательны к использованию на территории России, однако, распространяются данные стандарты на небанковские коммерческие организации. Учёт банковской работы ведётся согласно с правилами, издаваемыми ЦБ РФ. И все же, при разработке надлежащих нормативных актов ЦБ ориентируется на ПБУ, которые ранее выпустило Министерство финансов РФ.

Особенности:

  • Одним из принципиальных различий российского бухгалтерского учёта от МСФО считается жёсткая регламентация действий бухгалтера. В этой связи отечественные бухгалтеры, не привыкшие к условной свободе поступков, сталкиваются со значительными проблемами при трансформации отчётности по МСФО.
  • В РСБУ присутствует единый план счетов, обязательный для использования.
  • РСБУ обычно направлены на запросы контролирующих органов, например, налоговой, тогда как МСФО нацелены в основном на пользователей, которые имеют действительный или же вероятный экономический интерес в субъекте отчётности: акционеры, инвесторы и контрагенты.
  • РСБУ не учитывает консолидацию отчётности для холдинговых фирм, что значительно затрудняет их анализ, поскольку в отчёте отображена работа только главной компании и не отражается работа её дочерних фирм.

Каждое государство имеет собственные особые национальные стандарты. Но вследствие ряда обстоятельств некоторые национальные стандарты получают мировое значение, например, американские стандарты GAAP вследствие грандиозного воздействия Соединенных Штатов на мировые экономические рынки имеют международное значение. Заграничные фирмы, направленные стать инвесторами на рынке США, ведут бухгалтерский учет и оформляют отчетность согласно с ГААП.

Касательно РФ, закон «О бухгалтерском учете» главный документ, который регулирует бухучет — национальные стандарты либо Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ).

Использование стандартов учета имеет строгую законодательную иерархию. Национальные стандарты обязательны к использованию всеми финансовыми

Наши рекомендации