Оценка материалов по методам ФИФО
Показатели | Кол-во ед., кг | Цена за ед-цу, руб. | Сумма, руб. |
1 . Остаток материалов на начало месяца | |||
2. Поступили материалы в течение месяца: | |||
первая партия вторая партия третья партия | 40 20 80 | 18 20 25 | 400 2000 |
Итого приход за месяц: | .- | ||
3. Расход материалов за месяц (150 кг): а) списание по методу ФИФО | 30 40 20 60 | 15 18 20 25 | 1 500 |
Итого расход за месяц: | — | ||
4. Остаток материалов на конец месяца: а) по методу ФИФО |
Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала (исходные данные из таблицы)
1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:
450 + 3 120 = 3 570 (руб.).
2. Определяем количество материала, находящегося в обороте предприятия:
30+ 140= 170шт.
3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала:
3570: 170 = 21 руб.
4. Фактическая себестоимость израсходованного материала:
21 руб. х 150 шт. = 3 150 руб.
Остаток на конец месяца: 20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
МАТЕРИАЛОВ
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
• приходный ордер (ф. М-4);
• акт о приемке материалов (ф. М-7).
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывает «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:
• первый служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
• второй — для оприходования материала получателем;
• третий — для расчетов с автотранспортной организацией;
• четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к
путевому листу.
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступившего груза с данными накладной. При наличии расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.
Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
• лимитно-заборной картой (ф. М-8);
• требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);
• накладной на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на
один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двухэкземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех — получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах, и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимых видов материала для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.
Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой — складу.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону.Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю.
При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА СКЛАДЕ
Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.
Существуют следующие методы учета производственных запасов:
• количественно-суммовой;
• с помощью отчетов материально ответственных лиц;
• оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.
Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).
Типовая форма № М-14
Ведомость учета остатков материалов на складе за 200_г.
Материально ответственное лицо__
№ п/п | Материалы | Номенклатурный номер | Ед. измерения | Цена, руб. коп. | Остаток на 1 января | Остаток на 1 февраля | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | |||||
Всего по складу |
Типовая форма № М-13