II. Хозяйственные процессы и их результаты
1. Процесс заготовления- это приобретение производственных запасов, товаро0материальных ценностей различного вида, необходимых для производственных и хозяйственных нужд и реализации товаров. Результатом такого процесса является экономия или перерасход.
2. Основной процесс производственной деятельности – производство. Данный процесс связан с основной деятельностью организации, с его основной задачей, т е с изготовлением продукции, выполнением работ, оказание услуг. Связан с формированием себестоимости продукции(себестоимость бывает плановая, нормативная, фактическая– формируется по данным бухучета.). Себестоимость бывает общая и производственная.
3. Реализация – основной оценочный процесс. Осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями. Результатом процесса реализации является прибыль или убыток (прибыль – превышение доходов над расходами; убыток – расходы превышают доходы.)
Метод БУ
Состоит из 2х групп методов:
· Общие методы, к ним относятся:
1) синтез
2) анализ
3) индукция
4) дедукция
5) Эксперимент
6) исторический подход
7) Математические методы, итд.
· Связаны непосредственно с методом БУ, которые рассматриваются в качестве приемов и способов, в качестве которых в БУ отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементы методов БУ:
1) Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хоз. операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для продолжения операции, но и способом первичного наблюдения и регистрации. Кроме этого, документация служит в целях контроля, т.е позволяет проводить документальны проверки и обеспечивает сохранность им-ва. Документирование включает в себя обработку и движение первичных документов, до сдачи их .
2) Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным учета. Элемент контроля за сохранностью им-ва предприятия, более того она служит основой для определения себестоимости единиц продукции, работ, услуг, а также для определения издержек производства.
3) Оценка – это способ, с помощью которого, хоз. средства получают денежное выражение. Оценка другими словами – это денежное выражение имущества, обязательств, и иных фактов хозяйственной деятельности.
4) Калькуляция – это себестоимость объектов учета (продукции, работ, услуг). Исчисляется при помощи калькуляции, которая используется для контроля за величиной затрат.
5) Счета – предназначены для группировки текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хоз. средств и их источников открывается отдельный счет. Минфином РФ разработаны и утверждены планы БУ и инструкции по их применению для бюджетных организаций и иных организаций, кроме кредитных. Всего 99 счетов (20 из них не имеют своего названия). По отношению к балансу, счета бывают активные и пассивные. Это связано, с тем, что баланс имеет 2 стороны: актив и пассив. Не зависимо от того, какой счет, активный или пассивный, счет - это двухсторонняя таблица: левая сторона – это дебет, правая – кредит.
6) Двойная запись – это отражение хоз. операции в дебете одного счета и кредите другого счета на сумму хозяйственной операции. Отражение хозяйственных операций в системе счетов БУ, осуществляется при помощи двойной записи, суть которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
7) Баланс – это способ экономической группировки имущества организации по его составу, размещению, источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Баланс входит в состав бухгалтерской отчетности.
8) Бухгалтерская отчетность – это едина система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время. К БУ как элементу метода Бухгалтерской отчетности предъявляется ряд требований:
- достоверность (отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении);
- целостность (отчетность должна охватывать все без исключения хозяйственные операции, в том числе совершенные в филиалах и представительств);
- сопоставимость (соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности.);
- Последовательность (сравнение данных отчетного периода с предыдущими);
- отчетность должна составляться за отчетный период (месяц., квартал, год);
- оформление(должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.)
Бухгалтерский баланс.
Схематично представляет собой таблицу, которая состоит из 2х частей: актив и пассив.
Актив (отражает состав, размещение и использование хозяйственных средств организации.) | Пассив (показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению.) |
Баланс = | Баланс |
ББ составляется на определенную дату, как правило на конец месяца – начало следующего, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности и показывает состояние хозяйственных средств и их источников на дату составления баланса.
Структура баланса:
ББ, руб. о1.10. 2011 (пример)
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
I. Внеоборотные активы. Основные средства НМА (нематериальные активы) Итого: | 250 000 80 000 330 000 | III. Капитал и резервы Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Итого: | 300 000 5 500 6 000 40 000 351 000 |
II. Оборотные активы Производственные запасы Товары Касса Расчетные счета Итого: | 10 000 18 000 1 000 12 000 41 000 | IV.Долгосрочные обязательства; V.Краткосрочные обязательства: 1. Расчеты с поставщиками; 2.Расчеты по оплате труда 3. Расчеты с бюджетом Итого: | - - - - - - 8 000 10 000 19 000 |
Баланс (I +II) | 371 000 | Баланс (III+IV+V) | 371 000 |
Виды балансов.
1) Сальдовый баланс. Составляется путем подсчета остатков (сальдо), по счетам бухгалтерского учета.
2) Оборотный баланс. ОБ, кроме остатков, хозяйственных средств и источников образования имущества на конец и начало периода содержит данные об их движении: дебетовые и кредитовые обороты за отчетный период. По своему строению он отличается от сальдового баланса. ОБ имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
ОБ по своей структуре – это оборотная ведомость по синтетическим счетам.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам.
№ счета | Остаток на начало месяца(баланс на начало месяца) | Обороты за месяц | Остаток на конец месяца (баланс на конец месяца.) | |||
Дебет (актив) | Кредит (пассив) | Дебетовый оборот | Кредитовый оборот | Дебет (актив) | Кредит (пассив) | |
- - - | ||||||
ИТОГ: | ∑= Баланс актив | =∑ Баланс пассив | ∑= | =∑ | ∑ | ∑ |
По времени составления балансы:
- вступительный (начальный) – это первый баланс, составляемый в начале деятельности организации.
- текущий. Составляется периодически. Бывают месячные, квартальные и годовые.
- Заключительный – это отчетный документ о производственно финансовой деятельности организации за определенный период. Составляется на основе проверенных бухгалтерских записей и проведенной инвентаризации имущества и обязательств. Н: баланс составленный по окончании года.
- ликвидационный. Составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
- соединительный. Составляется при слиянии двух или более подразделений организации.
- Разделительный. Составляется при изменении структуры организации, подчиненности, выделении отдельных подразделений.
- консолидированный – это объединенный баланс материнской и дочерней компании.
По объему информации балансы бывают:
- единичные. Отражают деятельность только одной организации и составляются по данным текущего БУ.
- Сводные. Составляются путем сложения сумм по статьям единичных балансов и подведения общих итогов актива и пассива всех организаций в целом.
По способу очистки балансы бывают:
- баланс Брутто. Включает в себя регулирующие статьи, используются для научных исследований, итд.
- Баланс Нетто. Представляет собой, очищенный от регулирующих статей баланс. (амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, торговая наценка.)
По характеру деятельности:
- по основной деятельности (уставной деятельности организации), для промышленных промышленность, торговых – торговля, итд.
- балансы не по основной деятельности.
По формам собственности:
- государственные
Муниципальные
- частные
- совместные
- кооперативные.
Виды изменения баланса под влиянием хоз. операций.