Порядок учета поступления основных средств

Согласно пункту 4 ПБУ 06/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Некоммерческая организация может принять объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, указанные в пунктах «б» и «в» ранее.

Окончательное решение о том, какие предметы и объекты учитывать в составе основных средств, принимает руководитель организации в зависимости от характера и условии ее хозяйственной деятельности. Обычно оно принимается не по каждому предмету в отдельности, а применительно к группе (виду) объектов и оформляется как элемент учетной политики организаций.

В учётном отношении все числящиеся на балансе организации объекты основных средств, в том числе временно не используемые, сданные в аренду или лизинг, учитываются как основные средства в эксплуатации. Данная классификация позволяет определить счета и субсчета, необходимые для учета объектов основных средств.

В соответствии с ПБУ 6/01 бухгалтерский учет основных средств ведётся в целях:

а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств бухгалтерскому учету;

б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств их внутреннего перемещения и выбытия;

в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);

д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

е) проведения анализа использования основных средств;

ж) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Учет поступления основных средств оформляется общими документами:

по форме № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

по форме № ОС-1а - для зданий, сооружений;

по форме № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

Эти документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).

Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

· наименование документа;

· дата составления документа;

· наименование организации, от имени которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

· наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

К учету объекты основных средств принимаются по первоначальной стоимости, которая включает сумму фактических затрат на приобретение, сооружения и изготовление, за исключением возмещаемых налогов:

транспортные расходы, погрузо-разгрузочные, зарплата рабочих, командировочные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением и доставкой основных средств;

суммы, уплачиваемые поставщику, в соответствии с договорами;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

сборы, государственные пошлины, и другие аналогичные платежи;

таможенные пошлины и иные платежи;

не возмещаемые налоги;

другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, и затраты по доведению основных средств до рабочего состояния.

Наши рекомендации