Тема: Введение в систему бухгалтерского учета
1. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью
2. Функции бухгалтерского учета
3. Бухгалтерский учет в системе наук
4. Нормативно – правовая база, определяющая методологические основы ведения бухгалтерского учета на предприятии
1. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью
Бухгалтерский учет представляет собой информацию о кругообороте (производство, распределение, обмен, потребление) средств и ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные) в процессе воспроизводства в различных звеньях хозяйствования.
Бухгалтерский учет – это сплошной и непрерывный учет.
Именно хозяйственная деятельность и определяет требования которыми должен отвечать бухгалтерский учет, чтобы обеспечивать управление хозяйством. Основные требования:
· Методологическое единство с планирование и анализом хозяйственной деятельности. Без такого единства с другими видами учета и с другими видами экономической информации бухгалтерский учет не может гарантировать обратную связь в системе управления
· Полнота отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Необходима для получения всей информации о состоянии хозяйственных средств и их источников
· Правдивость учета
· Точность учетной информации
· Простота и доступность учета
· Экономичность и рациональность
2. Функции бухгалтерского учета
Функции:
· Информационная. Разрозненные данные о единичных фактах систематизируется в бухгалтерском учете в информацию, характеризующую общую картину хозяйственной деятельности, ее результата. Экономические показатели в бухгалтерском учете получаются как результат отражения, обобщения и соизмерения данных обо всех единичных фактах, изменяющих состояние хозяйства
· Контрольная. Она обеспечивается особыми приемами наблюдения и обобщения данных, сопоставимостью показателей плана и учета. Сопоставимость показателей плана и учета обеспечивается единством состава периодичности показателей утверждаемых в плате и отражаемых в учете
3. Бухгалтерский учет в системе наук
Место бухгалтерского учета в ряде наук определяется его логическими взаимосвязями с другими науками:
ü Экономические науки (экономическая статистика, планирование, финансы, отраслевые экономики)
ü Юридические науки (гражданское, административное, трудовое и финансовое право)
ü Философия (разделы онтологии, гносеология, этика, логика)
ü Психология (деловая юриспруденция)
Бухгалтерский учет:
ü Библиография
ü Ревизия и контроль
ü Экономический анализ
ü Судебно – бухгалтерская экспертиза
ü Машинная обработка экономической информации
4. Нормативно – правовая база, определяющая методологические основы ведения бухгалтерского учета на предприятии
ДОПИСАТЬ!
На предприятиях бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Организационно, бухгалтерия может быть самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, или находиться в составе единой экономической службы, возглавляемой финансовым директором.
Главный бухгалтер (финансовый директор), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствие с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за организационные и методические вопросы ведения бухгалтерского учета, ответственность за финансово – хозяйственную деятельность возлагается на руководителя предприятия. Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится в порядке, установленным руководителем. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специально образование или стаж по специальности не менее 3 лет. В организации, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить только при наличии квалифицированного аттестата профессионального бухгалтера, либо аттестата аудитора. Порядок аттестации производится в соответствии с положением об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденным председателем Методологического совета по бухгалтерскому учету при МФ РФ и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ от 15.02.1996 № 16 - 00 – 26 – 02.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояние бухгалтерского учета и отчетность на предприятии. Также при смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи – приема дел, который подписывается главным бухгалтером предприятия – увольняемым и назначаемым.
12.09.2012
Задача 2.4. Распределить имущество по активу и пассиву
Тест 2.8.
Актив | Пассив |
Деньги на расчетном счете 3000 | Незавершенное производство 40000 А |
Задолженность покупателей 15000 | Задолженность поставщикам за материалы 18000 П |
Материалы 12000 | Задолженность бюджету по налогам и сборам 5000 П |
Прибыль отчетного года 60000 П | Добавочный капитал 18000 П |
Основные средства 754000 А | Уставный капитал 600000 П |
Деньги в кассе 8000 А | Задолженность подотчетных лиц 1000 А |
Нематериальные активы 68000 П | Задолженность работникам по оплате труда 68000 П |
Амортизация основных средств 5000 П | Задолженность органам социального страхования 26000 П |
Авансы, полученные от заказчиков 59000 П | Резервный капитал 5000 |
Готовая продукции 16000 А | Расходы будущих периодов 30000 А |
Краткосрочные финансовые вложения 8000 | Резервы предстоящих расходов 20000 П |
Амортизация нематериальных активов 4000 | Резерв по сомнительным долгам 9000 П |
Незвершенное строительство 19000 А | Авансы, выданные подрядчикам 26000 А |
Целевые поступления из бюджета 31000 П | Краткосрочные кредиты банков 14000 П |
Долгосрочный заем 58000 П | |
Тест 2.8.
1 – 1.1.
2 – 2.1.
3 – 3.3.
4 – 4.2.
5 – 5.3.
6 – 6.2.
7 – 7.1.
8 – 8.1.
9 – 9.3.
10 – 10.2
11 – 11.1
12 – 12.1
19.09.2012
2.5.
Актив | Пассив |
Материалы | Прибыль отчетного года |
Наличные деньги в кассе | |
Задолженность за покупателями П | Задолженность поставщикам за материалы |
Основные средства | Краткосрочные кредиты банка |
Незавершенное производство | Задолженность бюджеты по налогам А |
Готовые изделия А | Уставный капитал П |
Задолженность за подотчетными лицами А | Добавочный капитал П |
Нематериальные активы А | Долгосрочные кредиты банка П |
Непокрытый убыток А | Задолженность работникам по оплате труда П |
Амортизация основных средств П | Задолженность органам социального страхования П |
Амортизация нематериальных активов П | Резервы по сомнительным долгам П |
Целевое финансирование П | Акции других организаций А |
Незавершенное строительство А | Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги П |
Деньги на расчетном счете |
2.6.
Статья баланса | На 01.02 | № | Изменения | На 01.03 | Статья баланса | На 01.02 | № | Изменения | На 01.03 |
Основные средства | Уставный капитал | ||||||||
Материалы | +40000 | Резервный капитал | +15000 | ||||||
Незавершенное производство | Прибыль | -15000 | |||||||
Касса | +20000 -20000 | Расчеты с рабочими и служащими | -20000 | ||||||
Расчетный счет | -20000 -10000 | Расчеты с поставщиками | -10000 | ||||||
Баланс | Баланс |
26.09.2012
02.10.2012
Продолжение
На время отсутствия главного бухгалтера, его права и обязанности переходят к заместителю, о чем объявляется приказом по предприятию.
Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, ТМЦ – товарно - материальные ценности, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Указанные документы без подписи главного бухгалтера не действительны.
Главная задача бухгалтерии – способствование достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:
· Информацию о фактических результатах деятельности предприятия
· Контроль за сохранением средств и их законным и целевым использованием
· Достоверный учет доходов и расходов
· Точный учет и своевременные расчеты с бюджетом, учредителями, поставщиками и другими контрагентами
· Правильное и своевременное составление бухгалтерской отчетности
Основными функциями бухгалтерской службы являются:
ü Учет материально – технических ценностей (основные средства, нематериальные активы, материалы, запасы и т.д.)
ü Учет расчетов по оплате труда (начисление зарплаты, удержание и отчисления из заработной платы, выдача зарплаты и другие операции с персоналом по оплате труда)
ü Учет издержек обращения и затрат на производство (себестоимость, управленческие и коммерческие расходы)
ü Учет финансовой деятельности (реализация товаров, работ, услуг, формирование прибыли, фондов, резервов)
ü Учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, на прочих счетах в банке, расчетах с поставщиками, прочими кредиторами с бюджетом и внебюджетными фондами)
ü Составление бухгалтерской отчетности
Система бухгалтерского учета базируется на общепринятых в мировой практике принципах:
Ø Сплошное документирование
Ø Инвентаризация
Ø Обобщение информации на счетах
Ø Двойная запись
Ø Составление баланса и отчетности
Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ:
§ Соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (должны ознакомиться с информацией buhsoft.ru ознакомиться с примерными положениями в учетной политике, с документооборотом в учетной политике и с самой учетной политикой)
§ Полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации
§ Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам
§ Разграничения в учете текущих затрат и капитальных вложений
§ Тождество данных аналитического учета оборотом и остаткам по счетам синтетического учета