Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта
Обязательность ведения учёта. Ведение финансового учета предусмотрено законодательством, то есть обязательно.
Законодательных актов, предписывающих ведение управленческого учёта, нет. Степень его постановки зависит от задач, стоящих перед организацией, и уровня профессиональной подготовки её руководства.
Цель учёта. Целью финансового учёта является составление финансовой отчетности для внешних пользователей
Цель управленческого учёта – обеспечение необходимой информацией руководства, менеджеров предприятия для принятия управленческих решений, оперативного реагирования на изменяющиеся условия производства.
Источники информации. Для финансового учёта – это главным образом данные учётной системы организации, накапливающей финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения.
Для управленческого учёта источниками информации, кроме данных учётной системы предприятия, служат сведения о ситуации на рынке, данные об использовании мощностей организации, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в существующих условиях производства, размеры штрафных санкций при невыполнении сторонами пунктов хозяйственных договоров и многие другие.
Пользователи результатов учёта. Финансовый учёт называют иногда внешним учётом, его результаты, как правило, публикуются, причем отчеты содержат не только финансовую информацию, но и материалы рекламного характера, демонстрирующие успехи фирм в их деятельности, их новые продукты. Эта информация необходима акционерам компаний, держателям облигаций и других ценных бумаг, потенциальным инвесторам, кредиторам и другим внешним пользователям.
Управленческий учёт можно назвать внутренним учётом, его результаты используются только персоналом фирмы, это своего рода "кухня" предприятия, где готовятся материалы для менеджеров.
Формы представления отчетной информации. Финансовая информация представляется в органы налоговой инспекции по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой и другими центральными ведомствами, они едины для всех предприятий независимо от их организационно-правовой формы.
Результаты управленческого учёта могут быть представлены в произвольной форме, удобной для внутреннего использования.
Измерители учётной информации. Для обобщения хозяйственных процессов в финансовом учёте применяются денежные измерители, они являются универсальными, выражаются в рублях (национальной валюте).
Специалисты по управленческому учёту в своей работе пользуются всеми видами измерителей: натуральными, трудовыми, денежными.
Частота представления отчетов. Для финансовой отчетности установлены строго определенные сроки, она представляется по окончании каждого квартала и года.
Материалы отчетов, подготовленных для менеджеров, не ограниченны строгими временными рамками, но очевидно, что оформляться они должны гораздо чаще. Сроки представления таких отчетов устанавливаются непосредственно руководством предприятия (декада, неделя, месяц).
Методика расчетов. Материалы финансовых отчетов основываются преимущественно на первоначальных бухгалтерских данных.
Расчеты в управленческом учёте сосредоточены, прежде всего, на подразделениях внутри организации, основываются на сочетании первоначальных данных, анализа материалов за прошедший период и прогнозных оценок на будущее.
Принципы учёта. Бухгалтерский (финансовый) учёт базируется на общепринятых принципах, таких как принцип двойной записи, принцип обособленности предприятия, сравнимость данных и др. Этими принципами руководствуются как сами бухгалтеры, так и контролирующие органы.
Управленческий учёт общепринятых принципов не имеет, главное − простота и удобство в использовании.
Применение в практической деятельности. Бухгалтерский (финансовый) учёт регистрирует хозяйственные операции на основе документов, подтверждающих их совершение, т. е. этот вид учёта имеет дело с уже происшедшими фактами хозяйственной жизни организации.
Напротив, целью управленческого учёта является выработка рекомендаций на будущее на основании анализа происшедших явлений.
Степень открытости информации. Финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны, является открытой, публичной.
Информация в системе управленческого учета является коммерческой тайной и не подлежит публикации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты организации.
Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- определения объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, к документам бухгалтерского учета и документообороту;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;
и др.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются (на добровольной основе) в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.
Внутренние стандарты организации предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета и устанавливаются организацией самостоятельно.
Стандарты не должны противоречить Федеральному закону № 402-ФЗ.
В основе бухгалтерского учёта лежат следующие основные принципы, допущения и требования:имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации; последовательность применения избранных форм и методов учёта; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления); осмотрительность; приоритет содержания над формой; достоверность, существенность и сопоставимость отчетной информации.
Организация ведет бухгалтерский учёт по правилам, обозначенным Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г.
Учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счётов бухгалтерского учёта. Рабочий план счётов бухгалтерского учёта разрабатывается организацией на основе Плана счётов бухгалтерского учёта, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учёт фактов хозяйственной деятельности ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учётные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Для ведения бухгалтерского учёта в организации формируется учётная политика, которая должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
В бухгалтерском учёте организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Реальные процессы, связанные с изменениями экономической ситуации в стране, находят отражение в отечественном бухгалтерском учёте.
В соответствии с Концепцией, разработанной по решению Правительства Российской Федерации и принятой к реализации в июле 2004 года, дальнейшее развитие бухгалтерского учёта и отчетности должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. повышение качества (надежности, полезности и достоверности) информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчетности;
2. создание инфраструктуры применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), то есть, официальный перевод МСФО на русский язык, обучение стандартам МСФО, обобщение и распространение опыта применения МСФО;
3. изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчетности (усиление роли профессионального сообщества бухгалтеров в процессе принятия и экспертизы стандартов и иных нормативных правовых актов);
4. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, основой которого должен быть аудит как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности организации лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями;
5. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учёта и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.