Тема: Введение в систему бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью

2. Функции бухгалтерского учета

3. Бухгалтерский учет в системе наук

4. Нормативно – правовая база, определяющая методологические основы ведения бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью

Бухгалтерский учет представляет собой информацию о кругообороте (производство, распределение, обмен, потребление) средств и ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные) в процессе воспроизводства в различных звеньях хозяйствования.

Бухгалтерский учет – это сплошной и непрерывный учет.

Именно хозяйственная деятельность и определяет требования которыми должен отвечать бухгалтерский учет, чтобы обеспечивать управление хозяйством. Основные требования:

· Методологическое единство с планирование и анализом хозяйственной деятельности. Без такого единства с другими видами учета и с другими видами экономической информации бухгалтерский учет не может гарантировать обратную связь в системе управления

· Полнота отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Необходима для получения всей информации о состоянии хозяйственных средств и их источников

· Правдивость учета

· Точность учетной информации

· Простота и доступность учета

· Экономичность и рациональность

2. Функции бухгалтерского учета

Функции:

· Информационная. Разрозненные данные о единичных фактах систематизируется в бухгалтерском учете в информацию, характеризующую общую картину хозяйственной деятельности, ее результата. Экономические показатели в бухгалтерском учете получаются как результат отражения, обобщения и соизмерения данных обо всех единичных фактах, изменяющих состояние хозяйства

· Контрольная. Она обеспечивается особыми приемами наблюдения и обобщения данных, сопоставимостью показателей плана и учета. Сопоставимость показателей плана и учета обеспечивается единством состава периодичности показателей утверждаемых в плате и отражаемых в учете

3. Бухгалтерский учет в системе наук

Место бухгалтерского учета в ряде наук определяется его логическими взаимосвязями с другими науками:

ü Экономические науки (экономическая статистика, планирование, финансы, отраслевые экономики)

ü Юридические науки (гражданское, административное, трудовое и финансовое право)

ü Философия (разделы онтологии, гносеология, этика, логика)

ü Психология (деловая юриспруденция)

Бухгалтерский учет:

ü Библиография

ü Ревизия и контроль

ü Экономический анализ

ü Судебно – бухгалтерская экспертиза

ü Машинная обработка экономической информации

4. Нормативно – правовая база, определяющая методологические основы ведения бухгалтерского учета на предприятии

ДОПИСАТЬ!

На предприятиях бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Организационно, бухгалтерия может быть самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, или находиться в составе единой экономической службы, возглавляемой финансовым директором.

Главный бухгалтер (финансовый директор), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствие с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за организационные и методические вопросы ведения бухгалтерского учета, ответственность за финансово – хозяйственную деятельность возлагается на руководителя предприятия. Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится в порядке, установленным руководителем. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специально образование или стаж по специальности не менее 3 лет. В организации, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить только при наличии квалифицированного аттестата профессионального бухгалтера, либо аттестата аудитора. Порядок аттестации производится в соответствии с положением об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденным председателем Методологического совета по бухгалтерскому учету при МФ РФ и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ от 15.02.1996 № 16 - 00 – 26 – 02.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояние бухгалтерского учета и отчетность на предприятии. Также при смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи – приема дел, который подписывается главным бухгалтером предприятия – увольняемым и назначаемым.

12.09.2012

Задача 2.4. Распределить имущество по активу и пассиву

Тест 2.8.

Актив Пассив
Деньги на расчетном счете 3000 Незавершенное производство 40000 А
Задолженность покупателей 15000 Задолженность поставщикам за материалы 18000 П
Материалы 12000 Задолженность бюджету по налогам и сборам 5000 П
Прибыль отчетного года 60000 П Добавочный капитал 18000 П
Основные средства 754000 А Уставный капитал 600000 П
Деньги в кассе 8000 А Задолженность подотчетных лиц 1000 А
Нематериальные активы 68000 П Задолженность работникам по оплате труда 68000 П
Амортизация основных средств 5000 П Задолженность органам социального страхования 26000 П
Авансы, полученные от заказчиков 59000 П Резервный капитал 5000
Готовая продукции 16000 А Расходы будущих периодов 30000 А
Краткосрочные финансовые вложения 8000 Резервы предстоящих расходов 20000 П
Амортизация нематериальных активов 4000 Резерв по сомнительным долгам 9000 П
Незвершенное строительство 19000 А Авансы, выданные подрядчикам 26000 А
Целевые поступления из бюджета 31000 П Краткосрочные кредиты банков 14000 П
  Долгосрочный заем 58000 П

Тест 2.8.

1 – 1.1.

2 – 2.1.

3 – 3.3.

4 – 4.2.

5 – 5.3.

6 – 6.2.

7 – 7.1.

8 – 8.1.

9 – 9.3.

10 – 10.2

11 – 11.1

12 – 12.1

19.09.2012

2.5.

Актив Пассив
Материалы Прибыль отчетного года
Наличные деньги в кассе  
Задолженность за покупателями П Задолженность поставщикам за материалы
Основные средства Краткосрочные кредиты банка
Незавершенное производство Задолженность бюджеты по налогам А
Готовые изделия А Уставный капитал П
Задолженность за подотчетными лицами А Добавочный капитал П
Нематериальные активы А Долгосрочные кредиты банка П
Непокрытый убыток А Задолженность работникам по оплате труда П
Амортизация основных средств П Задолженность органам социального страхования П
Амортизация нематериальных активов П Резервы по сомнительным долгам П
Целевое финансирование П Акции других организаций А
Незавершенное строительство А Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги П
Деньги на расчетном счете  

2.6.

Статья баланса На 01.02 Изменения На 01.03 Статья баланса На 01.02 Изменения На 01.03
Основные средства     Уставный капитал    
Материалы   +40000 Резервный капитал     +15000
Незавершенное производство     Прибыль   -15000
Касса   +20000 -20000 Расчеты с рабочими и служащими   -20000
Расчетный счет   -20000 -10000 Расчеты с поставщиками   -10000
Баланс     Баланс    

26.09.2012

02.10.2012

Продолжение

На время отсутствия главного бухгалтера, его права и обязанности переходят к заместителю, о чем объявляется приказом по предприятию.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, ТМЦ – товарно - материальные ценности, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Указанные документы без подписи главного бухгалтера не действительны.

Главная задача бухгалтерии – способствование достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

· Информацию о фактических результатах деятельности предприятия

· Контроль за сохранением средств и их законным и целевым использованием

· Достоверный учет доходов и расходов

· Точный учет и своевременные расчеты с бюджетом, учредителями, поставщиками и другими контрагентами

· Правильное и своевременное составление бухгалтерской отчетности

Основными функциями бухгалтерской службы являются:

ü Учет материально – технических ценностей (основные средства, нематериальные активы, материалы, запасы и т.д.)

ü Учет расчетов по оплате труда (начисление зарплаты, удержание и отчисления из заработной платы, выдача зарплаты и другие операции с персоналом по оплате труда)

ü Учет издержек обращения и затрат на производство (себестоимость, управленческие и коммерческие расходы)

ü Учет финансовой деятельности (реализация товаров, работ, услуг, формирование прибыли, фондов, резервов)

ü Учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, на прочих счетах в банке, расчетах с поставщиками, прочими кредиторами с бюджетом и внебюджетными фондами)

ü Составление бухгалтерской отчетности

Система бухгалтерского учета базируется на общепринятых в мировой практике принципах:

Ø Сплошное документирование

Ø Инвентаризация

Ø Обобщение информации на счетах

Ø Двойная запись

Ø Составление баланса и отчетности

Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ:

§ Соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (должны ознакомиться с информацией buhsoft.ru ознакомиться с примерными положениями в учетной политике, с документооборотом в учетной политике и с самой учетной политикой)

§ Полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации

§ Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам

§ Разграничения в учете текущих затрат и капитальных вложений

§ Тождество данных аналитического учета оборотом и остаткам по счетам синтетического учета

Наши рекомендации